Исполнительный директор одной из крупнейших в России ассоциаций аптечных сетей - некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия" Елена Неволина рассказала в интервью "Интерфаксу", почему в 2010 году в России начали массово закрываться аптеки и чего следует ждать в 2011 году.
- Елена Викторовна, на днях стало известно, что в 2010 году в России закрылось 20% аптек. Почему это произошло? Слабая потребительская активность, ужесточение госполитики на фармрынке, общемировые тенденции или что-то еще?
- В первую очередь начавшийся процесс закрытия аптек связан с ежегодным снижением рентабельности бизнеса.
Поскольку до 2010 года регулирование наценки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) касалось только оптовых и розничных наценок, а производители отпускали товар по свободным рыночным ценам, оптовик всегда имел "запас прочности", финансируемый производителем, для предоставления товарного кредита аптекам.
С конца 2009 года, когда обязательная регистрация цен производителя начала проводится по утвержденной Минздравсоцразвития РФ методике, производители сократили отсрочку платежа оптовикам, которые в свою очередь ужесточили порядок предоставления товарных кредитов аптечным организациям. Если раньше отгрузка производилась не зависимо от оплаты поставленной ранее партии, то теперь пока аптека не погасит имеющуюся задолженность, оптовик не осуществляет поставку новой партии.
Кроме государственного регулирования цен на ЖНВЛП усугубило ситуацию и введение новых размеров страховых взносов. В основном (кроме Москвы) все аптечные организации (даже крупные с численностью свыше 100 человек) до 1 января 2011 года имели право использовать специальный налоговый режим – Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), при этом режиме отчисления с зарплаты составляли 14% от фонда оплаты труда (ФОТ). С 1 января 2011 года размер страховых взносов для аптечных предприятий увеличился до 34%, то есть на 20%. Это привело в свою очередь к увеличению кассового разрыва, если раньше аптеки тратили на выплату зарплаты и налоги 2-3 дневную выручку, то теперь у большинства аптек на эти цели идет выручка 7-10 дней, в эти дни аптеки не могут платить по своим обязательствам поставщикам, в свою очередь дистрибьюторы не отгружают товар в аптеки.
Это приводит к дефициту ходового ассортимента, выручка аптеки, соответственно, падает, так как остается товар с медленной оборачиваемостью и как следствие еще больше затягивается оплата оптовику.
Проблема кассового разрыва нарастает как снежный ком, тем более, что сезонный спрос противогриппозных средств идет на убыль, весной еще один всплеск (как ни цинично это звучит, но аптека живет по законам предприятия розничной торговли) "покупательской активности" на желудочно-кишечные препараты и антигистаминные средства, летом наступает "мертвый сезон", выручка аптек значительно снижается, и так до нового сезона гриппа.
Кроме всего прочего, сегодня более чем на 25% выросли тарифы на коммунальные платежи и электроэнергию, на 30% возросла стоимость охранных услуг, а это обязательное требование к хранению некоторых групп лекарственных препаратов. В особо трудном положении оказались муниципальные унитарные предприятия (МУП), так как они по сложившейся традиции занимаются отпуском наркотических средств и психотропных веществ, затраты по хранению которых в 15 раз превышают доход, который аптеки получают за распределение этих средств.
Кроме этого МУПы сохранили рецептурно-производственные отделы, которые являются убыточными, но индивидуальное изготовление лекарств остро необходимо таким группам больных, как новорожденные дети и пожилые люди.
В связи с переходом на общий режим налогообложения и новый размер страховых взносов налоги аптечных организаций возросли по сравнению с прошлым годом в 2,43 раза.
В некоторых регионах муниципальные сети являются практически единственными представителями аптечной отрасли, и закрытие их точек приведет к полной потере населением любого лекарственного обеспечения в своем населенном пункте.
По нашим прогнозам, в условиях установленного налогового бремени к июлю количество закрывшихся аптек может дойти до 30%, а к концу года до 50% аптек могут закрыться.
- Что мешает получить аптекам налоговые послабления, которые недавно получили от государства IТ-компании, СМИ и другие отрасли?
- С 1994 года аптеки не рассматривались как учреждения здравоохранения, а были отнесены к "предприятиям розничной торговли и общественного питания".
В 2003 году аптечные организации были введены в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В то же время по Классификатору кодов экономической деятельности аптечные организации относятся к разделу G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а к разделу N, подраздел NA "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" фармацевтическая деятельность не относится.
Поэтому частные медицинские организации получили льготы по страховым взносам, как социальная сфера, даже при том условии, что расценки на медицинские услуги определяются такой организацией самостоятельно и никаких ограничений нет, то есть ценообразование свободное, а аптеки не получили, потому что розничная торговля не может рассчитывать на льготы. Даже при условии государственного регулирования цен на ЖНВЛП, которые составляют в товарообороте аптеки до 40%, ограничении ассортимента (перечень товаров, которые имеет право продавать аптека приведен в п.7 статьи ФЗ N55"Об обращении лекарственных средств"), обязанности аптек держать минимальный ассортимент лекарств не зависимо от места расположения аптеки и спроса на этот товар.
То есть сегодня мы сможем говорить о том, что Минздравсоцразвития регулирует (по сути, ограничивает) рентабельность аптечной организации, не давая в замен никаких льгот.
- Продолжат ли закрываться аптеки в России в 2011 году?
- Закрытие аптек в 2011 году по нашим прогнозам значительно превзойдет темпы закрытия аптек в 2010 году, поэтому можно говорить об ограничении физической доступности полноценной лекарственной помощи. Особенно в малонаселенных пунктах или городах с низкой платежной способностью населения.
- Какие действия властей могут, на Ваш взгляд, оздоровить рынок?
- Первое – решение вопроса о предоставлении льготного периода по страховым взносам для аптек минимум на два года.
Второе – присвоение аптечным организациям второго кода видов экономической деятельности, относящего аптеки к социальным услугам.
Третье – уравнивания аптечных организаций с медицинскими организациями (закон "О защите конкуренции") при заключении договоров муниципальной и государственной аренды, То есть продление договора аренды или заключение нового договора без проведения предварительных конкурсов и аукционов.
Четвертое – в течение льготного периода по страховым взносам решить вопрос об отмене ограничений по ассортименту товаров, разрешенных к реализации в аптеках. Волнения отдельных представителей аппарата правительства РФ о том, что аптеки начнут "торговать сырым мясом" являются беспочвенными. Однако "закрытый" перечень товаров без привязки к классификаторам продукции дает возможность проверяющим свободного трактования таких понятий как "предметы для детей до 3-х лет, лечебное питание и т.п." и соответственно привлечения аптечной организации к административной ответственности.
И, наконец, пятое. Если Минздравсоцразвития считает необходимым наличие в аптеках минимального ассортимента, он должен быть составлен по МНН (международным непатентованным названиям – ИФ) без указания конкретной лекарственной формы. Сегодня многие лекарственные формы, поименованные в приказе Минздравсоцразвития выпускаются лишь 1-2 производителями. В соответствии с действующим законодательством только аптеки обязывают иметь в наличии минимальный ассортимент, больше ни на одного участника отрасли (производителя, дистрибьютора) это требование не распространяется.