Совет директоров ОАО "МРСК Центра" принял решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 года к регулированию тарифов на основе методологии RAB. По итогам 2008 года в рамках подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB, в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ". Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа.
О новой системе тарифорегулирования и определении параметров эффективности инвестиций - интервью с заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО "МРСК Центра" Евгением Бронниковым.
Евгений Алексеевич, чем обусловлена необходимость изменения системы тарифообразования для распределительных сетевых компаний?
В рамках действующей системы ценообразования "затраты плюс" - наследия плановой системы социалистических времен - тарифы для электросетевых компаний ежегодно устанавливаются региональными энергетическими комиссиями. В этой системе мы каждый год доказываем, что нам необходимы те или иные затраты. И часто результат зависит от того, как мы умеем обосновать, то, что нам необходимо, и насколько РЭК хочет или не хочет нас услышать.
У такой системы много недостатков - это отсутствие фактора, стимулирующего оптимизацию операционных затрат и чёткой взаимосвязи между ценой и качеством оказываемых услуг, отсутствие прозрачности регулирования из-за субъективности принимаемых регулирующими органами решений, недостаточный объём инвестсредств в составе тарифных решений, трудности разработки перспективного планирования и прогнозирования доходности инвестиций.
При этом положении вещей инвестиционная программа никогда не бывает долгосрочной. Эта система ценообразования оказала заметное влияние на уровень износа основных фондов большинства электросетевых компаний. В некоторых регионах России износ сетей к настоящему времени достиг критического значения в 80 процентов, что вынуждает энергетиков ежегодно существенно увеличивать затраты на эксплуатацию оборудования, при очевидном снижении качества и эффективности услуг.
В чем преимущества метода RAB?
Метод доходности инвестированного капитала - Regulatory Asset Base, или RAB - представляет собой систему тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов и нацелен на привлечение масштабных инвестиций в отрасль (тариф меняется раз в три-пять лет). Главным принципом этой методики является обеспечение возврата вложенных инвестором средств за установленный период, равный сроку службы активов компании, и получение нормированного дохода. Новая система построена на договоренности бизнеса и регулятора о долгосрочных параметрах, в которых - в случае, если менеджмент показывает свою эффективность, то акционеры компании вправе рассчитывать на дополнительные доходы, за то, что они владеют этой компанией.
При переводе филиалов МРСК Центра на новую систему регулирования совокупный объем инвестиций может достигнуть уровня 20 277 млн рублей.
Мы считаем данный метод перспективным, позволяющим привлечь масштабные инвестиции в нашу отрасль. Данный метод интересен почти для всех участников рынка, как для инвесторов - наших акционеров, так и для потребителей в регионах, и непосредственно для нас.
Новый тариф повлияет на качество оказываемых компанией услуг?
Новые подходы существенно отличаются от действующих и ужесточают требования к руководству компании. Теперь менеджменту необходимо будет, с одной стороны, обеспечивать заданный уровень прибыли для акционеров и его превышение за счет снижения операционных расходов, с другой - гарантировать целевое использование средств и исполнение стандартов надежности и качества.
Переход на систему тарифообразования RAB накладывает дополнительные обязательства на сетевые компании и в части применения стандартов надежности и качества обслуживания потребителей. Вводятся параметры продолжительности, частоты отключений, исполнения нормативов на подключение и реакции на аварийные ситуации. Критерии оценки устанавливает Минэнерго, а ФСТ РФ определяет факторы их влияния в методике RAB. Это позволяет повысить клиентоориентированность, так как благодаря переходу на RAB появляется жесткая зависимость выручки компании от уровня обслуживания клиентов. Потребитель выигрывает.
Расскажите, что из себя представляет механизм сглаживания роста тарифа?
На основании Методических указаний ФСТ по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных 26 июня 2008 года, органы регулирования вправе применять механизм сглаживания. Данный механизм применяется во избежание резкого роста тарифов после перехода на RAB-регулирование и заключается в перераспределении валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования.
В механизме сглаживания задействованы компания, которая изначально предлагает размер сглаживания, и региональная энергетическая комиссия, одобряющая расчет тарифа, в том числе и размер сглаживания, и направляющая в ФСТ заявление по согласованию перехода на RAB-регулирование. Величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания, возвращается компании в последний год долгосрочного регулирования проиндексированная на норму доходности инвестированного капитала. Данный механизм позволяет избежать резкого роста тарифа и перераспределить финансовую нагрузку в рамках долгосрочного периода регулирования.
Что в первую очередь нужно сделать при внедрении RAB?
В первую очередь, мы стремимся убедить РЭК и администрации региона в необходимости и целесообразности осуществить этот переход. Второе - проводим переоценку активов компании для определения их справедливой стоимости, т.е. размера инвестированного капитала. Поскольку на начальном этапе перехода на RAB предусмотрены существенные объемы инвестиций, основной упор делается на определение оптимальных показателей их эффективности для компании. Измененный подход должен гарантировать возвратность и рыночную доходность вложенных средств, способствовать улучшению качества оказываемых услуг и экономически стимулировать снижение издержек.
Мы будем производить оценку инвестпроектов в два этапа. Первый предусматривает расчет показателей рентабельности проекта в целом и, как следствие, проведение классификации.
Необходимо выявить наиболее экономически перспективные проекты, например профильные проекты нового строительства, связанные с вводом мощностей, повышением эффективности работы оборудования, проекты, направленные на подключение новых потребителей, то есть развитие рынка сбыта. Во-вторых, нужно систематизировать проекты по обеспечению исполнения стандартов надежности и качества. На втором этапе акцент будет сделан на распределении инвестпроектов по степени рентабельности - на основании показателей качества и надежности.
Как реагируют представители региональных администраций на новую систему тарифообразования?
Конечно, регионы достаточно настороженно подходят к нововведению. Но мы готовы к диалогу и компромиссу. Администрация региона, стремящегося к развитию, привлекает на свою территорию инвесторов с их проектами, для реализации которых необходим современный и надежный электросетевой комплекс.
Инициативу Холдинга МРСК о переходе на новый метод тарифорегулирования поддержали на высшем уровне. Что мы ждем от государства?
Что касается расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то здесь мы ждем от государства субсидирования процентной ставки по кредитным ресурсам, привлекаемым для инвестиций под цели RAB-регулирования в сумме превышения ее фактической величины (реальной ставки привлечения) над установленной ФСТ РФ нормой доходности на инвестированный капитал (12%).
Мы также рассчитываем на предоставление государственных гарантий Правительства РФ и субъекта Российской Федерации для обеспечения обязательств под кредиты, привлекаемые электросетевыми распределительными компаниями. Нужно учесть объем финансирования инвестиционной программы филиалов и процентные платежи, рассчитанные за весь период пользования кредитными ресурсами
Мы надеемся также на предоставление льготных кредитов по ставке, не превышающей утвержденную Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 г. № 152э/15 норму доходности на инвестированный капитал - 12%.
Ваш прогноз: что в будущем даст работа по системе RAB-регулирования тарифов для ОАО "МРСК Центра"?
Одна из стратегических целей нашей компании - это снижении износа оборудования, что в свою очередь приведёт к улучшению качества электроснабжения для конечного потребителя. Мы стремимся повысить надежность и качество электрооборудования, снизить стоимость техприсоединения. С экономической точки зрения внедрение RAB-регулирования позволит сдерживать относительные затраты и прирост тарифа в краткосрочном периоде, а в перспективе - снизить тариф для конечного потребителя.