Interfax-Russia.ru – Сети общественного транспорта российских городов создавались еще в СССР и требуют срочной модернизации. В Рязани решили проводить модернизацию с помощью ГЛОНАСС.
На связи с космосом
12 мая любой рязанец и гость города мог провести время в общественном транспорте с пользой. Причем для этого не требовалось специальных усилий.
В этот день каждый пассажир рязанского автобуса или маршрутного такси получал в руки половинку двойного талона со штрих-кодом. Другая его часть оставалась у специального человека – учетчика. Тот отмечал, на какой остановке зашел человек. После выхода из транспорта пассажир отдавал учетчику и оставшийся талончик – чтобы тот смог узнать, до какой остановки человек доехал.
Все эти нехитрые манипуляции (а у них еще будет и "вторая серия" – 16 мая) были ничем иным как частью комплексного исследования пассажиропотока в городе. Его конечная цель – разработка упорядоченной транспортной системы.
После сбора всех талончиков и обработки данных на компьютере информацию отправят в Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Там с помощью специальных программ для рязанцев разработают проект, учитывающий реальные потребности горожан.
Предполагается, что такой проект появится осенью 2010 года. Как сообщает официальный сайт рязанской городской администрации, его реализация позволит рассчитать оптимальное количество автобусов на маршрутах, их вместимость в разные часы суток, в рабочие или выходные дни.
Кроме того, рязанские власти ожидают, что с помощью проекта удастся разгрузить центральную часть города, сделать оптимальными интервалы движения и сократить время пассажира в пути. Особые надежды возлагаются и на беспересадочный проезд пассажиров из так называемых "спальных" районов к крупным промышленным предприятиям.
Предыдущее серьезное исследование пассажиропотока состоялось в 1991 году. Впрочем, тогда в силу каких-либо решений по его результатам принято не было.
Подобное комплексное исследование – отнюдь не первый шаг рязанских транспортников и властей на пути оптимизации маршрутной сети. В прошлом году, например, часть местных автобусов и такси оборудовали спутниковой системой ГЛОНАСС. В итоге каждый желающий может отслеживать их движение с помощью интернета. Существует специальный сайт, который показывает, где сейчас находится автобус нужного маршрута.
Будущий проект оптимизации движения общественного транспорта в Рязани пока критиковать трудно – хотя бы потому, что его еще нет. В теории это дорогое удовольствие, но пока проект реализуется не очень затратными усилиями: учетчиками в большинстве работают студенты местных вузов.
Зато у введения ГЛОНАСС в общественный транспорт есть свои противники, чью позицию озвучивает ряд местных СМИ. Они считают, что спутниковая система ничем себя не оправдывает: маршруты общественного транспорта предопределены, а потому возможных пробок с использованием системы избежать все равно не удастся. В итоге, приходят к выводу противники, система полезна лишь частным организациям, занимающимся ее установкой.
Впрочем, местные транспортники защищают свое модернизационное детище: к осени навигационными терминалами будет оборудован каждый муниципальный автобус и большая часть коммерческих рейсов. Это, в частности, пообещал начальник отдела транспорта и связи Рязани Сергей Тарарако. С помощью таких терминалов уже функционирует Центральная диспетчерская служба, которая, кстати, отслеживает и работу машин экстренных служб, также оборудованных навигационными системами.
Для жителей в ближайшем будущем разработают приложения, которые смогут отображать информацию о городском транспорте не только в интернете (ресурс также модернизируют), но и в мобильных телефонах. Так что говорить о ненужности системы, по мнению транспортников, совсем неуместно.
Надежды местных новаторов косвенно подтверждает далекий Оренбург. Там активное использование системы ГЛОНАСС на общественном транспорте и в службах экстренного вызова за пару лет позволило сэкономить немало средств, а заодно оптимизировать и сделать более безопасной маршрутную сеть. Вскоре его примеру должна последовать не только Рязань, но все крупные города – от Магадана до Калининграда.
"Транспорт должен осовремениваться. В этом смысле введение навигационных систем – шаг вперед. Люди, которые опасаются чего-то нового, будут всегда. Как и те, кто избегает этого нового сознательно, поскольку заинтересован в том, чтобы все оставалось как есть", - говорит в беседе с Interfax-Russia.ru заместитель руководителя организации "Транспорт для людей" Сергей Бутурлин. В прошлом он владел частными перевозками, и понимает недоверие владельцев коммерческих маршрутов к финансово-затратным инициативам властей. "С другой стороны – на основе чего-то нового почти всегда можно создать конкурентное преимущество, по сравнению, с теми, кто этого нового избегает", - считает эксперт.
Когда карта не бита
Существующие транспортные системы активно пересматривают и в других городах.
Например, в Томской области тоже планируют создать новую модель пассажирских перевозок. К решению транспортных проблем подключатся не только те, кто в этом заинтересован – власти и транспортные службы, но и местные научные кадры. К осени разработанная ими и частными перевозчиками программа развития пассажирских перевозок в Томске, возможно, приобретет уже законченные черты.
Во Владивостоке недавние комплексные исследования пассажиропотоков привели к тому, что от 10% маршрутов вообще решили отказаться, а примерно 15% предложили несколько видоизменить. У администрации удобное для этого время – в 2011 году заканчиваются контракты, подписанные с автоперевозчиками. Впрочем, все изменения еще обсудят с жителями города.
Весомый вклад в непосредственное изучение транспортных потоков вносит и автоматизация системы проезда. Так в Рязани планируют ввести транспортную карту, а также устройства для ее распознавания. Новая система также позволит отслеживать пассажиропоток и, по мнению главы администрации города Олега Шишова, даже снизить тарифы на проезд. Первые результаты от транспортных инноваций власти планируют увидеть в начале 2011 года.
Рязань может стать первым городом в Центральном федеральном округе, где будут введены электронные билеты и валидаторы (устройства для их определения оплаты проезда).
Пионером в области использования карт и валидаторов была Москва – в столице такая система оплаты используется уже 8 лет. Недавно планами о переводе своего транспорта на автоматическую оплату поделился Санкт-Петербург. В нем работала прежде промежуточная, "гибридная" схема – пассажиры использовали электронные карты, которые "опознавали" портативные валидаторы в руках кондукторов. Теперь кондукторов в Северной столице должны сменить "бездушные" стационарные терминалы. Аналогичная "гибридная схема" работает теперь в Екатеринбурге.
В столице Свердловской области на транспортную карту, которая похожа на обычную пластиковую, возлагают огромные надежды. Даже несмотря на то, что, по сообщениям некоторых СМИ, она отказывается работать в морозы. В далекой перспективе она может стать своего рода "социальной картой" и с ее помощью будут организовывать и другие расчеты, например, по услугам ЖКХ. По крайней мере, на это надеются власти города.
"Основная проблема введения карт в том, что простые пассажиры к ним не всегда готовы. Согласитесь, для этого требуется определенное воспитание. В Москве такая система заработала не сразу. Да и сейчас нельзя сказать, что ее принимают все поголовно. Однако порядок она в целом навела, и в перспективе будущее у подобных систем есть", - говорит Interfax-Russia.ru Сергей Бутурлин.
Путевые "обходчики"
Некоторые регионы находят не вполне стандартные методы решения своих транспортных проблем, не решаясь на полную перекройку и еще не опробованные инновации.
Так, например, Новосибирск делает ставку на развитие скоростных трамваев. Развитие легкорельсового транспорта должно стать альтернативой строительству новых станций метро. Правда, при этом город рассчитывает очень сильно на инвестиции и муниципально-частное партнерство.
В Перми после нескольких лет безуспешных попыток часть пассажиров все-таки "уговорили" пересесть на электротранспорт – трамваи и троллейбусы. В городе с начала марта функционируют суточные проездные. Их стоимость всего 40 рублей (единовременная поездка стоит 12 рублей), причем пассажир имеет право совершить по такому проездному неограниченное число поездок. Популярность таких проездных оказалась высокой – каждый день их приобретали в среднем более 500 человек. Как результат: на некоторых маршрутах пришлось пустить дополнительные машины.
А вот в Ульяновске инициаторами разгрузки общественного транспорта стали даже не перевозчики и администрация, а обычные студенты Ульяновского госуниверситета (УлГУ). Они организовали акцию "Попутчик". Ее суть заключается в том, что студенты вуза, имеющие автомобиль, подвозят до места учебы тех, у кого нет такой возможности. Количество перевезенных студентов отмечают в соответствующем листе: особо активные (те, кто перевез более чем 10 своих однокашников) смогут впоследствии заправиться бензином со скидкой. Акция продлится два месяца и закончится 14 июня.
"Если эта "пилотная" акция пройдет успешно и охватит большое количество студентов Ульяновского государственного университета, мы предложим подключиться к ней остальным высшим учебным заведениям города", - рассказал "Интерфакс-Поволжье" председатель студенческого профкома УлГУ Петр Офицеров. Если учесть, что в часы пик студенты составляют значительную часть пассажиров транспорта, такая инициатива может оказаться весьма полезной.
Кстати, как и сам опыт – если власти не справляются с проблемами общественного транспорта в отдельно взятом регионе, то свои смелые идеи вправе предлагать само население этого региона. Ведь транспорт создан именно для него.
Обозреватель Алексей Максимович