Москва. 30 января. ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин РФ намерен расширить круг показателей, определяющих долговую устойчивость субъектов Федерации для стимулирования проведения ими более ответственной заемной политики, заявил глава долгового департамента министерства Константин Вышковский на конференции "Возможности долгового рынка для эмитентов субфедеральных и муниципальных образований".
"Назрела необходимость серьезных изменений системы государственного регулирования субфедеральных заимствований. По нашему мнению, сложившаяся за последние годы система регулирования не может быть признана эффективной", - сказал он. Так, по словам К.Вышковского, установленные Бюджетным кодексом ограничения практически не сдерживают роста задолженности регионов, "некоторые ограничения слишком мягкие и практически не работают, суть других ограничений искажена нормами, позволяющими превышать эти ограничения".
Установленный Бюджетным кодексом набор показателей долговой устойчивости регионов является, по мнению Минфина, недостаточным. В частности, отсутствует норма о едином подходе к процедуре допуска субъектов РФ на различные рынки заимствований, отметил глава департамента. По его словам, Минфин регистрирует условия заимствований только по облигационным займам регионов, эта практика не распространяется на условия привлечения субъектами банковских кредитов.
"Опираясь на лучшую практику в сфере управления госдолгом, мы рассматриваем возможность нормативного закрепления более широкого круга показателей долговой устойчивости, включая такие, как отношение долга субъекта РФ к валовому региональному продукту, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к налоговым и неналоговым доходам, ограничение предельной доли краткосрочной задолженности в общем объеме долга", - сказал К.Вышковский.
В частности, Минфин считает целесообразным снизить действующий уровень отношения объема расходов на обслуживание долга к общим расходам бюджета с 15% до 10%.
Кроме того, Минфин разрабатывает меры, направленные на повышение ответственности субъектов РФ за проведение неэффективной долговой политики. В частности, планируется в Бюджетный кодекс ввести положение о том, что если просроченная задолженность по бюджетным долговым обязательствам субъектов превысит 10% доходов регионального бюджета, субъект будет обязан заключить с Минфином соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности, утвердить план ее восстановления, и если эти меры не приведут к сокращению просроченной задолженности, это может стать основанием для инициирования процесса отрешения от должности руководителя субъекта Федерации, сообщил К.Вышковский.
Также Минфин считает целесообразным установить в Бюджетном кодексе требования о разработке и одобрении органами госвласти регионов основных направлений долговой политики на 3 года и предоставлении этого документа в законодательные органы вместе с проектом бюджета.
"К сожалению, глядя на неудовлетворительные показатели долговой устойчивости регионов, признать проводимую регионами в последние годы политику ответственной едва ли возможно. Отдельными заемщиками накоплена задолженность, превышающая объемы годовых бюджетов, субъекты продолжают накапливать задолженность, не оценивая свои возможности по обслуживанию и погашению долга. Структура долга ряда субъектов далека от оптимальной, большая часть долга приходится на бюджетные кредиты и краткосрочные обязательства", - отметил К.Вышковский.
По данным Минфина, субъекты РФ увеличили госдолг в 2013 году на 30% - до 1,7 трлн рублей, или 2,6% ВВП. При этом внешний долг составляет незначительную величину - 400 млн евро, или 18,3 млрд рублей (0,03% ВВП). За последние два года долг рос у 74 субъектов, снижался у восьми. За последние пять лет наиболее высокими темпами рос объем долга по бюджетным и банковским кредитам. Доля задолженности по бюджетным кредитам составляет треть от всего объема долга регионов. У девяти регионов эта доля превышает 70% долга, у двух составляет весь объем обязательств, отметил К.Вышковский.