Какие дополнительные возможности для регионов РФ предусмотрены в проекте закона о комплексном развитии территорий, и как предлагаемый в поправках механизм поможет ускорить темпы расселения аварийного жилья, рассказал в интервью «Интерфаксу» первый заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин.
– Олег Станиславович, с того момента как в Госдуму РФ внесли законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, в СМИ эти поправки сразу же стали называть «законом о всероссийской реновации». Неужели московский опыт настолько универсален, что подходит для любого муниципалитета?
– Реализуемая в Москве программа реновации действительно наглядно показала свою своевременность и главное – востребованность у людей, проживающих в домах, устаревших и физически, и, если хотите, морально. Но предлагаемый в законопроекте механизм все же отличается от программы столичной реновации: применительно к региональным муниципалитетам мы говорим о необходимости именно комплексного развития территорий, когда на месте аварийных домов возводится не только новое жилье, но также строится и вся необходимая инфраструктура. Добавлю также, что если в Москве переселение, как правило, происходит за счет бюджета города, то во внесенном законопроекте предлагается привлекать средства частных инвесторов в тех регионах, где видят перспективы в развитии таких территорий.
– Какие требования, согласно законопроекту, будут предъявляться к территориям, которые благодаря применению нового механизма в перспективе имеют шансы из депрессивных превратиться в престижные районы? И что будет с жителями расселяемых на этих территориях домов?
– Когда поправки вступят в силу, то закон начнет действовать только в границах территорий, которые будут определены в постановлениях региональных властей. А чтобы избежать каких-либо злоупотреблений при реализации проектов комплексного развития, в законопроекте прописана такая норма: реализовать предлагаемый механизм возможно только на территориях, которые не менее чем наполовину заняты аварийным жильем, включенным в адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов. Также поправками предусмотрено, что в указанные программы будут включаться дома в ветхом, предаварийном состоянии, в которых уже просто нет смысла проводить капитальный ремонт.
А вместо этого жилья – малопригодного, а порой и опасного для проживания – гражданам будет предоставляться новое, равнозначное по количеству комнат и площади, в этом же районе. Либо жители смогут выбрать равноценное возмещение в денежной форме или жилое помещение, стоимость которого сопоставима с освобождаемым жильем. Особо отмечу, что согласно проекту закона, реализовываться проекты комплексного развития территорий в регионах будут только при согласии 2/3 собственников квартир в многоквартирном доме.
– А как в регионах относятся к этой законодательной новелле? Есть у муниципалитетов понимание, как использовать эту дополнительную возможность для развития своих территорий и расселения аварийного жилищного фонда? И как Фонд ЖКХ взаимодействует по этому направлению с субъектами РФ?
– В регионах прекрасно понимают, что с помощью предлагаемого в законопроекте механизма территориального развития – отмечу, единого, но при этом тонко настраиваемого, адресного, – мы можем, как говорится, «убить двух зайцев», а точнее приступить к решению целого спектра крайне актуальных задач, поставленных руководством страны: расселению аварийного жилищного фонда и строительству новых домов для граждан, созданию современной коммунальной инфраструктуры и комплексному благоустройству этих территорий по стандартам современной урбанистики – с озеленением, детскими и спортивными площадками. Ведь таким образом на месте депрессивных территорий будут создаваться территории с лучшим качеством жизни. Ну и, конечно, и депутаты Госдумы, и в правительстве понимают, что реализация проектов комплексного развития территорий с использованием предлагаемого механизма позволит создать дополнительные условия для формирования нового облика российских городов и придаст дополнительный импульс для ускоренного расселения аварийного жилищного фонда в регионах.
Напомню, сейчас реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» находится в активной фазе: в стране расселяются аварийные дома, признанные таковыми до 1 января 2017 года. И хотя, безусловно, этот механизм не вечный двигатель, но эффективный инструмент и действительно комплексное, системное и оптимальное решение для расселения аварийного жилья.
Мы в Фонде ЖКХ провели череду селекторных совещаний с субъектами РФ по вопросу заключения договоров развития застроенных территорий. И по итогам этих совещаний можно констатировать, что уже многие регионы активно включились в эту работу и просчитывают различные варианты: подбирают и формируют подходящие площадки, ведут переговоры с потенциальными застройщиками для привлечения их в проекты развития застроенных территорий.
– В каких регионах стоит ожидать реализации первых проектов развития застроенных территорий? Какой город станет «первым после столицы»?
– По информации, представленной в Фонд ЖКХ субъектами РФ, на данный момент перспективные земельные участки, на развитие которых могут быть заключены договоры, есть в 19 регионах. Пока по количеству таких территорий лидируют Республика Марий Эл, Забайкальский край, Нижегородская и Липецкая области, и мы видим живую заинтересованность региональных властей. Кроме того, договоры о развитии застроенных территорий уже действуют на территориях 31 региона, больше всего их в Архангельской, Астраханской, Воронежской, Московской, Нижегородской, Рязанской и Свердловской областях.
В частности, один из проектов по комплексному развитию территорий будет реализован в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл, на части так называемого 77-го квартала в границах улиц Машиностроителей и Рябинина, Ленинского проспекта и бульвара Победы. По предварительным расчетам, у этой территории есть хороший потенциал: после сноса аварийного жилья здесь возможно построить шесть многоквартирных домов на 460 квартир, а также детский сад на 60 мест.
Хотелось бы также отметить, что, начиная с 2020 года, Фонд ЖКХ имеет возможность компенсировать компаниям-застройщикам расходы на переселение граждан из аварийного жилья в объеме до 25% его стоимости в рамках договоров развития застроенных территорий. И это в том числе должно учитываться инвесторами и региональными властями при расчете экономической эффективности проектов.