Указом губернатора Брянской области от 11 февраля 2013 года N116 образован департамент внутренней политики, который вошел в структуру правительства Брянской области. Это новый институт региональной власти, и сегодня нередко можно услышать вопрос, а зачем нужно было создавать такой департамент, какие у него функции? За ответами на эти вопросы мы обратились к заместителю председателя правительства Брянской области Александру Макарову, который курирует работу департамента.
- Александр Николаевич, департамент внутренней политики - это….
- Это орган исполнительной власти, главной задачей которого является проведение единой государственной политики в сфере местного самоуправления, печати и СМИ, взаимодействие с политическими партиями, общественными, национальными объединениями, институтами гражданского общества. Властями страны были определены основные направления развития страны на ближайшую и среднесрочную перспективу. И для эффективной работы по выполнению указов президента требуется и более эффективная модель управления, в том числе и на региональном уровне. В этой модели департаментам внутренней политики отведена важная роль. Они должны обеспечить максимальную открытость власти, стать базовой площадкой для открытого диалога всех слоев общества, привлечения граждан в процессы построения гражданского общества, т.е. это - своего рода лакмусовая бумага для выявления настроений людей, их мнений по тем или иным важнейшим направлениям государственной политики.
- Если попытаться одним словом сформулировать цели и задачи департамента - это, прежде всего, идеология?
- Нет, одним словом цели и задачи департамента внутренней политики отобразить невозможно. Потому что только взаимодействие с муниципальными образованиями, а их сегодня на территории области 289, включает в себя очень широкий круг вопросов. И основное из них - оказание практической и методической помощи по реализации 131-го федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, департамент проводит изучение социально-экономической ситуации в муниципалитетах, занимается вопросами образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц и муниципальных образований, установления или изменения их границ, подготовкой соответствующих проектов законов на утверждение в Брянскую областную Думу. Это, прежде всего, правовая, аналитическая деятельность.
- Взаимодействие с органами местного самоуправления и для губернатора, и для правительства Брянской области имеют приоритетное значение?
- Безусловно, но так было не всегда. Формы поддержки должны быть самыми разнообразными, ведь любые планы, благие намерения должны подкрепляться и конкретным делом, и полновесным рублем. Только с приходом команды губернатора Николая Денина ситуация кардинально изменилась.
Начиная с 2005 года, проводится конкурс на лучшее муниципальное образование Брянской области среди городских и сельских поселений. Победителям конкурса, кроме дипломов губернатора, вручаются ценные призы. С 2005 по 2012 годы муниципальным образованиям было вручено 27 автомобилей, современное компьютерное оборудование, другая необходимая техника.
С 2008 года по инициативе губернатора проходит праздник урожая среди муниципальных районов. Для награждения победителей, а конкурсные комиссии определяют тройку лучших, опираясь на статистические данные по важнейшим сельскохозяйственным показателям, выделяются значительные - 60-80 миллионов рублей - денежные средства для благоустройства районных центров. Благодаря такой практике за последние шесть лет администрацией области было выделено около 400 миллионов рублей на благоустройство 15 районных центров.
С 2011 года стал традиционным праздник урожая среди сельских поселений. Победители также могут потратить свои денежные призы, а их финансовое обеспечение из областного бюджета составляет 7,5 миллионов рублей, на благоустройство своих поселков.
- Быть лучшими в Брянской области не только почетно, но и выгодно?
- Слово "выгодно" здесь не совсем подходит. Конечная цель грантовой поддержки губернатором муниципальных образований - это серьезный стимул для органов местного самоуправления для развития, укрепления материально-технической базы своих муниципалитетов. Ведь лучшими становятся не по взмаху волшебной палочки, а только благодаря реализации планов социально-экономического развития территорий, собственной работе, собственным вложениям. А чтобы вложить, нужно уметь заработать и максимально эффективно расходовать каждый рубль, каждую копейку. Поэтому грамотных управленцев, настоящих рачительных хозяев своих городов и поселений, которые работают на результат, нужно поощрять. И эта практика будет обязательно продолжена.
- Из 289 муниципальных образований Брянской области 226 - это сельские поселения, бюджеты которых формируются практически на 80-90% за счет ассигнований из области. У сельских глав, и такая ситуация не только на Брянщине, а по всей России, ограничены возможности получения собственных доходов. Резервов нет. А люди на местах со своими просьбами, проблемами - отремонтировать или почистить дорогу, спилить дерево - приходят именно к местной власти…
- Резервы есть всегда. Просто нужно их искать, учиться зарабатывать деньги самостоятельно. И здесь опять мы возвращаемся к слову "хозяин", который должен быть в каждом поселении. Это человек, имеющий необходимые опыт и знания, чтобы исполнять свои полномочия. Кадровая проблема, особенно в сельских поселениях, стоит наиболее остро. Но и она постепенно решается. Реализация 131-го федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" позволила нам за последние годы организовать повышение квалификации в общей сложности более 800 работников органов местного самоуправления.
А уже после прохождения азов организации муниципальной службы, повышения экономической грамотности лучшие "университеты" - это практическая, изо дня в день, работа на местах. И эта работа ведется. В 2012 году во всех сельских поселениях Брянской области были разработаны программы социально-экономического развития с учетом специфики территорий. На их основе в 2013 году сформирована единая областная программа развития сельских поселений Брянской области на 2013-2018 года. Она включает меры по решению таких важных задач, как увеличение числа рабочих мест на селе, развитие фермерских хозяйств и семейных ферм, поддержка малого и среднего бизнеса, расширение перечня государственных и муниципальных услуг для жителей сельской местности, привлечение инвестиций в сельские муниципальные образования.
- Александр Николаевич, Брянщина имеет уникальное географическое положение - на стыке трех славянских государств, поэтому ее нередко называют "западными воротами" России. Но это не только дает определенные преимущества, но и налагает ответственность, ведь ворота, образно говоря, при любой экономической погоде должны сверкать. Что делается в этом направлении правительством Брянской области?
- У нас 37 городских и сельских поселений имеют общую границу с Украиной и Белоруссией, поэтому развитие приграничных территорий для областной власти всегда было приоритетным направлением работы. В целях их поддержки в 2012 году была разработана необходимая правовая база и объявлен конкурс на лучшую программу социально-экономического развития приграничного поселения Брянской области. Согласно итогам проведенного в 2013 году конкурса определены пять программ победителей: Белоберезовского городского поселения Трубчевского района, Вышковского городского поселения Злынковского района, Воронокского городского поселения Стародубского района, Рудневоробьевского сельского поселения Гордеевского района, Мирнинского сельского поселения Клетнянского района. Каждое из этих муниципальных образований получит от 6 до 7 миллионов рублей, которые будут направлены на социально-экономическое развитие, благоустройство территорий. Общая сумма грантовой поддержки из областного бюджета составит 32 миллиона рублей.
- Александр Николаевич, после реализации ФЗ N131 в Брянской области число муниципальных образований выросло с 41 до 289. Руководителей стало больше, и ни для кого не секрет, что далеко не всегда они ладят друг с другом, в результате страдает дело. Как удается решать проблемы, связанные, с так называемым, человеческим фактором?
- Такие кризисные ситуации есть в каждом регионе Российской Федерации. И в том числе и они стали толчком к внесению на федеральном уровне в октябре 2010 года поправок в ФЗ N131, которые дают возможность перехода к исполнению полномочий администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, администрацией района, то есть администрация поселения в этом случае не создается. Данная норма закона на сегодня уже реализуется в регионах Российской Федерации в целях оптимизации системы муниципального управления, его централизации и единоначалия, сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления, понятности и доступности системы муниципального управления. Так в Брянской области в настоящее время в уставы МО "Карачевский район" и "Карачевское городское поселение", МО "Дятьковский район" и "Дятьковское городское поселение"" в установленном порядке внесены изменения, позволяющие перейти к исполнению администрациями районов полномочий городских администраций с 1 октября 2014 года.
- Какие еще проблемы высветила реформа местного самоуправления в Брянской области?
- Финансовую несамостоятельность основной массы муниципалитетов. И что не менее важно, низкую социальную активность граждан, медленное развитие на местном уровне институтов гражданского общества. Понимаете, одно дело сказать "мне не нравится", другое - пойти и сделать самому. Вот с этим, последним, у нас проблема, потому как критиковать власть всегда легче, чем подумать, предложить разумное и эффективное решение проблемы и помочь воплотить его в жизнь.
- В 2012 году были внесены поправки в федеральный закон "О политических партиях", который значительно упростил процедуру их регистрации. Как отразились эти меры на региональном политическом поле?
- Лучше всего охарактеризуют ситуацию на Брянщине не слова, а цифры. До внесения поправок в ФЗ "О политических партиях" на территории области было зарегистрировано 8 региональных отделений политических партий, которые были представлены в парламенте страны, самые известные из них - "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР.
За минувший год - с июня 2012 по июнь 2013 года - количество политических партий и движений, зарегистрировавших в Минюсте свои региональные отделения, выросло до 42. Сегодня у нас работают отделения партий "Новая Россия", "Гражданская платформа", движения "Суть времени" и многих других. Участвуя в жизни страны, области, района, люди хотят реализовать свои планы, амбиции. Это нормально для демократического общества.
Кроме политических партий, на территории области работают более тысячи некоммерческих общественных объединений и организаций. Многие из них ведут активную работу в нашем регионе и нацелены на взаимодействие и сотрудничество с региональной властью, жителями Брянщины.
- А с чем конкретно идут представители общественных объединений к губернатору Брянской области?
- Вопросов множество. Это помощь и поддержка в реализации проектов, проработка социальной значимости инициатив НКО, их обсуждение, представление Брянской области на всероссийских съездах, форумах и многое другое.
Только с апреля 2013 года по поручению губернатора Брянской области департаментом внутренней политики были организованы и проведены несколько значимых мероприятий: экскурсионно-культурная поездка в Москву представителей общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества, в которой приняли участие 19 вдов и матерей. В июле при поддержке правительства Брянской области представители ветеранских организаций приняли участие в торжественных мероприятиях в Калининграде, посвященных открытию единственного в России памятника-мемориала "Воинам-разведчикам". А 25-28 июля Брянщина принимала 70 гостей и участников патриотической акции Российского Союза ветеранов Афганистана "Марш памяти" под девизом "Ветераны войн без границ", которые посетили мемориальный комплекс "Партизанская Поляна", побывали в Погарском, в Климовском районах. А на границе трех славянских государств у Монумента Дружбы прошла встреча 150 ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-афганцев России, Украины и Белоруссии.
- Александр Николаевич, а насколько совместимы в одном департаменте управление по работе с муниципалитетами и институтами гражданского общества и управление по работе со средствами массовой информации? Это ведь как два полюса.
- А вы вспомните законы физики - полюсы притягиваются. А если серьезно и по существу, то ничего несовместимого в деятельности этих управлений нет. Районные газеты, телерадиокомпания "Брянская Губерния", учредителем которых является департамент, выходят на территории муниципальных образований и, в первую очередь, отображают жизнь региона и своих районов, результаты деятельности местных администраций, направленные на повышение качества жизни населения. Мы работаем на одном поле, поэтому это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие направления нашей деятельности.
Функции департамента внутренней политики как одного из органов исполнительной власти Брянской области очень обширны, он должен уметь и делать многое, единственное, кем он не должен быть - так это пожарным, т.е. мы не должны тушить пожары разногласий, когда они уже разгорятся, мы должны их предотвратить. Еще раз повторюсь, это не идеология, это аналитика, прогнозы, умение видеть на два шага вперед. Это необходимо для стабильного развития нашего региона, нашего общества.