Эксклюзив
3 апреля 2014 г. 14:01

Замгубернатора Калужской области Р.Заливацкий: "Вложения в логистику окупаются за счет привлечения новых инвестиционных проектов"

Замгубернатора Калужской области Р.Заливацкий: "Вложения в логистику окупаются за счет привлечения новых инвестиционных проектов"

27-28 марта в Калуге прошел Транспортно-логистический конгресс субъектов ЦФО TransCargo. В центре внимания участников конгресса оказалась тема улучшения инвестиционного климата в регионах и привлечение инвесторов в региональные транспортно-логистические проекты. В интервью "Интерфаксу" заместитель губернатора Калужской области Руслан Заливацкий рассказал о том, каких успехов в этой сфере удалось добиться калужанам.

- Руслан Анатольевич, востребована ли данная тема (развитие транспорта и логистики) в регионах ЦФО?

- Экономическое развитие субъектов Центрального Федерального округа всегда было связано с географическим положением, а именно - с расположением вблизи столицы. Москва - как центр притяжения финансов и товаров мирового уровня - задает высокую планку развития соседних территорий. Особенно это актуально для инвестиционной деятельности. Ведь по всем остальным условиям (полезные ископаемые, площадь, человеческие ресурсы) большинство областей вокруг Москвы равны между собой. Быть успешным регионом ЦФО, значит быть одним из лучших по качеству созданного инвестиционного климата. То есть создать такие условия для ведения бизнеса, на которых в регион захотят инвестировать крупные международные компании - открывать производства, развивать новые высокотехнологичные отрасли промышленности.

К такому развитию стремятся все регионы ЦФО.

Калужская область первой смогла создать действительно работающую инвестиционную систему, первой привлечь множество крупных иностранных компаний. Развитие территорий идет по кластерному принципу. Сегодня среди калужских кластеров наиболее выделяются: автомобилестроительный кластер, фармацевтический и транспортно-логистический кластеры.

Развитие логистики в регионе шло одновременно с развитием промышленности, созданием новых производств. На эту сферу инвесторы обращают особое внимание. Недостаточно просто факта близости к Москве. Для каждого крупного производства необходим надёжный и эффективный транспортный коридор для поставки сырья и вывоза готовой продукции. Именно поэтому правительство области с момента прихода в регион первых иностранных компаний начало активно модернизировать и развивать транспортно-логистическую инфраструктуру. За основу был принят формат мультимодальных логистических центров, а позже - грузовых деревень.

Сегодня в регионе работают два таких центра - Freight Village Rosva занимается обслуживанием предприятий в индустриальных парках вокруг Калуги; Freight Village Vorsino образует вместе с аэропортом "Ермолино" крупнейший транспортный узел на севере области, способный обслуживать не только Калужскую, но и Московскую область.

С 2007 года по настоящее время грузооборот в Калужской области вырос в 23 раза. Это - огромная нагрузка, с которой едва бы справилась старая версия нашей транспортной системы. Соответственно развитие регионов ЦФО напрямую зависит не только от того, как быстро они сумеют создать новую экономику, модернизировать собственные производства, но и от того, смогут ли эти территории соответствовать стандартам логистики нового поколения.

Такие мероприятия, как TransCargo, позволяют регионам получить ценный опыт в создании современной логистической инфраструктуры. А инвесторы могут оценить серьезность намерений той или иной территории, перспективность инвестирования в регион. Ведь именно логистика, зачастую, является определяющим фактором в прибыльности бизнеса.

- Какие договоренности были достигнуты по итогам конгресса и какие соглашения подписаны?

- Аналитика результатов конгресса будет готова в самое ближайшее время. Пока мы говорим о предварительных его итогах. И здесь стоит отметить подписание трех значимых соглашений.

Первое - Меморандум о сотрудничестве между Freight Village RU (FVRu) и компанией GEFKO. Стороны договорились о совместном использовании инфраструктуры мультимодальных логистических терминалов "Фрейт Вилладж Росва" и "Фрейт Вилладж Ворсино". Это повысит конкурентоспособность сервисов GEFKO за счет переноса акцента с автомобильного на железнодорожный транспорт. Договоренность предусматривает объединение усилий обеих сторон для организации регулярных контейнерных поездов и интеграции терминально-логистических центров Калужской области в Международные транспортные коридоры.

Второе - соглашение о создании союза "грузовых деревень", подписанное FVRu, Инвестиционным Центром Остбранденбург и Ассоциацией Немецких грузовых деревень (DGG). Основная идея соглашения - совместное развитие интермодальной грузовой деревни FVRu в Калужской и Московской областях и Франкфурте (Одер). Уже сегодня это важнейший логистический узел в Общеевропейском транспортном коридоре: Франкфурт - Брест - Минск - Москва.

И третье - это кредитное соглашение между Внешэкономбанком и "Фрейт Вилладж Калуга Север" о предоставлении 3,7 млрд рублей. Средства будут направлены на финансирование объединенного транспортно-логистического комплекса в формате "грузовая деревня" на территории индустриальных парков "Ворсино" и "Росва". Проект был представлен в рамках конгресса. Концепция комплекса разработана при содействии DGG. Это будет современный логистический центр, который обеспечит не только контейнерную обработку грузов, но и качественные складские, таможенные, экспедиторские и страховые услуги.

- Калужские "грузовые деревни" объединились в союз с логистическими операторами Германии. Что это даст предприятиям, которые реализуют инвестиционные проекты на территории Калужской области?

- Прежде всего, это даст предприятиям Калужской области быстрый и легкий доступ к международным грузовым коридорам, также будет способствовать интеграции в существующую высокоэффективную логистическую систему. Это, в свою очередь, приведет к оптимизации логистических процессов внутри компаний, снизит издержки. А любая оптимизация логистики - это увеличение прибыли предприятия.

- На протяжении двух дней в Калуге велось активное обсуждение развития транспортной системы РФ в целом и конкретных регионов. Намерены ли власти Калужской области по итогам дискуссии внести некоторые коррективы в стратегию развития транспорта и логистики на долгосрочную перспективу и на текущий год?

- Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры региона идет в полном соответствии как с федеральными программами, так и со стратегией социально-экономического развития региона.

Создание современных логистических центров и комплексов происходит параллельно с развитием новых производств в области, модернизацией традиционной промышленности. Безусловно, в такой долгосрочной перспективе трудно просчитать все нюансы создания кластера логистики. Но от намеченных планов руководство области не отказывается. Большинство изменений касаются корректировки программ финансирования проектов в сфере логистики, а также, что логично, изменений некоторых сроков сдачи инфраструктурных объектов.

Некоторые корректировки могут быть вызваны изменениями форм собственности и управления крупными логистическими проектами. Но каждый из запланированных проектов в сфере логистической инфраструктуры региона будет реализован. От этого напрямую зависит благополучие не только области, но и ее жителей, конкурентоспособность калужского инвестиционного предложения.

- Можно ли назвать приоритетные направления в части развития транспорта и логистики в Калужской области на ближайшую перспективу?

- В 2014 году область планирует только наращивать темпы модернизации транспортной инфраструктуры - как наземной, так и воздушной.

Если говорить о дорожной сети, то в планах - начало проекта по созданию Южного объезда Калуги. Это - весьма амбициозный проект, предполагающий соединение между собой трассы М-3 "Москва - Киев" и трассы М-4 "Крым". В рамках проекта будет построен еще один мост через Оку, а межрегиональный трафик пойдет целиком в объезд Калуги. В этом проекте предполагается участие частных инвесторов. Сейчас по проекту идут переговоры с Российским фондом прямых инвестиций.

Развитие логистических центров Калуги и области идет в современном европейском формате Freight Village - "грузовая деревня". Этот формат позволяет создать логистические комплексы, полностью подготовленные не только к приему и оформлению грузов, но и к их хранению, сортировке, масштабированию и сегментированию партий товаров. В таких "деревнях" всегда есть сопроводительная бизнес-инфраструктура: деловые центры, комплексы хранения (в том числе и с морозильным оборудованием), гостиницы.

Но наиболее перспективный проект калужской логистики - это Freight Village Vorsino. Общая площадь под проект доходит сегодня до 600 гектаров. Эти площади обеспечены современной транспортной инфраструктурой: ж/д терминалом, автодорогой и аэропортом "Ермолино".

Уже сейчас в логистическом комплексе работает таможенный пост, открыта железнодорожная станция для приема контейнерных поездов. В текущем году завершится строительство ключевых объектов инфраструктуры. Грузовая деревня будет максимально использоваться для обслуживания резидентов индустриальных парков, а также для переправки части грузов из Московского транспортного узла.

Развитие воздушных перевозок - это третье перспективное направление для области. Сейчас идёт процесс создания двух полноценных международных аэропортов. На севере региона аэропорт "Ермолино" (бывший военным) готовится к реконструкции. В "Ермолино" Калужская область совместно с авиакомпанией UTair создадут современный международный аэропорт и обслуживающий комплекс. Основной упор будет сделан на low-cost перевозки с трафиком до 8 млн пассажиров в год. Этот проект позволит существенно разгрузить "Домодедово" и "Внуково", ведь к калужскому аэропорту планируется пустить аэроэкспресс из Москвы. Осталось протянуть лишь ж/д ветку от станции "Ворсино" до аэропорта - это не более 2 километров. Дело осталось только за проведением работ подрядчиками РЖД. Срок реализации проекта аэропорта намечен к 2017 году.

Еще одна масштабная задача - завершение модернизации взлетно-посадочной полосы международного аэропорта "Калуга". Сейчас его реконструкцией занимаются китайские подрядчики. К концу 2014 года планируется уже провести испытания нового покрытия аэропорта, а к 2015 модернизировать всю инфраструктуру и начать перевозки.

- Какова перспектива создания платных дорог, проходящих по территории региона? Что это даст калужанам?

- Развитие сети платных автодорог действительно горячо обсуждалось на конгрессе. Но есть четкое законодательное ограничение - плату за проезд можно взимать, только если дорога полностью соответствует принятым государственным стандартам. Кроме того ни одна дорога не может быть платной, если отсутствует бесплатный "дублер". Поэтому, прежде чем говорить о платных дорогах, необходимо привести большую часть дорожной сети региона в соответствие с нормой.

Развитие дорожной сети региона идет с прогнозированием увеличения трафика в ближайшие годы. Сейчас в приоритете - развитие южных территорий региона. Модернизация и обновление федеральной трассы М3 не является выходом при возрастании грузопотоков в южном направлении. Большое количество грузовых машин просто разбивают трассу за несколько лет. Именно поэтому уже сейчас идет расширение параллельных М-3 автодорог межрегионального и регионального уровней. Как пример: сегодня многие жители Брянской области предпочитают ехать в Москву не через федеральную трассу, а через автодорогу Хвастовичи - Калуга. Внимание к южной части Калужской области связано также и с развитием особой экономической зоны "Людиново". Для ее резидентов будет доступна лучшая транспортная сеть.

Если же говорить о создании платных участков автодорог на территории области, то на первых этапах речь идет только о проезде большегрузного транспорта, особенно по федеральным трассам. Ведь сейчас, по сути, перевозчики грузов пользуются дорожной сетью бесплатно. Можно загрузить несколько фур в Краснодаре или Донецке и везти груз в Москву. Для многих компаний это гораздо выгоднее, чем железнодорожные перевозки. А разбитые дороги их мало волнуют.

Благодаря введению оплаты за проезд большегрузной техники станет возможным гармонизировать поток грузового транспорта по дорогам области. Во-первых, такие перевозки будут осуществляться только, когда это действительно необходимо и выгодно. Во-вторых, на рынке останутся только серьёзные крупные компании, которые следят за своими грузами и техническим состоянием авто. Ведь как часто на сегодняшних дорогах можно встретить неисправные тягачи с плохо закрепленным опасным грузом. Зачастую у таких "перевозчиков" и разрешений нет.

Планов по монетизации автомобильных дорог для легкового транспорта пока не так много. Например, такие планы есть в отношении участка автодороги Москва - Киев, но осуществятся они только после того, как будет полностью завершена реконструкция дорожного полотна. Взимание платы также возможно, если дорога строится на основе концессионного соглашения, то есть, с привлечением частных инвестиций. Таким, например, должен стать проект "Южного объезда" Калуги.

- Где Калужская область находит источники финансирования?

- Сегодня вопросы финансирования логистических мощностей правительство региона решает комплексно. Содержание уже имеющегося дорожного и железнодорожного фонда осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов. Большую часть, конечно, выделяет область. Так, в 2013 году на поддержание и развитие дорожной инфраструктуры было израсходовано порядка 3 млрд рублей. В 2014 году планируется увеличить эту сумму до 3,5 млрд. Это необходимые траты, так как в регионе сегодня идут масштабные строительные работы, функционируют крупные промышленные производства. В конечном итоге все эти средства окупаются за счет привлечения новых инвестиционных проектов.

Но обновления существующей инфраструктуры уже недостаточно для динамичного развития. Необходимы современные комплексы, новые подходы к логистическим операциям. Такие проекты, как уже было сказано, в регионе реализуются. Некоторые из них уникальны не только для ЦФО, но и для России. Важно, что на финансирование этих проектов регион практически не просит средств из федерального бюджета. Мы работаем с частными инвесторами, реализуем проекты на принципах государственно-частного партнерства.

Наши крупнейшие проекты наземной логистики - комплексы Freight Village Rosva и Freight Village Vorsino - финансируются на средства, полученные от реализации земельных участков под строительство предприятий резидентов индустриальных парков региона, то есть, за счет прибыли от "новой" экономики. Но самое главное, что в этих проектах мы активно привлекаем новых инвесторов. Создание сопутствующей инфраструктуры, подъездных путей, обслуживающих доков - эти сферы открыты для заинтересованных компаний. Если оценить текущие масштабы и перспективы промышленности области, можно понять, что желающие инвестировать в логистику региона находятся довольно быстро.

Больше всего федеральных средств используется в развитии воздушного транспорта. Но и здесь их доля не превышает 30%. Так, на развитие международного аэропорта "Ермолино" в рамках федеральной программы поступают средства по линии МВД - примерно 7 млрд рублей на модернизацию и расширение взлетно-посадочной полосы. При этом ещё 7 млрд рублей привлекаются областью от частных инвесторов, которые вкладываются в инфраструктуру аэропорта и сопутствующий бизнес. Для международного аэропорта "Калуга" из требуемых 3,6 млрд рублей, только 900 млн выделяются в рамках федеральной программы, а 200 млн - правительством области. 200 млн рублей регион выделит и в 2014 году.

Поэтому, можно сказать, что развитие логистики в Калужской области сегодня зависит от дальнейшей инвестиционной политики. Получение федеральных средств - это прекрасное подспорье в развитии, но если надеяться только на такую помощь, то никаких инновационных проектов реализовать не удастся.

- Транспортно-логистический конгресс Центрального федерального округа TransCargo в этом году прошел впервые. Можно ли сказать, что мероприятие станет ежегодным, и делегаты вновь вернуться в Калугу уже в 2015 году?

- Безусловно, проведение подобных мероприятий крайне важно для скоординированного, эффективного развития отрасли. Поэтому проводить конгрессы нужно. Нужно собирать на них как можно больше компетентных, заинтересованных в развитии этой сферы экспертов, бизнесменов, представителей власти.

Вопрос о том, в каком регионе пройдет транспортный конгресс в 2015 году, - второстепенный. Если право стать хозяином конгресса вновь будет предоставлено Калужской области, мы будем искренне рады.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще