Тула. 28 августа. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР - Археологи музея-заповедника "Куликово поле" обнаружили под Тулой остатки одного из ранних гидротехнических проектов, относящихся к временам Петра I, сообщила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы музея Любовь Котикова.
"Совместная экспедиция Государственного музея-заповедника "Куликово поле" и Института истории естествознание и техники РАН проводят совместные комплексные исследования объектов и сооружений Ивановского канала. Это один из самых ранних гидротехнических проектов в России, лично задуманный Петром Великим и осуществлявшийся под его непосредственным контролем", - рассказала Котикова.
Специалисты совершили десятки пеших маршрутов вдоль речных русел, внимательно присматриваясь к особенностям рельефа, древним валам, остаткам мельниц, спрямлённым речным руслам. Где-то приходилось плыть и на лодках, осматривая речное дно. На наиболее перспективных участках была проведена геомагнитная съемка и электроразведка. Затем по итогам этих исследований было проведено пробное бурение, а следом разведочный шурф в устье Иваньковского ручья на Дону - первый, пусть и небольшой раскоп, на месте речного шлюза петровского времени.
В шурфе на глубине всего 80 см были обнаружены остатки каменного основания пола шлюза в виде скопления дикого известнякового камня, среди которого попадались большие глыбы известняка. В самом углу шурфа были расчищены два белокаменных известняковых блока с остатками известкового раствора, из которых были сложены стены шлюза.
"Оба блока извлечены на поверхность и вскоре станут экспонатами будущей музейной экспозиции в Епифани, посвященной Ивановскому каналу", - отметила Котикова.
По ее словам, археологам еще предстоит провести серию раскопок, чтобы проникнуть в тайны грандиозной стройки начала XVIII века.
"Незаслуженно забытый сегодня, по своему значению, масштабам и месту в истории Ивановский канал для Тульского края такая же визитная карточка как оружейный завод, Ясная Поляна, Поленово, Куликово поле", - добавила представитель музея.
Работы по строительству Ивановского канала начались не позднее лета 1701 года. В первые шесть лет было построено 24 шлюза. Одновременно на канале в отдельные годы трудилось более 20 тыс. рабочих. Стройку обеспечивали 66 тыс. дворов из 15 уездов и городов центральной России. Спрямлялись речные петли, углублялись русла рек, строились земляные дамбы, каменные шлюзы, дороги, хранилища строительных материалов. Весной 1707 года из Упы и Шата в Дон прошли первые 300 купеческих судов. Канал продолжали строить вплоть до 1720 года. Всего было построено 33 шлюза, устроено более 40 км рукотворных каналов вдоль верховий Шата и Дона.
О том, какое значение строительству Ивановского канала придавал царь Петр, говорит уже то, что он лично, по крайней мере, трижды посещал Епифанский уезд. Начальником канального строительства по царскому указу был назначен князь Матвей Гагарин - ближайший сподвижник Петра, комендант Москвы, губернатор огромной Сибирской провинции.
Однако после смерти Петра I использование канала было незначительным. Окончательно проект был закрыт при Николае I в 1839 году как экономически невыгодный.