Москва. 14 августа. ИНТЕРФАКС - Регионы РФ сами смогут определять пригородные железнодорожные маршруты, которые необходимы для перевозки населения.
"Разработано типовое соглашение, которое мы направили во все регионы. По этим соглашениям региональные власти сами определяют, какие направления для населения необходимы, где поддерживать перевозки, а где железнодорожные маршруты можно заменить, к примеру, автобусными", - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью, опубликованном на сайте ведомства.
Как сообщалось ранее, в 2011 г. в РФ начала действовать новая система финансирования пригородных железнодорожных перевозок (переход к ней произошел в рамках реформирования ж/д отрасли). Если до этого федеральный бюджет возмещал РЖД выпадающие доходы от регулирования тарифов, то теперь регионы самостоятельно формируют заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики - пригородные пассажирские компании (ППК, большую их часть по-прежнему контролируют РЖД, в некоторых совладельцами выступают сами регионы). Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета.
Однако часть регионов, прежде всего "дотационных", оказалась не в состоянии в полной мере возмещать ППК их расходы, а некоторые не предусмотрели в региональных бюджетах необходимые ассигнования на эти цели, ссылаясь на непрозрачность ряда тарифных составляющих (например, ставок аренды у РЖД подвижного состава и прочих активов, которые локальным перевозчикам не принадлежат). Ряд регионов в этой связи заявил, что ввиду низкого качества ж/д услуг целесообразно подумать о переходе на автобусное сообщение, где тарифообразование и расходная база более понятны.
Осенью 2012 г., правда, замглавы департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности министерства экономического развития РФ Ярослав Мандрон заявлял "Интерфаксу", что давать губернаторам право полностью отказываться от пригородных железнодорожных перевозок в регионе в пользу, например, автобусного сообщения, опасно. "Потому что есть такие губернаторы, которые возьмут и закроют эту электричку, а завтра мы попадем в ситуацию, когда будет коллапс или будет другой руководитель субъекта РФ, и придется возвращаться к финансированию", - отмечал он.
Между тем, окончательного решения по этому вопросу нет. Официально она будет отражена в концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, которая готовится уже больше года и до сих пор не представлена. До этого Я.Мандрон сообщал, что помимо основ тарифного регулирования в концепции будут зафиксированы минимальные стандарты обслуживания пассажиров, а также возможность регионов концептуально определять, в каком объеме им нужен тот или иной вид транспорта и участие в пригородной пассажирской компании. В зависимости от ситуации в регионе местным властям будет предоставлено право выходить из уставного капитала ППК и передавать доли в ней частным инвесторам, а также выбирать форму привлечения имущества для перевозок - лизинг, аренду или его приобретение.
Служба финансово-экономической информации
business@interfax.ru