Не секрет, что в Московской области, как и в других регионах России, существуют проблемы в сфере управления на местах. Зачастую трудности возникают из-за несбалансированности бюджетов различных уровней. Просьба о ремонте дороги кочует от одного руководителя к другому, но у одного нет денег, а у другого – полномочий. Дабы искоренить подобные ситуации, необходима оптимизация отдельных элементов системы муниципального управления. Именно это и предполагает административная реформа, о подробностях которой в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правительства Московской области Михаил Кузнецов.
- Михаил Михайлович, насколько нам известно, Вы будете курировать грядущую в Подмосковье муниципальную реформу. Расскажите, пожалуйста, подробности предстоящих перемен.
- Губернатором области поставлена задача – выстроить такую систему управления на местах, чтобы копившиеся годами проблемы жителей решались максимально оперативно и без проволочек.
Мы начнем с самого простого – предложим муниципалитетам провести укрупнение поселений. В настоящее время на территории Московской области существует 111 городских и 177 сельских поселений. Укрупнение поселений приведет к сокращению их числа на 40-50 единиц. Это существенное сокращение чиновничьего аппарата, оптимизация бюджетов на местах, практически стопроцентное попадание всех населенных пунктов под программу газификации.
Отдельные районы нашей области (например, Наро-Фоминский) пошли по пути слияния администраций района и районного центра с ликвидацией последней. Интересная схема, однако, у нее есть один минус – бюджетный кодекс и закон о местном самоуправлении не позволяют нам создать единый бюджет и совет депутатов в разных муниципалитетах. Таким образом, возникает двойная подотчетность главы, что при определенных обстоятельствах может спровоцировать внутренний конфликт. По поручению губернатора нами специально создана открытая площадка на базе областной думы для обсуждения эффективности подобных механизмов.
Один из механизмов концентрации ответственности на районном уровне – это передача полномочий по исполнению бюджета от сельских и городских поселений на районный уровень. Это, прежде всего, касается муниципальных образований с дефицитными бюджетами. Именно глава муниципального района, городского округа несет всю полноту ответственности перед жителями и областным правительством за социально-экономическое развитие территории. Нужно предоставить ему рычаги для решения этих проблем.
- Что же будет после передачи полномочий с главами этих поселений? Их должности попадут под сокращение?
- Ни в коем случае. Во-первых, полномочия передаются раз в год вместе с принятием местного бюджета, и если поселение сформировало доходную базу, достаточную для решения проблем жителей, никто насильно отбирать полномочия не будет.
Во-вторых, самая главная задача власти – слышать людей, поэтому глава поселения, полномочия которого переданы на баланс района, будет олицетворять собой ту самую доступную власть - вести прием граждан, доносить проблемы людей до районного уровня. В хорошем смысле слова этот человек будет являться лоббистом своей территории на всех уровнях власти.
Еще одним предметом для обсуждения на открытой площадке Облдумы является выбор модели избрания районного совета депутатов. В области часть советов избираются прямым голосованием, а часть методом делегирования тех самых глав и депутатов поселений. У обоих схем есть плюсы и минусы – нужно советоваться с широким кругом глав, депутатов и общественников при окончательном выборе одной из них.
- Известно также, что обсуждается тема создания крупных городских округов на базе районов. Как переменится обстановка в этих муниципалитетах?
- В Московской области уже есть такие примеры – это Химки, Балашиха, Домодедово и другие. Однако эти муниципалитеты создавалась в переходный период действия 131 закона. Сегодня же для объединения города и района в городской округ необходимы референдумы в каждом самостоятельном муниципальном образовании, входящем в территорию района. Поэтому для принятия такого решения нужно серьезное желание жителей, а также "железобетонная" экономическая целесообразность такого решения. Нам поступают предложения, как от инициативных групп, так и от руководителей разного уровня. В зоне обсуждения такие территории как Люберцы и Люберецкий район (Люберцы уже разрослись до размера большой агломерации), Коломна и Коломенский район (использование потенциала крупнейшего района области для развития территории). После выделения территории для передачи в Москву остро стоит вопрос о будущем Подольского района. Обсуждается вопрос о передаче территории района в г.о. Подольск и г.о Климовск.
- В связи с грядущей административной реформой, стоит ли ожидать отставок местных глав?
- Мы не ставим перед собой цель смены глав. Существует позиция губернатора, что на территории области необходимо навести порядок, и принимаемые в регионе решения должны исполняться на местах. Если мы видим, что из какой-то территории систематически идет вал обращений граждан, не исполняются решения правительства области, то это становится предметом серьезного разговора с главой муниципалитета о причинах, по которым проблемы не решаются. Причин для неисполнения своих обязательств со стороны глав может быть ровно две: не хотят и не могут. Если по какой-то причине не могут, надо с этим разбираться. Возможно, существуют объективные поводы – дефицит бюджета, наличие запутанных схем ЖКХ, доставшихся в наследство. В решении таких проблем главам надо помогать. В случае если человек не хочет играть в нашей команде, мы предлагаем ему найти другую работу. Никакой борьбы с главами ради борьбы нет и быть не может.
- Когда уже можно будет наблюдать первые результаты административной реформы в Московской области?
- Первые изменения мы запустим в течение этого выборного периода, то есть до октября 2014 года. Уже в этом году на Высшем совете (входят все главы муниципалитетов первого уровня) мы планируем обсудить и принять типовое положение о передаче полномочий на районный уровень и систематизировать эту работу.
Следующий год для нас ключевой – нужно постараться провести укрупнение поселений, определить модель и избрать 11 советов муниципальных районов (треть от общего числа), а также завершить дискуссию и запустить объединительные процессы по тем районам, где это будет признано обоснованным и найдет поддержку жителей. Кроме того, в следующем году предстоят выборы глав в 28 муниципальных районах и городских округах. Губернатором поставлена задача – поддержка только тех глав, кто оправдывает ожидания жителей и готов к решению амбициозных задач по развитию региона.