Москва. 21 августа. ИНТЕРФАКС - Бюджетные ассигнования на государственную поддержку пригородных железнодорожных перевозок в 2014 году могут составить 24,4 млрд рублей, в 2015 году - 5,9 млрд рублей, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с бюджетными проектировками на 2014-2016 годы.
Как сообщалось ранее, в 2011 году в РФ начала действовать новая система финансирования пригородных железнодорожных перевозок (переход к ней произошел в рамках реформирования ж/д отрасли). Если до этого федеральный бюджет возмещал ОАО "РЖД" (РТС: RZHD) выпадающие доходы от регулирования тарифов, то теперь регионы самостоятельно формируют заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики - пригородные пассажирские компании (ППК, большую их часть по-прежнему контролируют РЖД, в некоторых совладельцами выступают сами регионы). Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета.
Однако часть регионов, прежде всего дотационных, оказалась не в состоянии в полной мере возмещать ППК их расходы, а некоторые не предусмотрели в региональных бюджетах необходимые ассигнования на эти цели, ссылаясь на непрозрачность ряда тарифных составляющих (например, ставок аренды у РЖД подвижного состава и прочих активов, которые локальным перевозчикам не принадлежат).
Чтобы сократить нагрузку на субъекты федерации, в 2011-2013 годах правительство РФ принимало решение освободить их от уплаты инфраструктурной части тарифа - платы ППК за услуги РЖД на предоставление ж/д путей. Из федерального бюджета за это монополии напрямую выделялось 25 млрд рублей компенсаций. Однако в 2014 и 2015 годах размер этих возмещений планировалось сокращать наполовину ежегодно (до 12,5 млрд рублей и 6,25 млрд рублей соответственно). Это означало дополнительную нагрузку на региональные бюджеты в 2014 году в объеме 12,5 млрд рублей, в 2015 году - 18,75 млрд рублей и повышало риск убытков ППК.
Президент РФ Владимир Путин 12 августа заявил, что федеральное субсидирование пригородного железнодорожного сообщения должно быть сохранено.
"Мы договорились, что постепенно это будет передаваться на региональный уровень. Но, во-первых, нужно убедиться, что в регионах есть эти средства. Во-вторых, нужно зафиксировать, что эти средства на эти цели выделяются", - подчеркнул глава государства.
Тогда же он заявил, что знает о том, что "на следующий год деньги есть". "Но за 2014 годом последуют 2015 и 2016-й. Нужно внимательно на это посмотреть", - говорил он.