С 5 по 8 ноября в столице Великобритании прошла ежегодная выставка международной индустрии путешествий и туризма World Travel Market, в которой приняла участие Ярославская область. В Лондоне регион совместно с Санкт-Петербургом предлагал новый туристический продукт. О деталях выставки, ее итогах, а также планах на будущее «Интерфаксу» рассказал заместитель губернатора Ярославской области Игорь Елфимов.
- Игорь Станиславович, Ярославская область не в первый раз участвует в лондонской выставке. В чем отличие нынешней выставки World Travel Market-2012?
- Да, мы в этом форуме участвуем не первый раз. Формат выставки меняется каждый год. В этом году был единый стенд российской делегации – вся выставка была построена по принципу деления на страны. Мероприятие проходило в Лондонских доках, что лично мне показалось очень креативным. Нам удалось фактически выкрасить российский стенд в цвета Ярославской области. Перед центральным входом висел огромный плакат с надписью Pure Russia – этот слоган придумали мы. Слоган продвигал российскую экспозицию. От России помимо Ярославской области на выставке были представлены Москва, Санкт-Петербург, республика Татарстан, Иваново, а также курорты Северного Кавказа.
- Какие основные цели делегация Ярославской области ставила перед собой на World Travel Market-2012?
- Считаю, что мы великолепно отработали на стенде российской делегации. От региона работало шесть англоговорящих людей - все они ярославцы, все в теме, все любят свою землю, все патриоты, поэтому за четыре дня удалось провести порядка 500 различных переговоров. Статистика показывает, что порядка 250-300 подобных контактов будут иметь дальнейшее развитие. Думаю, после этой выставки мы привлечем большое количество туристов в ближайший год. На выставке мы совершенно неожиданно провели переговоры с авиакомпанией Ryan air – известным европейским дискаунтером. Штаб-квартира этой авиакомпании находится в Ирландии, она занимается перевозками в Европе. Сейчас Ryan air планирует выйти на российский рынок. С помощью этого перевозчика мы намерены соединить авиасообщением Ярославль и Европу. Это, конечно, не означает, что со следующего месяца мы уже будем летать в европейские страны – должно пройти около двух лет с момента первых переговоров.
Также в рамках выставки мы провели переговоры с компанией «РЖД-тур» – дочерней компанией ОАО РЖД, которая специализируется на обслуживании и создании новых туристических маршрутов. Я пообщался с исполнительным директором этой компании. В частности, мы обсудили маршрут Москва-Ярославль. Электричка между этими городами уже давно перестала быть «электричкой с колбасой» и стала очень важным туристическим маршрутом. Москва-Переславль-Ростов-Ярославль – прекрасный маршрут для туриста. Конечно, есть автобусные туры, но мы бы хотели, чтобы между этими городами ходил туристический поезд. Мы уже давно думаем, как запустить такой поезд в Переславль-Залесский, но прежде необходимо восстановить железнодорожную ветку.
- С какими туристическими продуктами делегация Ярославской области ехала в Лондон?
- На совещании в рамках весеннего Международного туристического форума мы говорили о том, что туризм не должен иметь границ, поэтому был предложен совместный продукт с Санкт-Петербургом. Мы не пытались, как некоторые другие регионы, продвигать только Ярославскую область. Естественно, мы говорили о маршруте, который пролегает через наш регион, но в своем выступлении я говорил и о Владимире, и об Иваново, и о Костроме, чем заслужил благодарность соседних регионов. Сейчас мы хотим совместно с крупнейшим петербургским туроператором Baltic travel организовать маршрут «Имперская Россия – Pure Russia». Речь идет о том, что туристы, которые приезжают в Петербург, могли бы на несколько дней посетить Ярославль и посмотреть Золотое кольцо. Выходя с таким предложением на выставку, мы понимали, что этот продукт не для туристов, а для туристических и транспортных компаний. Но скажу вам, что интерес к этому продукту большой, потому что он востребован на рынке.
Хочу отметить, что в последнее время мы наблюдаем стагнацию на маршруте Золотого кольца, интерес иностранцев к турпродукту снижается. Кто мечтал побывать здесь, уже побывал и вряд ли вернется, хотя бы потому, что это не самый дешевый вид туризма. Нам необходимо предлагать что-то новое. Сейчас мы собираемся сделать ставку на интерактивный и событийный туризм. С этим предстоит много работать, ведь одними памятниками туристов уже не привлечешь. Традиционно у нас масштабно, оригинально отмечаются Рождество, Масленица, День медведя, День любви, Яблочный спас. В области также множество эксклюзивных внутрирегиональных событий, таких как фестиваль воздухоплавателей в Переславле и так далее. Эти направления мы и планируем развивать. Мы можем сделать ставку на Масленицу, поскольку она вызывает огромный интерес у иностранцев.
- Расскажите о ближайших планах Ярославской области на туристической выставке в Шанхае, которая начнется 15 ноября.
- В Шанхае Ярославская область будет сдавать очередной зачет. Мы представим маршрут Золотое кольцо, который, как мы полагаем, заинтересует китайцев, особенно с учетом того, что туристический поток из Китая в Россию неуклонно растет. Что важно, это не челноки, а реальные туристы. В этом смысле потенциал Китая крайне велик. В Поднебесной активно формируется средний класс, в настоящее время он составляет около 500 млн человек. Эти люди достаточно активно ездят по другим странам. В Санкт-Петербурге, например, в прошлом году на 40% вырос поток туристов из Китая. Кстати, продукт «Имперская Россия – Pure Russia» будет рассчитан и на китайских туристов. Мы представим его в Шанхае. У нас уже есть с двумя китайскими провинциями, в которых проживает более 200 млн человек, туристические соглашения – мы намерены подписать с ними протоколы. Через два года мы рассчитываем принять 1 млн туристов из обеих провинций. Забайкальский округ, например, подписал с Китаем соглашение на 2,5 млн туристов в год, но там, конечно, есть и торговый туризм, который нас не столь интересует. Конечно, ставку только на Китай мы делать не будем, но то, что Китай «растет» в туризме, – факт. И это необходимо использовать.
- Стоит ли ожидать в Ярославле событий, сравнимых по масштабам с лондонской и шанхайской выставками?
- Мы сами считаем конгресно-выставочный туризм перспективным. Может быть, скажу смело, но в Ярославской области есть к этому все предпосылки, только пока не хватает ресурсов. Но это дело перспективное, потому мы что мы находимся близко к Москве, у нас развивается аэропорт, скоростное железнодорожное сообщение.
Основная проблема в том, что в Ярославской области нет специализированного конгресс-центра, который бы имел площади для проведения выставок, большого количества секций одновременно. Сейчас появились возможности проводить подобные мероприятия в новом концертно-зрелищном центре или гостинице SK Royal, но этого недостаточно. Поэтому мы будем искать возможности привлечения частного капитала для строительства конгресс-центра, так как понимаем, насколько интересен для региона деловой туризм.