Развитие туризма остается одной из важнейших задач правительства Ярославской области. Регион в 2014 году неоднократно становился победителем разных рейтингов популярности и номинантом туристических конкурсов. По итогам пользовательского голосования интернет-премии «Звезда Travel.ru 2014», Ярославль назван «Лучшим городом на уикенд». Область вошла в топ-5 поездок по РФ по данным сервиса онлайн-бронирования гостиниц и в Топ-10 наиболее популярных туристических направлений России по данным популярного туристического портала TripAdvisor. В обзоре журнала Forbes Ярославль вошел в число 10 популярных российских городов для отдыха всей семьей. Три проекта от региона удостоены специальных призов по итогам конкурса III Всероссийской открытой ярмарки событийного туризма «Russian Open Event Expo 2014». О том, насколько повлияют санкции, введенные европейскими странами в отношении России, на турпоток, а также об основных направлениях развития туризма в интервью «Интерфаксу» рассказала руководитель агентства по туризму Ярославской области Юлия Ветошкина.
- Юлия Альбертовна, повлияли ли санкции Европы на турпоток в Ярославскую область? Если да, то насколько уменьшилось число иностранных туристов, посетивших регион?
- Ограничительные санкции Евросоюза и США так или иначе повлияли на кризис туристической отрасли в стране. Но, в основном, это касается рынка выездного туризма. В связи со снижением рубля по отношению к доллару и евро в 2014 году многие наши соотечественники отказались от выезда за рубеж. По данным Ростуризма, по итогам 2014 года показатели выездного туризма сократились примерно на 15-20%. В то же время подорожание евро и доллара и падение курса рубля создало для иностранных граждан благоприятные условия для посещения России в целом. Что касается именно Ярославской области, то в 2014 году в результате снижения уровня воды в Волге в Городецком шлюзе наблюдалось сокращение потока иностранных туристов, прибывающих в регион на теплоходах. По уточненным данным, число иностранных туристов, посетивших Ярославскую область, сократилось на 13,8%. Потери в количестве иностранных туристов были компенсированы ростом количества российских туристов и экскурсантов, посетивших Ярославскую область, на 5,5%. Всего область в прошлом году посетили более 3,2 млн человек.
- Подорожание валюты уменьшило поток русских туристов в уже ставшие привычными места отдыха в Турции, Египте, Тунисе. В связи с этим некоторые эксперты прогнозируют увеличение потока россиян в регионы родной страны. Насколько Ярославская область готова к приему большого количества отдыхающих, какие виды туризма, по Вашему мнению, будут наиболее востребованы, какие виды необходимо наиболее активно развивать?
- Введение санкций и связанное с этим подорожание выездного туризма открыли возможности для развития и роста рынка внутреннего туризма. Ярославская область признана среди российских регионов одной из самых привлекательных с точки зрения развития туристской индустрии. Регион по-прежнему любим туристами и располагает всей необходимой инфраструктурой для обеспечения любого вида туризма.
Что касается размещения туристов, то средняя загрузка гостиниц в 2014 году составила 40,9%. Достигнутое значение показателя нельзя считать достаточным, но оно свидетельствует о возможностях принять на территории области большее количество туристов.
В Ярославской области в равной степени активно развиваются все виды туризма: событийный, конгрессный и бизнес-туризм, а также водный туризм. Особое внимание в Ярославской области уделяется детскому и молодежному туризму. Регион входит в число пилотных субъектов ЦФО по развитию детско-юношеского туризма. За счет средств областного бюджета проводятся мероприятия, направленные на развитие туристско-краеведческих маршрутов среди образовательных учреждений области, и экскурсии для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Культурно-событийный туризм в Ярославской области привлекает практически во все районы области сотни тысяч туристов в любое время года. Яркие брендовые событийные мероприятия области такие как «Ярославская Масленица – Главная Масленица страны» (Ярославль), туристский праздник «наШествие Дедов Морозов» (Рыбинск), День Военно-Морского Флота «Петровские забавы» (Переславский район), фестиваль воздухоплавателей на тепловых аэростатах «Золотое кольцо России» (Переславль – Залесский), Международный фестиваль «Фотопарад в Угличе» (Угличский район) стали визитной карточкой туристического образа региона.
Агентство по туризму ведет работу по развитию сотрудничества Ярославской области с провинциями КНР. В текущем году планируется продолжить взаимодействие двух стран в сфере туризма, в том числе в части обмена опытом по реализации проектов так называемого «красного туризма». Понятие «красный туризм» пришло к нам из Китая, где этот термин включает в себя посещение мест боевой и революционной славы в целях идейно-патриотического воспитания населения и сохранения революционных традиций. В России это новый вид туризма, который только начинает приобретать популярность. В текущем году планируется формирование межрегионального маршрута «красный туризм» с последующим его продвижением на межгосударственном уровне. В настоящее время ведется работа по включению туробъектов Ярославской области в этот маршрут.
- Сколько всего туристов Ярославская область примет в этом году?
- Регион в прошлом году посетили 3 млн 277 тыс. человек, это на 4,2% больше уровня 2013 года. Планируем, что в 2015 году турпоток в Ярославскую область увеличится на 22%. Полагаю, что эта задача вполне реальная и выполнимая.