Москва. 29 апреля. ИНТЕРФАКС - Семь из 10 горожан отметили подорожание ряда товаров повседневного спроса в связи с выросшими в первом квартале курсами валют, сообщили "Интерфаксу" социологи исследовательского холдинга РОМИР.
В апреле они провели опрос жителей российских городов с населением от 100 тысяч человек и более. Одновременно аналогичный опрос был проведен среди москвичей. В обоих случаях были опрошены по 1000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше.
На вопрос, ощутили ли граждане повышение цен на товары повседневного спроса, 73% респондентов по России и 71% в Москве ответили утвердительно.
Реакция респондентов на подорожание ряда товаров была неоднозначной, более того, стиль поведения москвичей и жителей других российских городов отличается.
Четверо из 10 респондентов (40%) сказали, что в связи с повышением цен они никак не изменили привычек - покупают те же товары, что и раньше, тогда как больше половины респондентов старается оптимизировать расходы.
Четверть опрошенных жителей российских городов (24%) сообщила, что пытается делать запасы некоторых товаров, когда находит их по выгодной цене. Среди москвичей более популярна такая мера, как покупка альтернативных марок привычных товаров по более выгодной цене - так поступают в последние месяцы 23% жителей столицы.
18% москвичей заявили, что стали в последнее время посещать большее количество магазинов в поисках выгодной цены, тогда как в регионах о такой манере оптимизации заявили 4% респондентов.
Еще 18% жителей столицы признались, что начали покупать упаковки товаров большего объема по более выгодной цене. В целом по России таким образом ответили 16% опрошенных.
Об экономии в связи с растущими ценами заявили 15% горожан и 19% москвичей - они продолжают покупать привычные товары, но в меньших объемах. Отказываются от определенных категорий товаров в целях экономии 9% жителей российских городов и 13% москвичей.
Подорожание товаров повседневного спроса ощутили в первую очередь небогатые семьи. Именно среди людей с низкими доходами выше доля тех, кто стал посещать большее количество магазинов в поисках выгодных ценовых предложений. Они также значительно чаще заявляли о том, что в целях экономии им приходится сокращать объемы покупок.
Об оптимизации расходов на товары повседневного спроса говорят и данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Так, в 1 квартале 2014 года повседневные покупки в крупных и средних городах снизились на 1% в номинальном выражении по сравнению с 1 кварталом 2013 года.
"С учетом инфляции потребительского рынка, ускорившейся до 7% в годовом выражении, можно говорить о сокращении реальных расходов на 8%. При этом расходы на продукты питания снизились на 12-16% в номинальном стоимостном выражении, а расходы на непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 25-30%", - говорится в исследовании холдинга РОМИР.