Россия / Эксклюзив 27 августа 2012 г. 13:54

Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Мы готовы предоставлять налоговые льготы компаниям, реализующим крупные инвестпроекты"

Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Мы готовы предоставлять налоговые льготы компаниям, реализующим крупные инвестпроекты"

В 2012 году Астраханская область сформировала портфель инвестиций общей стоимостью 120 млрд руб. против 60 млрд руб. в прошлом году. Теперь ставится задача - за пять лет привлечь 1 трлн руб. инвестиций. О том, какие проекты реализуются в регионе, и какие предстоит начать, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

- Александр Александрович, по итогам первого полугодия 2012 года областные власти заявили о портфеле инвестиционных предложений в 120 млрд рублей. Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее крупных проектах.

- Начну с того, что Астраханская область завершила первый этап реализации стратегии социально-экономического развития. Планы, которые мы ставили перед собой, выполнены. Потенциал региона увеличен в два раза, вырос бюджет. Но я, как губернатор, понимаю, что для решения копившихся десятилетиями проблем бюджет нужно увеличить существенно. Поэтому на последующие 5 лет поставлен план - привлечь в экономику региона 1 трлн рублей инвестиций.

Для нас 2012 год - стартовый. Портфель сформирован из проектов, которые прорабатывали в 2010-2011 годах. Его объем составляет около 120 млрд рублей. Для сравнения скажу, что в прошлом году инвестиций было не больше 60 млрд рублей. При условии освоения этих средств в последующие годы объем инвестиций вырастет в 2 раза.

Локомотивы астраханской экономики - проекты ТЭК. К примеру, компания "ЛУКОЙЛ" предполагает вложить в проекты на территории Астраханской области в ближайшие 5 лет 500 млрд рублей, в этом году объем инвестиций составит 60 млрд рублей. Это, в частности, проекты по освоению месторождения Владимира Филановского, по выходу на проектную мощность месторождения Юрия Корчагина. Кстати, в текущем году на Корчагинском месторождении должен быть добыт уже 1 млн тонн нефти. В сентябре ЛУКОЙЛ запускает в поселке Ильинка верфь по сборке нефтяных платформ для разработки нефтегазовых месторождений Каспия. В завершающую фазу вуступило строительство завода по производству труб для прокладки трубопровода к месторождениям на шельфе, осваиваемым ЛУКОЙЛом. Предприятие должно быть запущено в сентябре, в октябре начнется поставка продукции.

Реализуются два проекта по добыче углеводородов на суше. Это месторождения Вязовское в Черноярском районе и Верблюжье в Ахтубинском (в этом году вложения составят, соответственно, порядка 180 и 300 млн рублей). В последующие годы инвестиции будут расти. Каспийский трубопроводный консорциум до 2014 года вложит в развитие мощностей на территории области 14 млрд руб.

- Вы неоднократно заявляли, что в 2012 году в регионе начнется строительство площадки компании Schlumberge. Выдерживаются ли сроки с учетом того, что все контракты с НК "ЛУКОЙЛ" уже подписаны?

- Schlumberge, победившая в конкурсах компании "ЛУКОЙЛ" на сервисное обслуживание оборудования, уже начала реализацию проекта по строительству базы. Его стоимость - более 1,5 млрд руб. Поэтому сроки не только соблюдаются, но и опережают запланированные.

- Каков объем инвестиций компании "Газпром" в экономику региона?

- За 8 лет инвестиции Газпрома составят порядка 400 млрд рублей. В текущем году должно начаться строительство магистрального газопровода от газоперерабатывающего завода на север почти до Волгоградской области. Стоимость проекта составляет 15 млрд руб. Почти 3 млрд руб. вложит Астраханская область в прокладку разводящих сетей. Прорабатывается вопрос расширения мощностей ООО "Газпром Добыча Астрахань" и промысла. Идет поиск площадки для размещения завода по производству полиэтилена. Его строительство даст региону более тысячи рабочих мест.

- Газпром планирует построить для астраханцев крупный социальный объект. Что это за проект, какова его стоимость, сроки реализации?

- Это будет многофункциональный спортивно-оздоровительный центр. Его строительство обойдется компании в 9 млрд рублей. Надеюсь, что реализация проекта начнется в этом году. Сейчас завершаются подготовительные работы. Важно, чтобы новый объект вписался в архитектурный ландшафт набережной Волги.

- Правда ли, что есть намерение построить в Астраханской области завод по производству полиэтилена в особой экономической зоне судостроения? На чем основано такое решение?

- Поскольку в регионе доминирует судостроение, при формировании проекта особой экономической зоны именно его и взяли за основу. Астраханские судостроительные предприятия участвуют сегодня во всех конкурсах Каспийского бассейна, растет портфель заказов. В большей степени региональные судостроители конкурируют с сингапурскими и китайскими коллегами. Однако в Астраханской особой экономической зоне будут присутствовать не только судостроительные компании. На участие в проекте подали заявки 14 резидентов - это высокотехнологичные производства и завод по производству полиэтилена. Войдет ли он в зону, будет решать комиссия при правительстве РФ. Важно, что зона привлечет инвестиции в производства, которых до сих пор в регионе не было.

- Астраханская область предоставила ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" льготы по налогу на прибыль на 500 млн рублей на 2012 и 2013 годы. Планируются ли льготы на последующие периоды, и какая от этих преференций выгода бюджету?

- В этом году бюджет Астраханской области, благодаря деятельности "ЛУКОЙЛа", пополнился на 2 млрд рублей - неожиданная и весомая прибавка в казну. "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" вступил в консолидированную группу налогоплательщиков, объединившую предприятия ЛУКОЙЛА, и принял решение также перечислять налоги в областной бюджет. Со своей стороны, руководство региона снизило для компании нагрузку по налогам на прибыль и имущество.

Если рассматривать сотрудничество Астраханской области с ЛУКОЙЛом в разрезе долгосрочной перспективы, то за последующие 20 лет региональный бюджет может получить от нефтяной компании 90 млрд рублей налогов. Кроме того ЛУКОЙЛ строит у нас детский сад стоимостью 400 млн рублей. Получается, что мы освобождаем предприятие от налогов на 500 млн рублей, а получаем гораздо больше. Уже принято решение, касающееся месторождения Корчагина, но мы готовы снизить налоговую нагрузку и на освоение месторождений имени Филановского и Центрального Астраханского.

- Будут ли подобные льготы предоставлены другим 17 компаниям нефтегазового сектора, работающим в регионе?

- Руководство области готово предоставлять серьезные налоговые льготы компаниям, реализующим в регионе крупные инвестиционные проекты. Поэтому, как только другие нефтяные компании выйдут на добычу углеводородного сырья, так сразу получат льготы.

- Последние два года активно обсуждаются перспективы производства йода. На какой стадии находится заявленный проект строительства завода по добыче йода?

- Этот проект находится в активной фазе. По данным компании "Эй-Джи-М", на днях документация будет направлена на госэкспертизу. Строительство первой очереди предприятия запланировано на следующий год. С ее вводом завод будет производить 100 тонн кристаллического йода. К 2015 году планируется ввести в эксплуатацию вторую, третью и четвертую очереди и выйти на производство 400 тонн йода. Стоимость первой очереди - 400-450 млн руб., общая стоимость проекта - 1,3-1,4 млрд руб. Это инвестиции акционеров компании.

Не забывайте, что кроме нефти и йода в Астраханской области есть и другие полезные ископаемые. К примеру, два проекта по добыче полезных ископаемых активно разрабатываются в Ахтубинском районе. На озере Баскунчак работает компания "Руссоль". Чтобы идти в ногу со временем, сегодня она технически перевооружается, только один новый комбайн по добыче поваренной соли стоит почти 200 млн рублей. Производитель строительных и отделочных материалов компания "КНАУФ" с 2012 по 2014 годы направит на развитие добычи гипса, производство и социальные программы более 700 млн руб. В том числе будут построены два завода по переработке гипса.

- Как Вы оцениваете ситуацию в промышленности и, конкретно, в машиностроении региона?

- В настоящее время промышленность Астраханской области демонстрирует рост практически по всем направлениям - в среднем 120% в первом полугодии. После кризиса это - хороший показатель. В судостроении наблюдается нехватка рабочих рук. Прорабатываем вопрос привлечения судостроителей из Словакии. В машиностроении успешно развивается Астраханский тепловозоремонтный завод. ТРЗ планирует начать серийное производство локомотивов нового образца, получившего наименование ТГМ50. Новый тепловоз, оборудованный дизелем производства Тутаевского моторного завода или американской фирмы Caterpillar, будет стоить - в зависимости от установленных узлов - от 18 млн руб.

Головное предприятие - ОАО "Желдорреммаш" - в 2012 году направило на модернизацию производственных мощностей Астраханского ТРЗ и закупку оборудования 500 млн рублей, в 2011 году - 129 млн рублей. Увеличение финансирования говорит само за себя, вкладывать деньги в неэффективное предприятие бизнесмены не стали бы.

- Как обстоят дела в энергетике, реализуются ли финансовоемкие проекты в этой отрасли?

- Газпром заявил, что в следующем году приступает к строительству парогазовой установки мощностью 200 МВт. В Астрахани, в микрорайоне Бабаевского, ЛУКОЙЛ строит парогазовую установку мощностью 235 МВт и стоимостью 10 млрд руб. В Знаменске строится парогазовая установка стоимостью 3,5 млрд руб. и мощностью 44 МВт. Также в регионе возводятся несколько подстанций.

- Расскажите, пожалуйста, о программе энергосбережения. Ограничится ли она проектом "Солнечный город"?

- Астраханская область - теплый солнечный регион, мы решили использовать наше преимущество - большое число солнечных дней в году - почти 96%, и построить в Нариманове комплекс по производству солнечных батарей. Они позволят получать практически бесплатную горячую воду в теплое время года. Затраты будут минимальными. Проект стоит 70 млн руб. и финансируется из областного бюджета. Предлагаем также при бюджетной поддержке внедрять использование солнечных батарей в многоквартирных домах для освещения в подъездах.

- Александр Александрович, как развивается астраханский транспортный узел? Какие проекты реализуются в настоящее время в данной сфере?

- До 2020 года мы планируем удвоить перевозки железнодорожным транспортом с Урала, Поволжья, Кавказа, стран Каспийского бассейна. К этому же времени в 2 раза - с 32 до 65 млн тонн - должен вырасти грузооборот. Компания "РЖД" строит двухпутную железную дорогу стоимостью 13,3 млрд руб.

Мы также работаем над расширением автомобильных дорог, планируем строительство третьего моста через Волгу. Стоимость проекта - более 20 млрд руб. С аэропортом прорабатываем проект строительства транспортного хаба. Думаю, в конце года приступим к его реализации. Есть серьезные инвесторы.

- В области открываются новые авиарейсы. Каковы перспективы развития астраханского авиаузла?

- Сегодня из Астрахани можно улететь в Актау, Баку, Ереван, Москву, Санкт-Петербург, Сочи. В сентябре открывается авиасообщение с Мюнхеном, в октябре - со Стамбулом и Бангкоком, в перспективе - с Ираном, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индией. Мы обратились в Минтранс РФ с просьбой оказать содействие и в расширении межрегиональных перевозок - в Калининград, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург, а также на рейсах в столицы стран СНГ - Душанбе, Астану, Ташкент.

- Александр Александрович, сегодня мы можем долететь до Баку на самолете. А поедут ли когда-нибудь астраханцы в Азербайджан на пароме?

- Мы прорабатываем открытие паромного сообщения с Азербайджаном. Есть понимание азербайджанской стороны. С запуском паромного сообщения товарооборот между нашими странами и регионами возрастет в разы. Уверен, бизнес предпочтет паром как более удобный способ доставки грузов на азербайджанском направлении.

- В первом полугодии, в связи с событиями в Иране, в прикаспийском регионе отмечается снижение активности перевозок судами. Повлияет ли это на планы по развитию астраханских портов?

- В региональной сфере судоперевозок наблюдается интересная тенденция. В первом полугодии 2012 года было совершено 1 тыс. 963 судозахода против 2 тыс. 404 за этот же период 2011 года. При этом перевалка грузов возросла на 21% и составила 421 тыс. тонн, в прошлом году было 348 тыс. тонн. Секрет в том, что в этом году ходят суда большей тоннажности. Не скрою, в связи с санкциями в отношении Ирана стало сложно вести расчеты с иранскими предпринимателями. Но есть замещающие направления - Туркменистан и Азербайджан. И мы должны сохранить, а лучше увеличить перевозки по сравнению с уровнем 2011 года.

Порты продолжают развиваться. Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг)" предусматривает средства на строительство первой очереди второго грузового района морского порта Оля, предназначенного для перевалки контейнеров, генеральных и накатных грузов, организации паромной переправы, а также для создания нефтеналивных комплексов в связи с открытием в северной части Каспийского моря нефтяных месторождений.

Хороший пример - работа компаний "Профит" и "Армада". Они уже завершили первый этап модернизации причала "Армады". Объем инвестиций составил более 800 млн рублей. Начат второй этап реконструкции, а это еще 104,7 млн рублей инвестиций.

- Каковы итоги Ваших последних визитов в Иран и Словакию?

- Во время командировки в Иран я ставил задачу расширить сотрудничество Астраханской области с иранскими провинциями в сельском хозяйстве, промышленности и гуманитарной сфере. К примеру, у нас можно перерабатывать иранский гранит. Необходимо расширить сотрудничество в области изучения фарси и русского языка. Визит в Словакию также был удачным. Подписали соглашение с министром экономического развития страны, договорились о том, что в октябре в Астраханской области пройдет выставка словацких товаров и услуг. Полезным оказался словацкий сельскохозяйственный опыт. В перспективе планируем строить фермы по их технологии, продолжим приобретать там племенной скот.

- Александр Александрович, расскажите о планах создания тепличных комплексов "Новые вершины" и "Мономах".

- В этом году компания "Мономах" приступает к реализации крупного проекта по выращиванию и переработке томатов. Идет проектирование завода по выпуску томатной пасты из местного сырья. Его строительство начнется этой зимой. Летом производительность предприятия должна составить 50 тыс. тонн, в 2014 году - 100 тыс. тонн томатной пасты. Реализация проекта компании "Новые вершины" начнется в сентябре. Его поддерживает не только руководство Астраханской области, но и Минсельхоз РФ.

- Фермеры ожидают снижения цен на продукцию в связи с вступлением в ВТО. Какие меры на сегодняшний день нужно предпринять для защиты интересов российских и, в частности, астраханских фермеров, а также рыбодобытчиков?

- Условия вступления в ВТО тщательно продуманы правительством РФ, и не только для сельхозпроизводителей. Рыбная отрасль также включена в сельскохозяйственный проект и может рассчитывать на господдержку, в первую очередь, на субсидированные кредиты. Сейчас работаем над проектами по товарному осетроводству, выращиванию частиковой рыбы. Импорт в Россию, в том числе и сельхозпродукции, будет регулироваться, но нам нужно внедрять самое современное оборудование, производить красивую упаковку, четче выстраивать логистику. Не зря мы строим оптово-логистические центры. В этом году запустим центры в Лиманском и Ахтубинском районах, планируем строить в Харабалях. В Красноярском районе уже работает логистический центр. Они позволят хранить продукцию длительное время и реализовывать ее в период, когда рынок меньше всего насыщен. Кроме того, ставим перед собой задачу выйти на выращивание сверхранней продукции в грунте. Все это позволит астраханским овощам выигрывать на российском рынке в цене.

- Вы говорили о намерении открыть в области аналитический центр для сопровождения работы фермеров. Расскажите подробнее об этом.

- Фермер должен получать оперативную информацию о ценах, засухах и дождях. Ему нужно знать, сколько стоит сажать тех или иных сельхозкультур. Я считаю, что центры мониторинга целесообразно создать за счет бюджетных средств. Мы должны показать фермерам, что это нужно делать.

- В прессе пишут, что содержание пестицидов в арбузах на российском рынке превышает нормы в несколько раз. Контроль за качеством бахчевых в регионе достаточен?

- Контроль не гарантирует, что вы в столице купите хороший арбуз. Под видом астраханских арбузов на столичных рынках продают бахчевые заграничного производства. Я хочу сказать, что сегодня много селитры добавлять в почву просто невыгодно. При капельном орошении, используемом всеми хозяйствами области, арбузы и дыни растут хорошо и без химикатов. Кстати, в этом году первый урожай арбузов собрали на две недели раньше.

- В регионах России реализуется федеральная целевая программа "Модернизация здравоохранения". Как она выполняется в Астраханской области?

- Финансирование программы в этом году увеличилось почти на 70%. В 2012 году федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) направит на модернизацию здравоохранения 1,2 млрд руб., территориальный ФОМС - 193,3 млн руб. и 561,2 млн руб. - консолидированный бюджет области. В частности, на закупки оборудования предусмотрено 238,8 млн руб., строительство новых объектов - 130,7 млн руб., на капремонт учреждений - 82,7 млн руб. Общий объем финансирования на реализацию программы в 2011 году составил 1,1 млрд руб.