Центр / Эксклюзив 25 июня 2010 г. 16:50

Замгубернатора Ярославской области И.Елфимов: "Регион идет по пути диверсификации экономики"

Замгубернатора Ярославской области И.Елфимов: "Регион идет по пути диверсификации экономики"

- Игорь Станиславович, в регионе утверждена концепция кластерной политики до 2015 года. Каковы основные направления создания новой отраслевой структуры экономики Ярославской области?

- На территории области есть предпосылки развития тринадцати перспективных кластеров: дизелестроения, газотурбостроения; технического текстиля, льнопереработки; автокомпонентов, полиграфического машиностроения, кабельной продукции; сыроделия и молокопереработки; IT-, нано- и биотехнологий; лакокрасочного, резинотехнического, туристического, фармацевтического кластеров. При этом региональные власти не будут отказываться от поддержки тех социально значимых отраслей, которые по различным причинам не войдут в перспективные кластеры.

До 2015 года планируется создать на территории области 3-5 перспективных кластеров, организовать 5-7 индустриальных парков и крупных инвестиционных площадок с необходимой инфраструктурой, увеличить до 2015 года объем инвестиций в основной капитал на 50%, разработать до 10 региональных инвестиционных проектов и привлечь софинансирование для их реализации из институтов развития России, увеличить долю производства конкурентоспособных на российском и международном уровне конечных продуктов.

Выгодами реализации промышленной кластерной политики может стать эффект не только для якорной отрасли, но и для смежных, а также для развития отраслей комплексных услуг. Например, кластерный подход позволяет снизить затраты предприятий на подготовку кадров. Согласитесь, центр подготовки кадров для лакокрасочной промышленности одному заводу не построить, а объединение нескольких предприятий вполне справится с организацией учебного центра. Проблема подготовки кадров - комплексная. Если промышленники хотят образованных сотрудников высокого качества и в нужном количестве, то необходимо прогнозировать свои потребности. Если нам сегодня не говорят, сколько токарей потребуется производству через 5 лет, то через пять лет токарей не будет вообще или их будет пять на всю область и каждый из них будет стоить, возможно, 5 тысяч долларов.

Интеграция науки, образования, бизнеса и власти позволяет на новом уровне решать проблемы отрасли. Одно предприятие вряд ли в полной мере сможет воспользоваться федеральными программами поддержки, его физически не видно на этом уровне. Имея в регионе территориальные и отраслевые объединения предприятий, правительство области может гораздо эффективнее защищать, лоббировать интересы отрасли на федеральном уровне. И я считаю, что наш губернатор проделал фантастическую работу. Если в 2008 году мы, включившись в различные программы правительства страны, получили 4 миллиарда рублей, то в прошлом - уже 8 миллиардов.

- А какова сегодня ситуация в промышленности Ярославской области? По физическим показателям промышленность области демонстрирует рост. Какие вы видите перспективы выхода на докризисный уровень, дальнейшего роста?

В Ярославской области сегодня работает порядка 4 тысяч предприятий. Мы мониторим около 50 предприятий, вокруг которых сосредоточено до 80% регионального производства и которые в целом формируют картину в регионе. При этом они дают не более 50% валового регионального продукта.

Ярославская экономика чрезмерно зависима от двух отраслей - машиностроения и химической промышленности, которые во многом ориентированы на российское автомобилестроение и транспортное машиностроение. Поскольку те упали в несколько раз, то, соответственно, и наши предприятия оказались в зоне сопоставимого падения. Необходимо уходить от этой критической зависимости, снизить долю машиностроения. Причем, речь идет не об объемах производства, а его доле - за счет роста других отраслей. Если вновь создаваемые кластеры - фармацевтический, туристический, технических тканей - займут в структуре ВРП по 10-15%, в области будет более сбалансированная экономика, не подверженная резким колебаниям.

Аналитики утверждают, что автопром вернется на докризисный уровень в 2011-2012 годах. Сегодня часть предприятий смогла диверсифироваться внутри себя, найти новых заказчиков. Подобные программы реализуют ОАО "Полимермаш-Татнефть", Гаврилов-Ямский ОАО ГМЗ "Агат". Диверсификация и модернизация позволяют создать стартовую площадку для дальнейшего развития. Вторая волна кризиса может коснуться тех предприятий, которые сегодня не занимаются модернизацией. Через 2-3 года у них будут проблемы, и причина будет заключаться не в том, что спрос упал, а в том, что спрос упал именно на их продукцию.

Мы призываем сегодня собственников: избавляйтесь от лишних мощностей, сделайте инвентаризацию, ужмитесь в площадях, организуйте некие площадки, готовые к аренде или продаже. Многих инвесторов в относительно нестабильной экономической ситуации интересует браунфилд. Нужно обеспечить востребованный спрос - оптимизировать, структурировать уже существующие производственные площади и мощности, чтобы потенциальный резидент смог войти с минимальными вложениями и не высокими экономическими рисками. Надо воспользоваться ситуацией. Тем более, что сегодня свободных площадей находящихся в распоряжении предприятий г.Ярославля хватит на строительство еще одного промышленного Ярославля. На многих заводах задействована треть территорий. Зачем нести убытки на содержании незадействованных мощностей?

Кризис породил некоторые иллюзии. По сути, он помог тем, кто не вкладывался в модернизацию - не обеспечивая качества продукции, они могут держать низкие цены, а значит, пока продукция имеет спрос. Но дальнейшее развитие ситуации развеет иллюзии. В страну приходят предприятия с высокой конкурентоспособностью продукции, например, производители отечественных экскаватаров скоро уже не смогут составить конкуренцию продукции ярославского завода японской компании Komatsu.

Выход - в модернизации, развитии инноваций, в эффективном, грамотном использовании производственных мощностей; в кооперации со своими отраслевыми партнерами; в создании индустриальных парков. По этому пути идет сейчас ОАО "Тутаевский моторный завод". Правительство области принципиально договорилось с собственниками о выделении части территории для создания промышленного парка. Самостоятельно ТМЗ осуществляет похожую политику. Руководство предприятия создает условия и привлекает своих партнеров для реализации сборочных и производственных проектов на своей территории, в незадействованных цехах. Сегодня ТМЗ достигнуто принципиальное согласие и несколько компаний из смежных с двигателестроением отраслей планируют занять площади в Тутаеве. В числе этих компаний один из мировых лидеров по производству уплотнителей для автомобилей "Сааргуми Русланд". Планируется производство безредукторных механизмов для лифтов. Ведутся переговоры на производство энергоустановк для федеральной программы по энергоэффективности, возможно, откроется сборка белорусских грузовиков и тяжелой техники "МАЗ".

Индустриальный парк, который создается в Тутаеве при помощи правительства области, позволит поместить на единой территории, под единым управлением малый и средний бизнес и смежные производства. Используя единую коммунальную и энергетическую инфраструктуру, при определенном количестве резидентов можно будет радикально снижать и управлять инфраструктурными издержками компаний индустриального парка.

В регионе разрабатываются проекты организации целых индустриальных зон для размещения новых производств, в рамках кластерного подхода, один из примеров фармацевтический и машиностроительный парки близ "Новоселок".

- Мы с вами подошли к проблеме моногородов, которые в кризисные годы стали очагами социальной напряженности. Из 27 моногородов, которые вошли в программу первоочередной федеральной поддержки - два ярославских города - Тутаев и Гаврилов-Ям. Как происходит реанимация моногородов?

- Разработку комплексных инвестиционных планов (КИП) модернизации моногородов Ярославской области планируем завершить в августе. На сегодняшний день ситуация следующая: по комплексному инвестиционному плану в развитие моногорода Тутаева в 2010-2015 годах планируется инвестировать более 15 млрд рублей из бюджетных и внебюджетных источников, из которых 70% - средства инвесторов.

Естественно, мы заинтересованы в как можно большей диверсификации экономики Тутаева. Завод обеспечивал занятость 17% населения, поэтому столь болезненно отозвались кризисные сокращения на предприятии. Кроме того, в экономике Тутаева значительное число рабочих мест в малом бизнесе зависело от контрактов завода. Реализация КИП позволит снизить долю "монопредприятия" ТМЗ в экономике с 52 до 43% уже в этом году.

К 2012 году будет готова первая очередь индустриального парка для размещения предприятий среднего размера из отрасли автокомпонентов.

Если говорить о дополнительном потенциале Тутаева, то это, конечно, возможности по развитию туризма. По оценкам экспертов, Тутаев - один из самых туристически привлекательных моногородов России, однако отсутствие туристической инфраструктуры сдерживает потенциал.

Мы приглашаем инвесторов не упускать представившиеся возможности, так как через несколько лет Тутаев должен стать еще одним самоцветом в "Золотом Кольце России".

В Гаврилов-Ямском районе доля двух градообразующих предприятий в докризисный 2007 год составила 62%. В числе ключевых направлений модернизации экономики района - создание промышленного парка на свободных земельных участках и площадях ОАО "ГЯЛК", реализация инвестиционного проекта ОАО ГМЗ "Агат" по расширению ассортимента продукции с целью выхода на новые рынки сбыта. Намечены реконструкция и модернизация коммунальной инфраструктуры города, строительство второй очереди центральной районной больницы.

Важнейшую роль в улучшении экономического профиля экономики моногорода должны стать программы по поддержке малого и среднего бизнеса, программы по переобучению и развитию инфраструктуры предпринимательства. Как и в Тутаеве, правительство области надеется на то, что Гаврилов-Ямские достопримечательности и креатив жителей сделают город значительным туристическим центром Ярославской области. За последнее время количество туристов, посетивших город выросло в несколько раз.

Кроме двух городов, которые вошли в первую очередь программы федеральной поддержки, в области еще 2 моногорода и 4 монопоселения. Как я уже говорил, сейчас идет разработка комплексных инвестиционных планов для каждого из них. Причем в работе над планом развития каждого города и поселения нет шаблонных ходов, каждый город нуждается в определении и поддержке своей компетенции, в решении проблем, которые мешают региональной экономике развиваться.