Центр / Точка зрения 5 марта 2011 г. 13:00

Холодное решение "горячего" вопроса

Interfax-Russia.ru – Российские регионы переходят на новые методы ремонта дорожного полотна: теперь класть асфальт можно при любой погоде в любое время года. Главное, иметь средства.

Лозунгу "дешево и сердито" в регионах Центральной России, похоже, выдвигают альтернативу "дорого, но прочно". В Ивановской и Тверской области переходят на круглогодичный ремонт дорог с помощью новой технологии – "холодного асфальта".

Укатать в асфальт

Обычно для "ямочного ремонта" используется так называемый горячий литой асфальт. Однако, по словам экспертов, трудность его применения в зимних условиях заключается в невозможности перевозки на дальние расстояния, а также в необходимости использовать для этого специальные машины с подогревом битумной смеси. Асфальт, приготовленный по холодной технологии, таким недостатком не обладает.

Кроме того, при "точечном" ремонте дорог "холодный асфальт" может применяться даже в предварительно необработанных ямах, говорят специалисты. Не говоря уже о том, что погода особого значения не имеет: асфальт можно укладывать в интервале температур от -30 до +30 градусов, причем, даже в дождь и снег.

Для утрамбовки такого асфальта, рассказывают специалисты, не надо специального оборудования – асфальт "укатают" сами автомобилисты. Интересно, что нагрузка на такую поверхность наоборот повышает ее устойчивость. В дальнейшем, как говорят специалисты, заплата из "холодного асфальта" может служить до 10 лет.

Решение применять технологию "холодного асфальта" зимой для ремонта дорог в Ивановской области приняли на уровне областного правительства. Правда, в 2011 году использование такого вида ремонта будет носить рекомендательный характер. А уже с 2012 года станет обязательным для всех организаций, обслуживающих областные дороги.

"Ранее технология "холодного асфальта" в Ивановской области не применялась, образовывающиеся на дорогах ямы лишь засыпались щебнем, как следствие в весенне-зимний период особенно при частых перепадах температуры воздуха с "–" на "+" происходило более интенсивное разрушение дорожного полотна", – приводит слова председателя регионального правительства Александра Фомина официальный сайт Ивановской обладминистрации. – Внедряя технологию "холодного асфальта", можно говорить о том, что процесс поддержания дорог области в нормативном состоянии теперь будет непрерывным, а значит, качество дорог улучшится".

В областном департаменте дорожного хозяйства уверены, что подобная мера благоприятно скажется на безопасности. Кроме того, сам ремонт дорог упростится.

В Тверской области пока не спешат с такими решениями. Но, по сообщениям областного департамента транспорта и связи, местные организации уже стали осваивать подобную технологию: в частности, "заплаты" из "холодного асфальта" появились на дорогах между Тверью и Ржевом, а также Тверью и Бежецком.

Областной департамент приводит слова заместителя директора ГУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" Дмитрия Симакова о том, что на тверских дорогах холодный асфальт больше всего пригодится для проведения экстренного ямочного ремонта. К примеру, зимой, когда на дорогах появляются аварийно опасные выбоины, "залатать" которые горячим асфальтом при температурах этого периода невозможно. Или аномально жарким летом, как, скажем, в прошлом году, когда обычный асфальтобетон приходилось укладывать по ночам.

Интересно, что масштабный ремонт с применением подобной технологии в Тверской области исключают: слишком дорогой материал и его применимость к погодно-климатическим условиям региона пока изучена мало.

Эх, дороги…

Кстати, новаторский подход в Ивановской области к дорожному ремонту демонстрируют не только в выборе технологий. Так, например, областному центру – Иваново – на ремонт дорог в 2011 году выделили 314 млн рублей. Губернатор области Михаил Мень в конце прошлого года обратился к жителям города из своего "Твиттера", чтобы те предложили сами, какие участки являются наиболее проблемными.

Ранее технология "холодного асфальта" эпизодически применялась в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Приморском крае, Рязанской и Омской областях (в последних двух даже построили заводы по производству холодного асфальтобетона). Интересно, что порой при столь уникальном ремонте доходило до забавных вещей: обнаружив, что дороги укладываются при минусовой температуре, некоторые сознательные жители обещали подать в суд на дорожные организации. Другие – долго проклинали дорожников за то, что те, кладут асфальт "не по технологии".

Впрочем, не все гладко и с таким асфальтом, говорят те, кому этот асфальт приходится укладывать. Тезис о том, что дорожное покрытие не нуждается в предварительной обработке, чаще всего является рекламным. Асфальт приходится класть, выполняя все обычные для этого этапы: очищение, прогрунтовка. Еще одним минусом холодной технологии является то, что материал плохо сопротивляется сдвигу, поэтому в тех местах, где автомобилистам нужно часто тормозить (например, у светофоров) такой асфальт лучше не класть.

"Конечно, серьезным минусом такого асфальта является и его стоимость, - признается Interfax-Russia.ru младший научный сотрудник московского института дорожного строительства Владислав Силаев. – Она, и это не секрет, в разы больше, чем у "горячего". Впрочем, тут появляется выбор: что лучше – потратить несколько сотен тысяч рублей на укладку асфальта, который прослужит долго, или ограничиться десяткой (тысяч – ИФ) на тот, который придется менять уже в следующем сезоне, если не на следующий день. Тут решение принимает чиновник, от него зависит решить эту проблему или дальше на ней кормиться. И выбор очень точно его охарактеризует".

Так, в Тульской области освоение средств на ремонт дорог во второй половине нулевых шло, по признанию местных СМИ, очень тяжело. Своеобразным итогом этого периода можно считать приговор заместителю начальника отдела дорожной инспекции УГИБДД по Тульской области Геннадию Старостину, оглашенный в конце 2010 года.

Он, в частности, являлся членом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию участков автодороги "Лопатково-Ефремов" в Тульской области и подписал договор о приемке этого участка за "скромную", по нынешним временам, взятку – отечественный автомобиль ВАЗ стоимостью 250 тыс. рублей. Дорога, как выяснилось, позже была отремонтирована с нарушениями. Старостина приговорили к 7 годам лишения свободы, а вместе с ним на скамье подсудимых оказался и руководитель дорожной фирмы, проводившей ремонт. Его, по сообщению тульских СМИ, подозревали в хищении бюджетных средств на сумму более 200 млн рублей.

Очевидно, что ремонт и строительство дорог – бизнес, в котором крутятся очень большие деньги. И любое решение на понижение в этом случае выглядит героическим.

Пока способ ремонта дорожного полотна не стал критерием эффективности губернаторов или возможной "коррупционности" его администрации. Но вполне возможно, что путь до этого не так далек, как кажется.

Обозреватель Алексей Максимович