Interfax-Russia.ru – СКР проводит проверку ЧП с загоревшимися цистернами в Рязанской области. "Роснефть" винит в его возникновении транспортников, но в ОАО "РЖД" опровергают свою причастность.
Пожар на территории ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (РНПК, входит в "Роснефть") возник 12 февраля около 18:00. На место незамедлительно выехали сотрудники подразделения местного гарнизона пожарной охраны. Горели четыре железнодорожных цистерны со сжиженным газом и нефтепродуктами. Кроме тушения горящих цистерн, были приняты меры по охлаждению шести близлежащих, чтобы не допустить их возгорания.
Как рассказали Агентству нефтяной информации (АНИ) в "Роснефти", в 17:50 в районе станции Стенькино-2 за пределами территории РНПК из-за самопроизвольного движения состава, находившегося на железнодорожных путях, произошло отсоединение 4 цистерн, которые, проломив ворота завода, столкнулись с эстакадой.
По его словам, в результате столкновения и произошло возгорание, площадь пожара составила 100 кв. метров. "Жертв и пострадавших нет. Возгорания в цехах и непосредственно в комплексе завода Рязанского НПЗ не произошло", - подчеркнул представитель компании.
Он отметил, что "причиной происшествия стало грубое нарушение регламентов на транспорте и требований техники безопасности со стороны сотрудников железной дороги".
Чтобы локализовать огонь пожарным потребовалось несколько часов - лишь к 22:00 появилась уверенность, что пожар не распространится дальше.
Полностью ликвидировать пожар на подъездных путях Рязанского НПЗ удалось к 05:00 13 февраля благодаря слаженной работе сотрудников завода, пожарных бригад МЧС РФ и пожарных служб РЖД на транспорте. В компании уже утвердили план восстановительных работ и план бесперебойного обеспечения топливом потребителей завода на время восстановления нормальной деятельности РНПК. Контроль за ликвидацией аварии и ходом осуществления восстановительных работ на заводе осуществляется на месте группой топ-менеджеров ОАО НК "Роснефть" во главе с президентом компании Игорем Сечиным.
По словам представителя компании, причиной отсоединения вагон-цистерн от состава, находившегося за пределами территории РНПК, были действия сотрудников маневровой бригады РЖД. "При закреплении состава в 14 вагонов-цистерн были использованы всего два так называемых "башмака", что противоречит всем принятым нормам промышленной безопасности. Обстоятельства, предшествующие возникновению возгорания и пожара, зафиксированы камерами видеонаблюдения", - заявил представитель "Роснефти".
Между тем, в РЖД отвергли причастность к инциденту с возгоранием цистерн. "РЖД не имеют отношения к инциденту на Рязанском НПЗ, поскольку он произошел на подъездных путях предприятия. Цистерны также принадлежат заводу, сотрудники также закреплены за ним", - заявили "Интерфаксу" в монополии, добавив, что маневровые работы проводились работниками предприятия.
К тому же, заявили в РЖД, контролировать устойчивость закрепления вагонов на подъездных путях Рязанского НПЗ должны его сотрудники. В сообщении железнодорожной монополии указано, что 8 и 10 февраля с путей Московской железной дороги на предприятие были поданы цистерны, потом они были закреплены на подъездном пути РНПК, и после этого никаких других работ сотрудники РЖД с ними не производили.
В РЖД пояснили, что все последующие действия с вагонами регламентировались лишь внутренним документом самого предприятия - "Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", утвержденной генеральным директором Анатолием Скоромцом 27 декабря 2011 года. "В соответствии с документом работники завода обязаны посменно контролировать порядок закрепления вагонов тормозными башмаками", - говорится в сообщении.
"В результате предварительного расследования установлено, что уход вагонов с последующим их возгоранием произошел на территории РНПК. Несанкционированного расцепления состава за территорией завода на станции Стенькино-II не было", - отметили в компании.
Там добавили, что ее представители "сделали все возможное, чтобы оказать помощь предприятию в ликвидации последствий ЧП", отправив на место 5 пожарных и 2 восстановительных поезда.
В РЖД подчеркнули, что "для проведения всестороннего расследования происшествия" их представители не допускаются на территорию предприятия.
В свою очередь представитель "Роснефти" обратил внимание, что на месте аварии работают следственные органы, представители которых определяют порядок прохождения на территорию предприятия сотрудников транспортных компаний. "Именно в их компетенции на данный момент находится определение режима прохода на территорию РНПК", - заявил он.
В "Роснефти" также пояснили, что порядок пользования подъездными путями определен договором на подачу и уборку вагонов, заключенным между РНПК и РЖД. При этом РНПК собственного локомотивного парка не имеет.
"Порядок и нормы закрепления вагонов при подаче, уборке вагонов и производстве маневренных работ регламентируется совместной инструкцией "О порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования РНПК, примыкающего к станции "Стенькино-2" Московско-Рязанского региона Московской железной дороги". Данной инструкцией обязанность по закреплению вагонов возложена на составителя поездов службы движения, подчиняющегося главному инженеру ж/д станции "Стенькино-2", - утверждает представитель "Роснефти".
Между тем СКР начал доследственную проверку ЧП. На месте происшествия работают специалисты следственного управления по Рязанской области. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
Что касается работы самого Рязанского НПЗ, то, по мнению замминистра энергетики РФ Кирилла Молодцова, ситуация не является критической и системно на работу предприятия не повлияет.
"Успешные плановые действия МЧС и "Роснефти" позволили достаточно быстро локализовать чрезвычайную ситуацию, а к 5 часам утра четверга пожар был полностью потушен. Никаких системных последствий ЧС нет - ни одно из основных технологических производств не затронуто даже близко. Ситуация не критична и находится под полным контролем "Роснефти", - заявил Молодцов АНИ.
По словам замминистра, сход цистерн привел к частичному разрушению железнодорожного полотна и близлежащих неосновных коммуникаций.
"Но, в соответствии с требованиями Ростехназдора, для предотвращения возможных угроз на Рязанском НПЗ были предприняты необходимые технологические меры (завод выведен в режим циркуляции - АНИ). Потребуется какое-то время, что вернуть завод на плановый цикл. В трубопроводах остался продукт, необходимо проверить всю цепочку, провести рециркуляцию - и еще много чего должно быть проделано в соответствии с нормативами. Мы оцениваем, что на это уйдет от 3 до 6 дней. Это нормально, главное, чтобы предприятие спокойно возобновило технологическую работу", - пояснил Молодцов.
Он также подчеркнул, что ЧП на "Рязанской НПК" никак не повлияет на поставку топлива с завода, поскольку у компании существует резерв примерно на 14-16 дней. Кроме того, добавил замминистра, "Роснефть" подтвердила информацию о недопущении возможных перебоев с топливом, и при необходимости НК готова использовать свои существующие резервы.
Комментируя причины возникновения ЧП, Молодцов отметил, что проблема возникла по вине "человеческого фактора" и с такого рода ЧП сталкиваются компании любого уровня. Замминистра напомнил, что соблюдение технологий на опасных производствах - это приоритет. "В "Роснефти" этот приоритет отработан очень четко, и претензий к компании в этом плане у нас нет", - отметил чиновник.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".