- Виктор Геннадьевич, каким образом будет происходить переориентация высшего и среднего специального образования региона под реальные запросы экономики и социальной сферы региона?
- Сейчас идет формирование механизмов системы взаимодействия начального и среднего специального образования с экономикой на основе общественно-государственного заказа. Учреждения образования более или менее добросовестно делали свое дело и выпускали специалистов, но, как показывает анализ ситуации, система образования в области, как и во всей России, недостаточно гибко подстроена под реальные социально-экономические потребности региона. В мае принята областная целевая программа "Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов" на 2011-2012 годы. На ее реализацию будет выделено более 332 млн рублей из бюджета региона и внебюджетных источников. Правительство области внимательно оценило потенциал начального и среднего специального образования, вопросы развития которого находятся в компетенции субъекта федерации.
Для развития кадрового потенциала правительство области четко ориентируется на запросы приоритетных отраслей. Естественно, меняется потребность в тех или иных специалистах, меняются требования к специализации. Правительство области определило приоритетные направления развития региона в перспективе, под которые и будем подстраивать систему образования. Помимо традиционных для Ярославля химической промышленности и автомобилестроения, появились перспективные направления - фармацевтическое и туристско-рекреационное. Департамент государственной службы занятости населения Ярославской области совместно с Центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения "Ресурс" изучают потребности рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
Цель переориентации образования - не просто создать новую специальность, а сформировать максимально эффективную образовательную систему для подготовки конкурентоспособных специалистов. Чтобы не было расхожей ситуации, когда выпускник приходит на производство и ему говорят: "А теперь забудьте то, чему вас учили, начинаем учиться заново". Новые механизмы в системе профессионального образования позволяют оперативно реагировать на изменение потребностей экономики и социальной сферы.
Сегодня во взаимодействии с работодателями корректируем образовательные программы, особое внимание уделяя приоритетным для экономики отрасли профессиям. Кроме того, мы увеличиваем до 95% долю студентов техникумов и училищ, обучающихся на основе договоров с работодателями. Правительство области идет по пути сокращения невостребованных профессий, перепрофилирования.
Важнейшая задача - модернизация материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования, которая сегодня во многом не соответствует требованиям современного производства. В рамках областной целевой программы мы создаем региональную нормативно-правовую и материальную базу учреждений начального и среднего профессионального образования - для обеспечения более высокого уровня квалификации выпускников, до уровня 4-5 разрядов. И, естественно, мы понимаем, что решение кадрового вопроса невозможно без повышения квалификации преподавателей. Этот аспект также учтен в областной целевой программе - преподаватели будут стажироваться на ведущих российских и западных предприятиях.
- Какие потребности есть в области и что сможет предложить высшая и средняя специальная школа для удовлетворения этих потребностей?
- В самой ближайшей перспективе в регионе появятся шесть фармзаводов. Кадровый ресурс для фармкластера в нашем регионе с хорошо развитой химической промышленностью достаточно мощный. Это заблуждение, что на фармзаводе требуются исключительно фармацевты. Новой отрасли нужны специалисты химической отрасли, механики, специалисты станков с программным управлением. Уже сегодня мы используем имеющийся ресурс, и на базе профессионального училища N8, которое готовило химиков для нефтеперерабатывающего завода, набираем три группы студентов по 25 человек, начинаем готовить кадры для фармацевтической отрасли. Сейчас идет активная разработка новой учебной программы для специализированного лицея. Стандарты будут достаточно высоки: например, лицей выпустит специалистов со знанием технического английского. Учебный процесс будет построен таким образом, чтобы ребята могли с первых месяцев обучения осваивать специфику производства непосредственно на предприятии.
Кроме того, сейчас в регионе создается мощный туристический кластер. Безусловно, есть потребность в квалифицированных кадрах в сфере услуг: гостиничных работников, поваров и многих других, без которых город не станет комфортным для туристов. На базе ПУ N10 и N33 создаем учебный комплекс по профессиям гостиничного бизнеса. В этом направлении активно работаем с бизнесом. И бизнес начинает понимать, что одной заинтересованности в квалифицированных кадрах недостаточно, требуются вложения, которые впоследствии окупятся сторицей. В Ярославской области есть позитивные примеры взаимодействия с бизнесом в сфере кадрового обеспечения. Фармкомпании, которые приходят в регион, инвестируют в развитие здравоохранения области в части кадрового потенциала. Российская компания "Р-Фарм" ежемесячно платит именные стипендии пятидесяти наиболее талантливым студентам по разным специальностям: медикам, химикам, IT-шникам, экономистам. Есть договоренность о стажировке наших специалистов на базе ведущих клиник мира: Европы, США, Японии.
- Есть ли примеры формирования кадровой базы для предприятий других отраслей? Как будет обеспечиваться интеграция традиционных для региона машиностроительного и химического производства и образования?
- Надо отдать должное ОАО "Автодизель" и НПО "Сатурн". У НПО "Сатурн" заключено генеральное соглашение о сотрудничестве с Рыбинской государственной авиационно-технологической академией, предприятие учредило 65 стипендий для одаренных студентов РГАТА и авиционного колледжа. Моторный завод инвестирует в подготовку специалистов: оснащает учебные классы современным оборудованием, тренажерами.
Что касается химической промышленности, потенциал, как я уже говорил, будет использован в фармацевтике. Сейчас дан мощный импульс для развития химической научной школы - на базе Ярославского государственного педагогического университета организован образовательный центр, который будет готовить специалистов под приоритетные направления развития экономики региона. В педагогическом университете традиционно очень сильное сообщество химиков, которое давно занимается, в том числе, и разработками фармпрепаратов. Хорошие специалисты есть в Техническом университете, ЯрГУ им.П. Демидова.
Интеграция бизнес-сообщества, науки, образования и власти требуется во всех отраслях жизни региона. Единая внятная система сегодня оформляется. Мы активно общаемся с бизнес-сообществом, выявляя его потребность в специалистах: кому, сколько и какой компетенции нужны. Потребности должны быть сформированы на 5 лет вперед, ибо хороших специалистов за 1 год не подготовишь. И бизнес идет навстречу. Проблемы, конечно, существуют. Какие-то предприятия, ссылаясь на кризис, не могут спрогнозировать свое развитие на перспективу, но если сегодня не просчитать потребность в кадровых ресурсах, никакого развития может и не понадобиться.
- Виктор Геннадьевич, сегодня Ярославль претендует на звание столицы российской фармацевтики. Можно ли говорить о том, что новый статус поможет повысить уровень медобслуживания? Ярославцы будут обеспечены качественными и недорогими лекарствами?
- Развитие фармкластера, безусловно, скажется не только на обеспеченности ярославцев новыми лекарственными препаратами. Отрасль поможет повысить качество медицинских услуг в Ярославской области. Западные компании сегодня создают новые препараты, но не все наши врачи без подготовки могут оценить работу высокотехнологичных инновационных препаратов. Фармкомпании, локализующие свое производство на территории региона, априори способствуют развитию научных школ, прикладной науки, что переводит на новый уровень качество медицинского обслуживания.
Сегодня правительство области активно нарабатывает методики, подходы, программы, которые внедряются в кадровую подготовку специалистов для фармкластера, туристической сферы, с тем, чтобы запустить механизм интеграции бизнеса, образования, науки и органов власти во всех отраслях экономики региона.