Ярославская область прочно встала на путь инновационного развития экономики. Успешное выполнение задач по комплексному развитию и повышению конкурентоспособности региона напрямую зависят от наличия высококвалифицированных кадров. О том, какие меры принимает правительство Ярославской области по поддержке и развитию интеллектуального кадрового потенциала, в интервью агентству "Интерфакс-Центр" рассказала советник губернатора Ярославской области по вопросам высшей школы и науки Ирина Лоханина.
- Научный кадровый потенциал формируется из студенчества. Какие меры поддержки оказывает правительство Ярославской области студентам?
- Поскольку субъект федерации в соответствии с законодательством имеет ограниченные полномочия в сфере высшего профессионального образования, то поддержка студенчества, преподавательского состава вузов и ученых осуществляется через решение социальных задач и в основном в рамках определенных разрабатываемых программ перспективного развития. До 2009 года в регионе были областные целевые двухгодичные программы, преемственно переходящие одна в другую и направленные на социальную поддержку студентов и преподавателей, поддержку интеллектуального кадрового потенциала. Сейчас студентам выплачиваются областные стипендии, регулируемые Социальным кодексом Ярославской области и именные, утверждаемые постановлением губернатора. Областные стипендии делятся на два вида: академические выплачиваются за успехи в учебе, общественной работе, спорте и в науке; другие - социальные, выплачиваются студентам, имеющим доход, ниже прожиточного минимума, а также лицам, относящимся к категории сирот, инвалидам.
Всего в области учреждено 500 академических и социальных стипендий для студентов вузов очной формы обучения, 100 стипендий по социальной поддержке аспирантов, ординаторов и ассистентов кафедр вузов, выплачиваемых из областного бюджета.
Учреждены три именные стипендии - В.Терешковой, Ф.Волкова, А.Айламазяна. Они выплачиваются студентам, наиболее отличившимся в учебе, научно-исследовательской деятельности, общественной работе. С 1 сентября текущего года размер именных стипендий увеличен на 30%. В конце сентября Ярославская областная Дума в первом чтении поддержала предложение правительства области по повышению размера и областных стипендий, которое будет реализовано с принятием соответствующего закона.
- На какую поддержку могут рассчитывать учреждения образования и ученые?
- Правительство области оказывает финансовую поддержку научных мероприятий, проводимых вузами, участия преподавателей и студентов в научных конференциях, конкурсах. Работники вузов, имеющие заслуги в сфере образования, получают губернаторские выплаты, преподавателям и студентам оказывается адресная социальная помощь. Ежегодно при поддержке правительства проходит выставка образовательных услуг "Образование и карьера".
Каждый год в области проводятся научные конкурсы: на соискание премии губернатора области и на получение грантов в сфере науки и техники, конкурсы научно-исследовательских работ преподавателей и студентов вузов.
Гранты губернатора в сфере науки и техники учреждены в 2001 году и вручаются раз в два года. В последнем конкурсе выделили номинацию прикладных заказных тем. Актуальные темы для развития региона предлагали областные департаменты. Этот опыт интересен и для самих ученых, поскольку заявки определили перспективные тематики для научных разработок.
- В соответствии с концепцией долгосрочного развития РФ на период до 2020 года одним из основных направлений развития экономики станет формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров. В Ярославской области определены 13 направлений приоритетных сфер экономики. Наиболее ощутимы результаты создания фармкластера. Каким образом планируется осуществлять подготовку кадров для фармацевтической отрасли?
- Для подготовки кадров планируется активно подключать вузы. В фармкластер включены 4 государственных вуза. Образовательный проект включает в себя несколько направлений: подготовку техперсонала, послевузовскую дополнительную подготовку и переподготовку, производственную практику и стажировки. Кроме того, в рамках реализации проекта предусматривается сотрудничество с фармкомпаниями по подготовке специалистов, проведение научных исследований и разработок. Немаловажное значение имеет сотрудничество бизнеса и государства. Сейчас при участии медицинской академии и технического университета ведется разработка программ дополнительного профессионального образования специалистов, в том числе руководителей лабораторий и производственных участков. В будущем на базе профильных образовательных учреждений планируется открытие учебных классов, имитирующих производственные участки фармпроизводства. На базе педагогического университета создан центр "Инновационные исследования", который специализируется на исследованиях в области новейших технологий создания лекарств. В трех вузах области реализуется стипендиальный проект ЗАО "Р-Фарм". При поддержке правительства области и вузов компания провела конкурс и определила 50 стипендиатов. Они пройдут обучение, а затем стажировки в ведущих зарубежных фармкомпаниях. Количество стипендиатов в этом году будет увеличено в два раза.
- В рамках развития кластеров в регионе планируется создание научных центров. Какие принципы лежат в основе этой идеи?
- Главная идея заключается в том, что научный центр - это не большой институт, который создается на века. Кроме того, совершенно не обязательно, чтобы это было юридическое лицо. Скорее это авторский коллектив, временный трудовой коллектив, несколько организаций, интегрирующихся на совместных исследованиях и занимающихся проектной деятельностью. Например, появляется задача по разработке какого-то нового продукта, и к ее решению подключаются отдельные специалисты в данной области. Это позволяет оперативно решать задачи по разработке новых технологий и продуктов.
- В условиях ограниченных полномочий субъектов РФ в части высшего профессионального образования на каких принципах строится региональная политика в этой сфере?
- Поиск новых форм взаимодействия исполнительной власти, образовательных учреждений и работодателей в интересах социально-экономического развития области является для регионального правительства приоритетом. К ярким примерам такого взаимодействия можно отнести создание при соучредительстве Ярославской области ассоциации вузов региона, создание организационных основ дополнительного образования государственных гражданских служащих в сфере менеджмента на базе Высшей школы менеджмента и инноваций Международной академии бизнеса и новых технологий.
Сейчас одной из задач работы ассоциации вузов является разработка новой целевой программы поддержки кадрового интеллектуального потенциала. Скорее всего, программа будет ведомственная, предусматривающая механизм финансирования из областного бюджета прикладных исследований, которые предполагают внедрение результатов интеллектуальной собственности в хозяйственную сферу или экономику. При формировании кластеров будут появляться проекты в различных отраслях. Мы должны четко знать, куда направлять финансовые ресурсы. При этом целесообразно заложить финансирование различных мероприятий проекта, включающих в себя исследования, разработку, внедрение и получение патентов. Средства могут быть предусмотрены в различных отраслевых статьях областного бюджета.
- Какие механизмы могут оказать существенное влияние на развитие кадрового потенциала и материально-технической базы учреждений высшего образования в регионе?
- В том случае, если на территории области есть федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, то регион становится предметом федерального внимания. Такие учебные заведения получают серьезное финансирование из федерального бюджета, имеют возможность не только модернизировать оборудование, решать задачи по подготовке кадров, но и развивать материально-техническую базу социальной сферы. Это в том числе касается и вопросов предоставления жилья молодым ученым. Но мы пока, к сожалению, не заявлены как территория, где может быть создан федеральный университет, мы пока не имеем и национально-исследовательского университета, поэтому такие проекты пока остаются в будущем. Многое зависит от инициативы и активности самих вузов, от результативности их участия в федеральных конкурсах. Показательно, что Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова стал победителем конкурса на получение госфинансирования для развития инновационной инфраструктуры. Основным принципом взаимодействия исполнительной власти и образовательных учреждений является поступательность в разработке и реализации совместных проектов, что дает надежду впоследствии получить весомые результаты на качественно новом уровне.