В прошлом году в правительстве Подмосковья была создана новая структура - главное управление по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, которую возглавил экс-министр транспорта региона Петр Кацыв. В интервью "Интерфаксу" он рассказал о задачах и направлениях работы нового ведомства, а также особенностях взаимодействия Московской области с другими регионами и федеральным центром.
- Петр Дмитриевич, почему возникла необходимость организации нового ведомства?
- Главное управление Московской области по взаимодействию с федеральными органами государственной власти (ГУ МО ВФО) создавалось для более эффективного взаимодействия Московской области с федеральным центром в решении вопросов, затрагивающих интересы как Российской Федерации, так и одного из крупнейших ее субъектов.
Одна из основных задач управления - координация действий центральных исполнительных органов в реализации федеральных программ. Таких, где участвует Московская область, насчитывается порядка 30. Главное управление сопровождает и контролирует различные предложения и инициативы губернатора области и правительства региона в федеральных органах представительной и исполнительной ветвей власти.
То есть главное управление является организатором и связующим звеном между федеральной властью и субъектом Российской Федерации, доводит точку зрения Московской области на те или иные хозяйственные или общественные проблемы до сведения федеральных органов власти, в том числе и Государственной думы. Более того, управление следит за тем, как проходят предложения губернатора Московской области о внесении изменений в те или иные федеральные законы или же проекты законов, регламентирующих различные аспекты взаимоотношений. И оперативно принимает меры для того, чтобы точка зрения Московской области была учтена в законопроекте.
Кроме того, управлением проводится мониторинг действующих нормативно-правовых актов и готовящихся проектов законодательных актов, как федерального уровня, так и Московской области.
- С какой целью проводится этот мониторинг – для дальнейшего совершенствования законопроектов?
- Речь идет об анализе положений иных законодательных актов и выявление в сравнении с ними в законодательном акте, в отношении которого проводится мониторинг дублирования государственных функций, коррупциогенных факторов. Например, нечетко изложенные полномочия должностных лиц могут способствовать злоупотреблению служебным положением. Мониторинг дает возможность выявить недостатки закона или иного нормативного акта, сформулировать и подготовить изменения в правовой акт, четко и ясно определить перечень действий граждан и должностных лиц в различных сферах отношений, обозначить документы, необходимые для представления по каким-либо вопросам. По результатам проведенного мониторинга готовится информационно-аналитический доклад губернатору Московской области, по результатам которого, в свою очередь, готовятся необходимые предложения об изменении законодательства. Таким образом, законодательный мониторинг представляет собой очень большую и скрупулезную работу.
На первый взгляд может показаться, что деятельность главного управления напрямую не направлена на рост благосостояния жителей Московской области, состояния бизнеса, а также решение иных социально-экономических задач. Однако тот комплекс задач, который возложен на главное управление, напрямую влияет на развитие перечисленных направлений.
- Расскажите подробнее о взаимодействии с федеральными органами государственной власти. Что на сегодняшний день сделано в этом направлении?
- Федеральные органы имеют свои структуры на территории Московской области. Это территориальные органы: налоговые, судебные, прокуратура и многие другие. Их работа на территории нашей области имеет огромное значение, поэтому главное управление тесно с ними контактирует.
Так, главным управлением проведены рабочие совещания с представителями администраций всех муниципальных районов Московской области, в ходе которых был выявлен ряд проблемных вопросов, касающихся взаимодействия органов местного самоуправления районов и городских округов Подмосковья с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области.
Вопросы, выявленные в ходе совещаний, были проанализированы, сформированы по отраслевому и ведомственному признаку и направлены в органы исполнительной власти Московской области для рассмотрения по существу. Хочу отметить, что большая часть этих вопросов уже решена положительно, по остальным работа продолжается. Ряд социально значимых вопросов, затрагивающих жизненно важные интересы широких слоев населения области и требующих более тщательной проработки, взял под личный контроль временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Юрьевич Воробьев.
- Взаимодействие с другими регионами также входит в полномочия управления?
- Это важное направление нашей деятельности. Как правило, это взаимодействие отражается в соглашениях по различным аспектам. На сегодняшний момент организуется работа по заключению от лица Московской области экономических, торговых и культурных соглашений с другими регионами нашей страны, которые позволят активизировать совместную деятельность по этим вопросам.
Организация межрегиональных связей исполнительных органов государственной власти Московской области с исполнительными органами других субъектов Российской Федерации только кажется простой задачей. В действительности, заключение соглашения с субъектом Российской Федерации влечет подписание других договоров, контрактов, соглашений между конкретными исполнителями, берущими на себя обязательства что-либо создать, организовать, инвестировать, выполнить. В первую очередь, это экономические вопросы, содействие инвестициям, выгодный товарообмен. В ряде случаев Московская область выступает гарантом исполнения обязательств тем или иным контрагентом. Контроль исполнения межрегионального соглашения, одной из сторон которого является Московская область – одно из приоритетных полномочий главного управления. В планах ГУ МО ВФО - вопрос об организации взаимовыгодных отношений с государствами – участниками СНГ.
- Расскажите о действующих соглашениях Подмосковья с другими регионами.
- На сегодняшний день подписаны и действуют 16 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве со следующими регионами России: с Республиками Башкортостан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва. С Астраханской, Калужской, Курганской, Ленинградской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Челябинской областями и Хабаровским краем.
Врио губернатора Московской области А.Ю.Воробьев и правительство Московской области придают большое значение укреплению и развитию межрегиональных связей. На долю российских регионов приходится более 55% от общего товарооборота Московской области, включая и внешнеэкономические связи.
Межрегиональное сотрудничество с субъектами Российской Федерации осуществляется в трех основных формах: в рамках заключаемых двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, по прямым связям между муниципальными образованиями в рамках побратимских отношений, и в рамках взаимодействия с различными федеральными объединениями, фондами, союзами и трансрегиональными компаниями.
Одним из главных показателей состояния сотрудничества между регионами является их взаимный товарооборот. Объем товарооборота (ввоза-вывоза) Московской области с регионами Российской Федерации в 2012 году достиг 1,7 трлн рублей (в 2011 году этот показатель составил – 1 497,8 млрд рублей). Московская область вывозит в регионы России продукцию пищевой промышленности, лекарственные средства, мебель, автомобильные шины, стекло, бытовую электронику, товары легкой промышленности (шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые ткани и изделия из них), машиностроительную продукцию, включая транспортные средства (тепловозы, электропоезда, автобусы, автоспецтранспорт и легковые автомашины), минеральные удобрения, лифты, шифер, линолеум, теплоизоляционные материалы, ламинированные покрытия, плитку и другие строительные материалы, спиртосодержащую продукцию, пиво и вино.
Основными торгово-экономическими партнерами Московской области по объему товарооборота являются города Москва и Санкт-Петербург, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Волгоградская, Калининградская, Кемеровская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Тверская, Тульская, Тюменская, Челябинская области, Краснодарский край, Пермский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан (в 2011 году на 25 субъектов РФ объем межрегионального товарооборота составил 85%).
- Расскажите о самых важных, а также перспективных проектах региона в рамках торгового сотрудничества.
- В стадии проработки и согласования находятся проекты соглашений о сотрудничестве с Кабардино-Балкарской Республикой и Вологодской областью и проекты программ сотрудничества на 2013–2015 г.г. с Республиками Татарстан, Тыва, Мордовия, Тамбовской областью.
В рамках действующих соглашений и программ подмосковные торговые комплексы и рынки предоставляют свои площади для торговли продукцией, произведенной в других регионах России. В Раменском районе на постоянной основе реализуется продукция Республик Мордовия, Башкирия, Калужской и Астраханской областей, в Клинском районе – Тверской области, народных промыслов Ленинградской области, в Пушкинском районе – тамбовский трикотаж и продукты коневодства из Башкирии.
Продолжается работа по организации на территории многих муниципальных образований Московской области выставок-ярмарок, выставок-презентаций с широким привлечением к участию предпринимателей из регионов России. Для обеспечения участия в мероприятиях предпринимателям оказывалась всесторонняя информационная поддержка. В октябре-ноябре 2012 года на проходивших сезонных ярмарках повсеместно реализовывался картофель и плодоовощная продукция из Тамбовской и Саратовской областей, Республики Мордовия, бахчевые - из Астраханской и Ростовской областей, мед и гастрономические продукты – из Башкортостана, специи – из Ленинградской области.
Регулярно проводились выставки-ярмарки в Одинцовском районе. Так, на площадях муниципального унитарного предприятия "Одинцово-ЭКСПО" в четвертом квартале прошлого года проведено семь выставок-ярмарок с участием представителей других регионов России. В выставках-ярмарках "Товары для всех", "Покупайте отечественное" были представлены в широком ассортименте одежда, обувь, кожгалантерея, косметика и парфюмерия, книги, товары для дома, ювелирные изделия, производимые предприятиями многих регионов России. На выставке-ярмарке "Мастера России" покупателям предлагались изделия современного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, ювелирные изделия, поделочные камни и самоцветы, ткани, кружево, батик, вышивка, меховые изделия, декоративные изделия из дерева, кожи, стекла и керамики.
В настоящее время с Республикой Тыва прорабатывается ряд совместных проектов, в том числе группой компаний МОЛМАШ (производство молочных продуктов для детского питания), создание предприятий по забою скота и глубокой переработке рыбы с целью поставок продукции в Московскую область. Планируется также создание на территории Тывы современного автоматизированного производства промышленного розлива экологически чистой питьевой воды. Объемы привлекаемых капиталовложений из субъектов Российской Федерации в экономику Московской области пока несопоставимы с иностранными инвестициями, поэтому данное направление межрегионального сотрудничества требует дальнейшего внимания и развития.
Вместе с тем, на практике уже имеются положительные примеры. Это, прежде всего, строительство организациями из нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих регионов России (Татарстан, Башкортостан, Тюменская область) сети бензозаправочных станций на территории Московской области (вся сеть насчитывает порядка 200 станций). Так, "Татнефть" (Республика Татарстан) владеет 80 автозаправочными станциями, а это не только современная инфраструктура, но и налоги, и рабочие места.
В 2013 году управлением организована работа по дальнейшей активизации межрегионального сотрудничества, в том числе, по созданию информационного ресурса (интернет-портала) с базой данных нормативных документов, деловых предложений и проектов Московской области и субъектов Российской Федерации.