Результаты опросов должны помочь властям в решении острых социальных проблем, считают три четверти россиян

Москва. 13 ноября. ИНТЕРФАКС - Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) накануне Дня социолога, отмечаемого ежегодно 14 ноября, поинтересовался у россиян, кому нужны соцопросы, каковы цели их проведения и следует ли обнародовать их результаты.

По мнению россиян, опросы общественного мнения интересны, прежде всего, для политиков (46%) и самих социологов (41%). О том, что эти данные нужны СМИ, сказали 26% респондентов, а каждый пятый (22%) уверен, что результаты исследований необходимы всем гражданам.

Социологи отмечают, что за четыре года существенно выросла доля тех, кто говорит о заинтересованности в опросах представителей общественных организаций (с 12% в 2010 г. до 19% в 2014 г.) и, напротив, реже указывают на потребность бизнеса в подобных исследованиях (с 24% до 17% соответственно). Только 8% называют проведение опросов вовсе ненужным делом.

Как считает 55% россиян, публикация социологических данных необходима для информирования всех о положении дел в обществе. В то же время 9% полагают, что результаты исследований не следует обнародовать, поскольку таким образом можно манипулировать мнением людей. Каждый четвертый (24%) не видит в публикации соцопросов ни вреда, не пользы, полагая, что на них не обращают особого внимания.

Проведение социологических исследований помогает узнать "мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем", считает 77% россиян (84% в 2005 г.).

Многие респонденты (60%) также указывают на то, что "проведением опросов общественного мнения в основном занимаются ученые с целью научного познания общества".

Более половины россиян (58%) полагают, что результаты опросов "используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности".

В то, что опросы проводятся в корыстных целях (узнать сведения о личной жизни и имуществе людей) не верят две трети россиян (66% против 22% тех, кто верит в это). 45% респондентов считают компании, проводящие опросы, обычными коммерческими структурами (37% придерживаются противоположной точки зрения). Еще 41% называют проведение соцопросов просто "модным делом" (42% это мнение не разделяют).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 1-2 ноября среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 субъектах РФ.