Одна из главных проблем Московского региона - строительство жилья без социальной инфраструктуры. Область из года в год выходит в лидеры по жилищному строительству, в то время как жители региона получают лишь новые проблемы – приобретают жилье, рядом с которым нет ни школ, ни садиков, ни поликлиник, ни даже дорог. Заместитель председателя правительства региона Дмитрий Куракин уверен, в современном мире так жить нельзя, времена, когда строительство ведется без надлежащей градостроительной проработки, уже давно должны быть в прошлом Подмосковью нужны новые правила землепользования и застройки, которые не допустят появления в регионе подобных жилых объектов.
- Дмитрий Александрович, как вы планируете урегулировать эту непростую ситуацию, сложившуюся в регионе?
- Мы готовим новый порядок принятия решений об использовании земельных участков. То есть существует федеральный закон, который устанавливает право муниципальных образований менять вид разрешенного использования земельных участков в пределах одной и той же категории. Это право было, есть и будет у муниципалитетов. Но мы не хотим допускать того, что происходит сегодня, когда муниципальные образования осуществляют это право без надлежащей градостроительной проработки и получается, что у них нет ни критериев, ни порядка принятия решений. И велика вероятность градостроительной ошибки, последствия которых мы видим на практике – буквально за окном (речь о Павшинской пойме- ИФ). Последствия – на каждом шагу. Вместо доступного и комфортного жилья, в Московской области мы имеем клубок нерешенных социальных и инфраструктурных проблем, которых впредь хотим избежать.
- Расскажите чуть подробнее, почему это происходит?
- Если мы говорим о землях населенных пунктов, к примеру, то там диапазон видов разрешенного использования может быть буквально любой, потому что в пределах населенного пункта могут быть и промышленные объекты, и рекреация, и жилье, и сельхозназначение. Поэтому получается так, что в отсутствие документов территориального планирования, в отсутствие генпланов у муниципальных образований нет четких критериев, нет четкого порядка – когда соглашаться с проектом строительства конкретного проекта или цепи объектов, а когда нет. Это порождает не очень позитивные явления. Такие, как, например, коррупция, а в ряде случаев и другие негативные последствия, связанные с тем, что участок с измененным видом разрешенного использования застраивается не оптимально. И это выясняется, в конечном счете, при подготовке документов территориального планирования, транспортных схем и другой планировочной документации.
В случаях, когда на земельных участках сельхозназначения разрешается строительство дач, мы получаем, как правило, объекты индивидуального жилищного строительства. Во всяком случае, ни с конструктивной, ни с правовой точки зрения у тех объектов, которые возникают на сельхозземлях как дачи, нет никакой разницы с индивидуальными жилыми домами, которые строятся на земельных участках, предоставленных под ИЖС. А вместе с тем это абсолютно разные участки, разных категорий, разного правового режима. Одни – это сельхозземли, то есть на них нужно пахать, сеять, разводить коров, кур и другую сельхозпродукцию производить. А другие земельные участки специально сформированы как земельные участки, подлежащие застройке жильем. Существуют нормативы, соответствующие расчёты, которые обосновывают определенное количество этого жилья с учетом имеющейся социальной, инженерной инфраструктуры и так далее.
- Когда будет разработан новый порядок?
- Необходимо около месяца. И пока регламент взаимодействия с муниципальными образованиями не будет проработан, будет введен временный мораторий. Во-первых, на принятие решений об изменении видов разрешенного использования, предусматривающих строительство дачных и садовых домиков на сельхозземлях. И, во-вторых, – на принятие решений об изменении любых видов разрешенного использования на жилье.
И очень важно понимать, что смысл не в том, чтобы запретить стройку. Смысл в том, чтобы принимать обоснованные управленческие решения. А для того, чтобы они были обоснованными, нам нужно создать информационный обмен. Нам нужно создать такую среду, в которой мы будем получать заблаговременно соответствующую информацию от муниципальных образований и сравнивать её с имеющейся градостроительной документацией. Это можно сделать в электронной базе данных и в порядке информационного обмена.
Давайте сначала дождемся порядка, а потом, в соответствии с ним и с критериями, которые будут установлены, будем принимать те или иные решения. А не наоборот, как происходит сегодня, – сначала мы принимаем решение и только потом думаем о том, как их выполнять, и какие последствия у нас возникнут.