Сенаторы одобрили закон об ограничении субъектов РФ во внешних займах, исходя из их дотационности

Москва. 19 ноября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Совет Федерации в среду на заседании одобрил законопроект, который изменяет подходы при ограничении субъектов РФ во внешних займах и бюджетной самостоятельности органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Документ разработан в целях совершенствования правил дифференциации степени бюджетной самостоятельности органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления, говорится в пояснительной записке к документу.

В настоящее время Бюджетный кодекс устанавливает определенные ограничения на бюджетную самостоятельность органов власти регионов РФ и муниципальных образований, а также на привлечение регионами внешних займов. Ограничения зависят от доли предоставленных им межбюджетных трансфертов.

Законом предусматриваются ограничения в зависимости от доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в собственных доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а не от применяемой в настоящее время в расчетах доли всех межбюджетных трансфертов субъектам РФ и муниципальным образованиям (за исключением субвенций и отдельных видов финансовой поддержки) в доходах соответствующих бюджетов.

Устанавливается, что если регионы в очередном финансовом году не являются получателями дотаций, то они могут осуществлять внешние заимствования для погашения долга или покрытия дефицита при соблюдении определенных условий.

Так, не должно быть просрочки в структуре госдолга, субъект также должен получить рейтинг от двух международных агентств, допустимый уровень которого установлен правительством РФ. Аналогичные условия будут действовать при займах субъектов РФ в рублях за пределами России.

Если регион получает дотации, то при внешних заимствованиях он должен соблюдать еще одно условие: в текущем финансовом году объем заимствований не может превышать объем обязательств по погашению в этом году имеющегося на начало года внешнего долга субъекта РФ без учета обязательств по гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Исходя из дотационности, будут также определяться ограничения на бюджетную самостоятельность регионов.

Так, в настоящее время субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 20% объема собственных доходов, не имеют права устанавливать расходные обязательства, не связанные с решением вопросов регионального значения, а также превышать установленные правительством нормативы формирования расходов на содержание органов государственной власти субъектов. После вступления закона в силу в расчет будет браться доля дотаций, размер которых превышает 10%.

Согласно Бюджетному кодексу, в отношении бюджетов, в которых доля трансфертов за такой же период превышает 60% объема собственных доходов, вводятся дополнительные ограничительные меры.

Предусмотрено подписание соглашения с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов; исполнение бюджетов субъектов РФ в органах Федерального казначейства; получение в Минфине России заключения на проекты бюджетов; проведение ежегодной проверки годовых отчетов об исполнении региональных бюджетов Счетной палатой России или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора; иные меры, установленные законодательством.

Теперь эти условия будут действовать, если доля дотаций превышает 40%, следует из закона.

Кроме того, если субъект РФ получает дотации, то он не сможет заключить соглашение с Федеральным казначейством о передаче исполнительным органам власти РФ полномочий по кассовому обслуживанию исполнения регионального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов и муниципальных образований.

Аналогичные меры будут установлены для муниципальных образований. Так, образования с долей дотаций более 5% собственных доходов не будут иметь права превышать нормативы на оплату труда органов власти.

Если доля превышает 20%, то образования не имеют права устанавливать расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения.

Если превышение составило 50%, то также подписывается соглашение с финансовым органом субъекта РФ о повышении эффективности использования средств, власти также получают у него заключения на проекты бюджетов, предусматривается проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов и иные меры.

Закон устанавливает переходные положения на период до 2016 года. Так, при расчете доли дотаций не должны учитываться предоставленные субъектам до 2013 года дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала. В пояснительной записке к документу говорится, что эти средства не имели целевого направления расходования и носили поощрительный характер.

Кроме этого, будет сокращен объем бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на обеспечение дорожной деятельности.

Закон уменьшает с 22,4% до 8% объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, предусмотренных для предоставления трансфертов бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности. Размер бюджетных ассигнований в 2015 году сократится с 91,152 млрд рублей до 21,833 млрд рублей. Норма о таких ассигнованиях в 2016 году из действующего закона будет исключена.

Закон принят под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием межбюджетных отношений".