Министр РФ по развитию Дальнего Востока - полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" подвел социально-экономические итоги ушедшего года, а также рассказал о целях новой госпрограммы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона и проектах, которые будут реализованы в регионах в ближайшие годы.
- Виктор Иванович, январь - хорошее время подвести итоги прошедшего 2012 года. Как Вы оцениваете социально-экономическое развитие Дальнего Востока?
- Дальний Восток, начиная с момента кризиса 2008 года, ни одного года не имел провалов в экономическом развитии. И даже в сравнении с 2008 годом в 2012 году индекс физического объема в России составил 103,7%, а в Дальневосточном федеральном округе - 121%. Инвестиции в основной капитал в России не вышли на докризисные показатели - составили 99%, а на Дальнем Востоке - 124,9 % роста. Грузооборот Российской Федерации выходит на докризисный период - это практически 99,9%, на Дальнем Востоке - 128,6%. Выпуск сельскохозяйственной продукции в целом по России увеличился на 4,4%, а на Дальнем Востоке - на 15,6%.
В среднем по стране жилья введено на 3,8% больше, чем в 2008 году, а на Дальнем Востоке - на 26,5%. Прежде всего, это произошло за счет того, что были вложены достаточно серьезные федеральные деньги в строительство жилья военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны, плюс регионы прилагали усилия.
Объем розничной торговли в среднем по России 114%, у нас - 117,9%.
Произошел рост поступлений в консолидированный бюджет, хотя мы всегда говорили, что наша доля незначительна, но тем не менее мы имеем рост, и достаточно серьезный. Если в среднем по регионам России рост составляет 133%, то у нас 159,2% рост.
Для Дальнего Востока важен вопрос демографии. В минувшем году Дальний Восток вышел на положительные показатели - рождаемость превысила смертность.
Что касается миграции, то Дальний Восток потерял в 2012 году почти 15 тысяч человек, а Россия приросла на 245 тысяч человек.
Можно говорить о том, что Дальневосточный федеральный округ работает достаточно настойчиво. Показатели есть положительные, есть и отрицательные.
Так, на Дальнем Востоке доходы предприятий с одного валового рубля значительно ниже, чем в среднем по России. Причина - высокие транспортные и энергетические тарифы, достаточно продолжительный зимний период и еще ряд удорожающих факторов, который позволяет нам формировать доходность наших предприятий в среднем порядка 12%.
Поэтому мы говорим о том, что необходимо выровнять условия функционирования экономики на Дальнем Востоке и в России, снять нагрузку, то есть освободить нас от части налогов. Нашей доходности хватает нам пока только выжить.
- Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, которое Вы возглавляете, в первом квартале этого года должно внести в правительство проект государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Как идет работа над госпрограммой? Что она будет из себя представлять?
- Еще в 1992 году на заседании межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" руководители субъектов Российской Федерации решили разработать программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Она была принята в 1996 году. Объемы финансирования, выделяемые из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы, тогда были недостаточны и составляли не более 1 млрд рублей на 13 субъектов, участвовавших в ней. Коренные изменения произошли в 2006 году после заседания Совета безопасности РФ под председательством президента. Финансирование программы было увеличено в десятки раз.
Современные реалии таковы, что наиболее динамично развивающимся регионом мира стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Безусловно, Дальний Восток является ключевой территорией для взаимной интеграции России и стран АТР. Поэтому без развития Дальнего Востока невозможно представить дальнейшее развитие России.
Новая государственная программа будет носить целевой характер - формировать условия для ускоренного развития Дальнего Востока, превратив его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которого будут преобладать высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью.
Мы хотим кардинально улучшить социально-демографическую ситуацию, создать условия для закрепления постоянного населения, обеспечить на территории среднеевропейский уровень жизни.
Ускоренное развитие Дальнего Востока по сравнению со среднероссийскими темпами возможно только при форсированной модели развития макрорегиона.
В случае реализации госпрограммы основные целевые индикаторы достигнут следующих показателей.
Объем ВРП, произведенного на территории региона, к 2025 году станет в 2,6 раза больше по сравнению с 2011 годом. Доля макрорегиона в структуре ВВП Российской Федерации увеличится с 8,5% до 10,4%. Производительность труда вырастет более чем в 2 раза. Доля макрорегиона в формировании доходов консолидированного бюджета РФ увеличится с 3,7% до 4,5%.
Достичь этих целей нам помогут различные механизмы и инструменты. Среди них две федеральных целевых программы: "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" и "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на период 2007-2015 годов", где будут расписаны конкретные объекты промышленной, транспортной, социальной инфраструктуры.
При этом необходимо обеспечить стабильное финансирование программ. В противном случае мы не сможем достичь поставленных целей по ускоренному развитию региона.
Также в состав государственной программы мы предлагаем включить 11 подпрограмм.
Реализации задач поможет федеральный закон "О развитии Дальнего Востока". Сегодня мы работаем над его проектом. Его положения позволят обеспечить на территории особые условия формирования благоприятного инвестиционного климата, создание равных с территориями центральной части России возможностей ведения бизнеса и жизни населения с использованием бюджетных, налоговых, таможенных и тарифных преференций.
- Это потребует значительных средств. Возможно, у вас и вашей команды уже есть идеи по привлечению в регион новых инвестиций?
- По оценкам экспертов, для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока на его территорию необходимо ежегодно привлекать из внебюджетных источников не менее 600-800 млрд рублей инвестиций.
Сумма государственных ассигнований, как показывает опыт, только на реализацию ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" (входящей в госпрограмму) должна быть не менее 100 млрд рублей ежегодно.
Льготы и преференции для экономики Дальнего Востока необходимо утвердить законодательным путем. Приемлемы любые механизмы, которые могут дать развитие Дальнему Востоку. Если этого не делать, мы можем потерять значительно больше.
В частности, мы предлагаем новый подход к ставкам налога на добычу полезных ископаемых. Учитывая слабо развитую инфраструктуру, нужно либо обнулить ставки НДПИ, либо ввести их дифференциацию.
Говорить о конкурентоспособности экономики Дальнего Востока сегодня сложно - высокие транспортные и энергетические тарифы губят экономику. Считаю необходимым обеспечить субсидирование из федерального бюджета предприятиям и населению затрат на энергетические и транспортные тарифы до достижения ими среднероссийского уровня.
Мы предлагаем также создать особые условия создания на территории Дальнего Востока особых экономических зон, предусматривающие, в том числе, возможность осуществлять их резидентам производственную деятельность по добыче и переработке полезных ископаемых.
Стоимость кредитных ресурсов не должна превышать ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России.
В законе мы хотим предусмотреть установление повышенных районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате, пенсиям, стипендиям и иным выплатам гражданам, проживающим на территории дальневосточных субъектов РФ. Да, сегодня доходы дальневосточников выше, чем в среднем доходы россиян, однако покупательская способность ниже из-за высоких цен и тарифов.
- После проведения саммита АТЭС во Владивостоке новой масштабной стройкой на Дальнем Востоке стал космодром "Восточный" в Амурской области. Как вы оцениваете ходе реализации этого проекта, укладываются ли строители в график? Сможет ли состояться первый запуск непилотируемого корабля в 2015 году?
- Действительно, первый запуск запланирован на 2015 год. Предварительная стоимость проекта - 251 млрд рублей, но, я думаю, она будет меняться, поскольку необходимой для строительства документации в полном объеме еще нет. Для того чтобы разворачивать строительство, необходимо выполнить функцию заказчика - создать дирекцию. Нужно выдать всю документацию, разрешения на ведение работ, необходимо профинансировать. Из всех этих основных пунктов решен только последний: финансирование есть в полном объеме. Документация выдана хаотично, разрешения на ведение строительства отсутствуют практически на 70%. Полноценной дирекции на территории космодрома или Амурской области, чтобы на месте решать вопросы, пока нет.
В 2012 году на объектах космодрома работы выполнены примерно на 7 млрд рублей. Говорить о том, что в настоящее время есть серьезные провалы в строительстве, я бы не стал. Несмотря ни на какие препятствия, активно строятся пусковой ствол, вспомогательное производство для сборки носителей, дороги. То есть строители работают опережающими темпами. Ведь если ждать выдачи окончательных документов, то никто не уложится в обозначенные сроки строительства. Так же было и при строительстве объектов к саммиту АТЭС - окончательные документы были выданы в год сдачи, то есть в 2012 году. Строительство двигалось за счет принятия временных решений. Например, на острове Русском была изменена вся конструкция зданий, и это было абсолютно правильно.
О ходе строительства космодрома я направил доклад президенту Владимиру Путину, председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Мы активно работаем в этом направлении с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который курирует эти вопросы.
- Виктор Иванович, как, по вашему мнению, следует ликвидировать неравенство регионов в вопросах развития информационных технологий? Далеко не везде развит Интернет, что мешает реализации проекта "Электронное правительство", не везде развивается цифровое телевещание.
- Очевидно, что существуют проблемы с развитием телерадиовещания, на значительной территории округа отсутствует устойчивый доступ к сети Интернет. Причина такого положения - слабость российской космической группировки, обеспечивающей качественные услуги связи для населения, предприятий и организаций российского Дальнего Востока. В связи с этим мы предлагаем во время первого запуска беспилотного космического аппарата с создаваемого в Амурской области космодрома "Восточный" осуществить вывод на орбиту отечественного спутника связи.
Спутник связи сможет обеспечить услуги цифрового вещания и широкополосного доступа к сети Интернет, что позволит принять меры для ликвидации цифрового неравенства и обеспечения потребности в телекоммуникациях экономики и жителей российского Дальнего Востока.
- Многие регионы Дальнего Востока рапортовали о больших инвестициях, пришедших в регион. Но закончились большие стройки, проложены трубопроводы, а оказалось, что поступлений в региональные бюджеты не так много. По вашему мнению, могут ли дальневосточные регионы стать привлекательными для инвесторов и самодостаточными? Какие усилия надо для этого приложить?
- Большая часть инвестиций на Дальнем Востоке - 90% - это внутренние инвестиции, порядка 10% - это внешние. Причем из 10% иностранных инвестиций прямые инвестиции составляют от 2% до 4%. Все остальное - это портфельные инвестиции: уставный капитал и прочие вещи. То есть у нас есть достаточно серьезный потенциал по внутренним инвестициям, но и иностранные тоже должны привлекаться.
Одна из главных задач региональных властей - получить отдачу от валовых инвестиций на валовые доходы. Это серьёзная работа. Я не единожды говорил, что Сахалин по выработке валового продукта обходит далеко вперед США с результатом в $53,9 тыс. на человека, в то время как Америка только дошла до $48,1 тыс. В Германии - 37 тысяч, Японии - 35, Корее - 34 тысячи. Но у них (на Сахалине - ИФ) валовой рубль дает 37 копеек, а на Чукотке, к примеру, валовой рубль дает 21 копейку, в Амурской области - 16 копеек, примерно столько же в Хабаровском крае.
Словом, доходами надо заниматься, надо считать каждую копеечку, надо работать с инвестором. Инвестиции дадут отдачу в виде налогов. При создании предприятия появится НДФЛ, налоги на имущество, на землю. Чтобы инвестиции активнее шли, необходимо на определенный период времени освобождать предприятие от налогов. Однако после окупаемости проекта налоговые отчисления станут весомым вкладом в формирование доходной части бюджета территории. Недействующие предприятия не создают налоговой базы.
Закончился саммит АТЭС во Владивостоке. На строительство различных объектов потрачено около 700 млрд рублей. При этом федеральных средств - всего-навсего 202 млрд рублей. Остальные деньги - это деньги компаний. Один "Газпром" вложил в строительство газопровода порядка 280 млрд рублей. То есть компании пришли, и эта работа не остановилась. Мы говорим о необходимости создания перерабатывающих мощностей. Каждая территория имеет свои серьезные проекты, которые дадут возможность развивать эти территории и приносить достаточный доход, будь то добыча золота, создание нефте- и газохимических производств, металлургического кластера и другие. База для развития есть. Наша задача - трансформировать эти возможности в реальный доход.
- Виктор Иванович, Вы стали инициатором введения торговли рыбой только через электронные торги. С чем это связано?
- Я внес это предложение, потому что мне не все равно. Я считаю, что ресурсы должны служить во благо государства и во благо жителей Дальнего Востока. Почему рыба на Камчатке стоит дороже, чем норвежская рыба в Москве? У нас сегодня среднероссийское потребление рыбы ниже, чем биологическая норма! И это при том, что ресурсов у нас достаточно.
Я несколько раз озвучивал эту идею. Кстати, и в поручении президента по итогам заседания президиума Госсовета написано, что необработанная древесина должна продаваться на аукционах, и необработанные биоресурсы - тоже. Но сегодня это предложение начинают "торпедировать" и рыбаки, и те, кто должен заниматься государственной политикой в сфере рыболовства.
- Многие дальневосточники жалуются на низкое качество медицинского обслуживания, и это при том, что современные медицинские центры появились в регионе. В чем причина? Может быть, проблема в квалифицированных кадрах?
- Считаю, что одной из мер решения проблемы дефицита медицинских кадров может быть введение системы образовательного кредита в медицинских вузах.
На Дальнем Востоке есть практика обучения по целевому набору. Однако вернуть молодого специалиста после окончания учебного заведения в северные территории очень сложно. И родители, и дети против. Весь мир работает по-другому: выдается кредит на образование. Подобная система может быть использована и в России в качестве закрепления специалистов в отдаленных территориях. Здесь законодательно необходимо решать вопросы. Человек получает кредит, получает образование. А условие выдачи кредита такое: отрабатываешь 3 года - списывается 30 процентов, отрабатываешь 5 лет - списывается 50 процентов. Или какие-то другие градации. Если человек не хочет выполнять взятые на себя обязательства, тогда он должен вернуть деньги или диплом и будет свободен, как птица. Несколько жестковато, но что делать? Экономические механизмы должны работать во всем мире.
- Сегодня президент РФ ставит задачу создания доступного рынка жилья для разных категорий граждан. Что делается для этого на Дальнем Востоке?
- Чтобы жилье было дешевле, его нужно строить, и строить больше. Садиться и договариваться, и властям брать часть проблем на себя - выделение участка, выдача технических условий, создание инфраструктуры. К примеру, на Камчатке сдали в эксплуатацию сейсмоустойчивые дома с облагороженной территорией, с коммуникациями, по цене 67 тысяч за квадратный метр, в Хабаровске же цена достигает 80 тысяч рублей за квадратный метр. Максимум 50 тысяч рублей для ветеранов, и молодежи 40 тысяч - вот цены которые должны быть, остальное - "левые" деньги, которые делятся по всем карманам.
Раньше в Хабаровском крае жилье в новостройках было в два раза дешевле, чем на вторичном рынке. Новостройки по невысокой цене снижали цены на вторичном рынке. Мы давали молодежи квадратный метр по 30 тысяч, на вторичном рынке жилье было по 50 тысяч. Край компенсировал молодым 30% суммы кредита. Ипотека в самые дорогие времена давалась им максимум 10%, когда она была по 25%. И правительство края было единственным учредителем ипотечной кампании и гарантом, 25% стоимости вносила семья. Вот и получалась тройная гарантия... На вооружение схему взяли Камчатка и Амурская область.
- Наступивший год - предвыборный. Выборы губернаторов пройдут в Хабаровском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе. В Хабаровске и Владивостоке будут избраны мэры. Чего Вы лично ждете от этих событий?
- Беспокоит то, что в последнее время явка на выборах очень низкая- то 14, то 16 процентов. Я уверен, надо восстанавливать порог в 25 процентов.
Как человек может быть губернатором, если его избрала кучка друзей по футболу?! Мы от выборов всегда ждем что-то новое, кандидаты встречаются с людьми… Очень часто бывает, когда во время предвыборной кампании он всех расталкивает локтями: я и то сделаю, и это… А когда его выбрали, он вдруг заявляет, что ничего не может. Я всегда всем руководителям говорю: не можешь - уходи! Иди на печку и получай пенсию. Вот прошло полгода, год, скажи, что ты сделал из того, что наболтал людям? Сказать порой нечего.
Выборы это не только зрелость тех людей, которых мы выбираем, но и зрелость общества. Каждый должен принимать в них участие и влиять на результат. Мы от выборов ждем только хорошего, надо избирать достойных, которые будут решать проблемы людей.