Внедрение единого телефона вызова экстренных служб "112" является одной из приоритетных задач МЧС на ближайшее время. Как будет действовать система "112" в регионе, о принципах и основных аспектах этой работы в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель начальника (по антикризисному управлению) ГУ МЧС России по Воронежской области, полковник внутренней службы Александр Корнеенко.
- Александр Александрович, что вообще представляет собой система "112", и в частности в Воронежской области?
- На вооружение был взят европейский опыт создания службы "112".
В настоящий момент на территории Воронежа при звонке с мобильного телефона по номеру "112" будет установлено соединение с Единой дежурно-диспетчерской службой города - ЕДДС, находящейся в здании управления по делам ГОЧС Воронежа. Сейчас у нас именно эта служба принимает сообщения, организует взаимодействие с экстренными оперативными службами области, и именно в ЕДДС Воронежа в октябре начали устанавливаться автоматизированные рабочие места, которые позволят принимать и регистрировать эти сообщения в единую информационную систему.
- По какому принципу работает телефон "112"? Как будет он функционировать в период внедрения этой системы?
- Телефон "112" работает по принципу единого окна. Это единый телефон вызова экстренных оперативных служб, когда человек может позвонить, не задумываясь, даже при отсутствии денег на счете, и даже без сим-карты. Причем, только раз набрав этот номер, он получит комплексную помощь.
На весь период внедрения этой системы параллельно будут работать телефоны "01", "02", "03", "04". Никто их отменять пока не планирует. И только когда система "112" зарекомендует себя как работоспособная, а количество звонков на прежние телефоны экстренного вызова снизится до минимума, будет приниматься решение, в соответствие с которым они прекратят свое существование, но уже сейчас можно отметить, что телефон "112" набирают довольно часто.
Вместе с тем телефон "112" - это достаточно сложный комплекс организационно-информационных мероприятий, потому что все задействованные службы необходимо объединить в единое информационное поле, в котором должно быть использовано общее программное обеспечение, а все механизмы их взаимодействия должны быть прописаны определенными жесткими регламентами.
- Как добиться этого?
- Для полной реализации этой цели сегодня на территории Воронежа планируется создать специальный Центр обработки вызовов. В таком Центре будет организовано доведение поступающей информации в виде переадресации голоса, заполнения информационной карточки, куда потребуется внесение различных параметров, включая месторасположение звонящего абонента и местонахождение автомобилей экстренных служб, с учетом установленных на них датчиках системы "ГЛОНАСС". Все это позволит правильно принять решение и вызвать на конкретное происшествие ближайший экипаж "Скорой помощи", полиции или других оперативных подразделений. Кроме того, данный Центр подразумевает и оказание психологической помощи, и оказание помощи гражданам других государств, для чего будет организовано привлечение диспетчеров со знанием иностранных языков.
- Когда появится такой Центр в Воронежской области? Что планируется в организации его работы?
- Если говорить о Федеральной целевой программе по созданию системы "112", то в ее рамках Воронежская область на создание основного и резервного Центров обработки вызовов должна получить деньги из федерального бюджета в виде субсидирования в 2016 и 2017 годах. Однако правительством области уже сейчас принято решение и выделены значительные средства. И в этом году намечено разработать проектно-сметную документацию, в которой будет прописано, как технически и организационно станет работать эта система на территории Воронежской области. В пяти же муниципальных образованиях, среди которых города Воронеж и Нововоронеж, Острогожский, Лискинский и Новоусманский районы, система "112" начнет свою работу в пилотном режиме. Подразумевается, что уже в рамках макета на территории этих пяти муниципальных образований будет полностью развернуто оборудование, построены каналы связи, которые уже в ноябре этого года позволят принимать вызовы от граждан по мобильным телефонам на номер "112" и организовывать взаимодействие с экстренными службами. В последующие годы эта работа будет продолжена. Уже выделены денежные средства для поддержания оборудования каналов связи в работоспособном состоянии, и с учетом опыта, накопленного до конца текущего года, планируется поэтапное внедрение работы телефона "112" на территории всей области.
Предполагается, что в полном объеме этот Центр обработки вызовов заработает уже к концу 2016 года. В 2017 году планируется создание резервного Центра обработки вызовов, который позволит в случае выхода из строя основного Центра обеспечить его резервирование, и который будет предназначен для обучения и подготовки персонала системы "112".
- Сколько в среднем телефонных звонков планируется ежедневно принимать операторам Центра? Много ли сегодня из них бывает действительно тревожных сигналов и "пустых" или "ложных" сообщений?
- В настоящее время телефон "112" у нас пока действует в тестовом режиме. Но с учетом опыта тех областей, которые уже работают в полную силу, мы ожидаем, что в воронежский Центр обработки вызовов ежедневно будет приниматься около двух тысяч звонков, поскольку только по телефону "03" сейчас принимается в сутки порядка 850-ти сигналов. Ведь "Скорая помощь" - служба, в которую чаще всего обращаются люди, и разговор по каждому такому звонку бывает наиболее продолжительным в отличие от разговоров по звонкам в другие службы.
При этом более 80% звонков по телефону "112" - это так называемые "ложные" сообщения, то есть те звонки, которые не связаны с оказанием помощи.