(расширенная версия)
Ярославль. 28 января. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР - Ярославский районный суд в ходе заседания по делу об авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем 7 сентября 2011 года в среду допросил руководителя полетов, штурмана и диспетчера аэропорта, передает корреспондент "Интерфакса" из зала суда.
"Самолет выкатился за пределы полосы. Я не знаю, он там хотел - затормозить или продолжать взлет. Потом произошел резкий взлет под большим углом атаки, но так гражданские самолеты не взлетают. Потом он упал", - сказал на суде Арий Новик, занимавший тогда должность старшего диспетчера аэропорта "Туношна".
Он также подчеркнул, что самолет Як-42 по прилете в аэропорт "Туношна" из "Внуково", вероятно, приземлился не сразу.
"Самолет прилетел в "Туношну" около 14:00. Посадка проходила в штатном режиме, по-моему, на посадке не с первого касания сел, но такие ситуации бывают", - уточнил сотрудник аэропорта
Отвечая на вопросы потерпевших, А.Новик пояснил, что экипаж самолета перед отправкой в Минск не запрашивал разрешения на разворот, а взлетная полоса была свободной.
"Взлет с обратным курсом экипаж не запрашивал. Если бы полоса была занята или на расширении стоял другой борт, но меня принуждали бы отправлять самолет, то я бы сдал дежурство и ушел", - подчеркнул диспетчер.
В свою очередь, дежурный штурман аэропорта "Туношна" Валерий Заслонкин сообщил на суде, что Як-42 медленно двигался по полосе.
"Я видел метров 200 разбега, примерно 5 секунд. Самолет двигался слишком медленно, ускорения не видел, думал, что доедет до конца полосы, а потом и развернется", - заявил В.Заслонкин.
Руководитель полетов аэропорта "Туношна" Валерий Зиновьев на суде отметил, что самолет совершил грубую посадку.
"В 14 часов с чем-то прилетел Як-42. Посадка была не идеальной, немного грубоватой. Ударился о полосу, но в пределах нормы. Было ли второе касание, не помню", - заявил В.Зиновьев.
Также он сообщил, что видел, как самолет разбился на взлете. "Направление взлета зависит от направления ветра, который был в то время 3 метра в секунду. Самолет выкатился за полосу, потом резко оторвался от земли, набрал 350 метров, завалился на левое крыло и упал", - сказал руководитель полетов.
Отвечая на вопрос подсудимого, В.Зиновьев рассказал, каким был грунт за взлетно-посадочной полосой: "Обычная земля, на которой растет трава".
В ходе судебного заседания диспетчер по центровке и загрузке аэропорта Дмитрий Шабан сообщил, что в передний багажный отсек были загружены несколько железных ящиков, содержимое которых ему неизвестно.
Матери погибших хоккеистов Александра Васюнова и Артема Ярчука выступили с ходатайством о вызове для дачи показаний единственного выжившего в авиакатастрофе - бортинженера Александра Сизова.
В свою очередь сторона обвинения выступила против ходатайства, заявив, что показания А.Сизова были зачитаны в суде ранее.
Суд постановил отложить рассмотрение ходатайства до четверга.
Ранее в ходе судебного заседания, которое состоялось 26 января, были озвучены выводы экспертов Следственного комитета о том, что показатели стабилизатора экипаж выставил наугад исходя из опыта предыдущих полетов.
Самолет Як-42, на борту которого находились игроки, тренеры и персонал хоккейного клуба "Локомотив", потерпел крушение 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В авиакатастрофе погибли 37 спортсменов и семь членов экипажа, выжить удалось бортинженеру Александру Сизову.
Обвиняемым по делу является один из бывших руководителей авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев, который курировал вопросы летной работы. Ему инкриминируется нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц.
Рассмотрение дела началось 3 декабря, но в связи с тем, что не все потерпевшие получили уведомление о дате проведения первого заседания, слушания были перенесены на 22 декабря.
По словам прокурора уголовно-судебного отдела прокуратуры Ярославской области Олега Фролова, в деле - 60 томов, его рассмотрение может занять длительное время.