В ушедшем году тюремное население России сократилось на 9 тысяч осужденных и составило 671 тыс. человек. В то же время, почти на пять тысяч возросло количество арестованных судом граждан. Еще свыше 430 тыс. человек отбывали наказание, не связанное с лишением свободы. Федеральная служба исполнения наказаний планомерно оптимизирует медицинское обеспечение заключенных в колониях и СИЗО, увеличивает жилплощадь в местах изоляции от общества, чтобы избежать переполняемости камер, принимает меры к улучшению социального положения сотрудников. Об итогах работы уголовно-исполнительной системы в 2014 году рассказал обозревателю "Интерфакса" Кириллу Мазурину первый заместитель директора ФСИН России Анатолий Рудый.
- Анатолий Анатольевич, сколько человек в настоящее время содержится в пенитенциарных учреждениях России? Снижается или растет количество осужденных и подследственных?
- По состоянию на 1 декабря 2014 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 671 тыс. человек, а по данным прошлого года их было 680 тысяч. При этом, в исправительных колониях находилось более полумиллиона осужденных, а в следственных изоляторах – свыше ста тысяч подозреваемых или обвиняемых в преступлениях. Помимо этого, на учете уголовно-исполнительных инспекций состояло 435 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
В исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1892 человека. Примерно такое же число малолетних преступников – содержались в воспитательных колониях.
- Как Вы оцениваете сегодняшний уровень медобслуживания в учреждениях УИС?
- Этому направлению мы уделяем огромное внимание и считаем его приоритетным в своей деятельности - именно по уровню медобслуживания зачастую судят о том, как соблюдаются в местах лишения свободы права человека.
Вместе с тем, необходимо понимать, что в учреждениях УИС происходит концентрация лиц, страдающих различными заболеваниями, в основном, запущенной, тяжелой формы. Распространенность данных заболеваний во много раз превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в целом. Например, по туберкулезу – в 27 раз, наркомании – в 30 раз, ВИЧ-инфекции – в 18 раз. Кроме того, следует учитывать, что 82% поступающих к нам людей до этого времени никогда не видели рентгенаппарата, не сдавали анализы крови, не проходили другие медицинские исследования.
Бывает, что у человека из благополучной социальной среды, волею случая оказавшегося в судебно-следственной ситуации, в результате острого стресса возникают серьезные проблемы со здоровьем. При этом нельзя исключить и такие случаи, когда попавший под уголовное преследование человек ищет все возможные пути для облегчения своей участи, используя для этого действительное или мнимое наличие тяжелых заболеваний.
Все это накладывает огромную ответственность на наших медицинских работников, условия профессиональной деятельности которых значительно отличаются от условий работы в гражданских больницах и поликлиниках. Им приходится выполнять свои обязанности в условиях соблюдения режимных требований, общей гнетущей обстановки мест лишения свободы, зачастую испытывая чувство опасности и незащищенности, а иногда и открытой угрозы. Непрестижность профессии пенитенциарного доктора, некоторая профессиональная обособленность, увеличение трудовой нагрузки за счет исполнения специфических функций создают дополнительный негативный фон, который практически никак не компенсируется материальными или нематериальными мотивационными мерами. Для пенитенциарного здравоохранения характерен дефицит врачей-специалистов, хорошо оплачиваемых в гражданском здравоохранении. При этом имеющиеся специалисты вынуждены выполнять работу и за себя и за отсутствующих коллег.
Сегодня у нас трудится более 7 тыс. врачей, почти 26 тыс. представителей среднего медперсонала. 84 специалиста, имеют ученую степень кандидата или доктора медицинских наук, почти 40% врачей с высшей и первой категорией. Около трети специалистов совмещают работу в УИС и в общественном здравоохранении. На сегодняшний день у нас имеется около 50 тыс. специализированных коечных мест и еще порядка 50 тыс. осужденных лечатся амбулаторно в лечебных учреждениях.
Что касается оценки уровня медицинского обслуживания в пенитенциарных учреждениях, то я бы ее оценил, как относительно удовлетворительную. Об этом в первую очередь говорят статистические данные. Показатель общей смертности среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, в 2,3 раза ниже, чем в целом среди населения Российской Федерации. В 2014 году по сравнению с прошлым годом количество умерших в учреждениях УИС уменьшилось более чем на 10%, при этом смертность от заболеваний снижена почти на 5%, а конкретно от туберкулеза – на 27,7%.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем ежегодном докладе указала, что только благодаря эффективной работе сотрудников УИС ситуация с данным заболеванием в местах лишения свободы значительно улучшилась. Это достигнуто качественным обеспечением лекарственными средствами, постоянным инфекционным контролем, заботами наших врачей. Среди заключенных сегодня болеют туберкулезом менее 27 тыс. человек, более 17% коек в наших медучреждениях как раз предназначены для таких пациентов. Для примера – в 2002 году больных туберкулезом в учреждениях УИС было более 80 тыс. человек.
Конечно, говорить о том, что мы решили все проблемы, преждевременно. Проблем много и мы будем их системно и планомерно решать. Пока можно с уверенностью сказать, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к улучшению ситуации.
- Что изменилось и в какую сторону с 2009 года – после смерти в московском СИЗО сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского?
- С 2010 года у нас проводился эксперимент по созданию современной организационно-правовой формы медицинского учреждения УИС – медико-санитарной части (МСЧ). Это соответствует требованиям министерства здравоохранения и стандартам, которые распространяются на все медицинские учреждения страны. Сейчас уже созданы 65 медико-санитарных частей, которые расположены в разных субъектах РФ.
В целях оптимизации некоторые медицинские учреждения были прикреплены к более крупным, маленькие регионы объединены с большими. Например, Псков с Ленинградом, Адыгея с Краснодаром, Калмыкия с Астраханью. МСЧ работают в тесном контакте с территориальными органами, но по всем медицинским вопросам они напрямую подчиняются медицинскому управлению ФСИН.
Кроме того, хотелось бы отметить и новый опыт, который у нас появляется в некоторых регионах. Например, в Красноярском крае с целью создания оптимальных условий для осужденных, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, в 2014 году на базе туберкулезно-легочного стационара туберкулезной больницы МСЧ-24 было открыто паллиативное отделение, по сути, хоспис для лечения и ухода за туберкулезными больными, инвалидами 1-й группы, больными, имеющими показания к освобождению, согласно постановлению правительства, но которым судом было отказано в освобождении.
Всем больным проводится противотуберкулезное и симптоматическое лечение, осуществляется консультативное наблюдение врачами, психологами, социальными работниками.
Такие же хосписы организуются для спинальных больных (страдающих болезнями центральной нервной системы) и лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
Помимо этого на базе красноярской туберкулезной больницы был создан медицинский автопоезд, предназначенный для оказания консультативной медицинской помощи, а также проведения специализированных лечебно-диагностических мероприятий лицам, содержащимся в колониях и СИЗО края. При необходимости для транспортировки больных осужденных предоставляется вертолет. Там же в Красноярском крае у нас появилась первая скорая помощь.
- Обсуждается ли еще вопрос о передаче тюремной медицины в ведение Минздрава?
- Мы планируем создать условия для интеграции медицинской службы уголовно-исполнительной системы в государственную систему здравоохранения и включить медико-санитарные части ФСИН в территориальные программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ.
ОМС является элементом социальной защиты и распространяется на всех граждан, в том числе подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Если до поступления в учреждение УИС гражданин не оформлял страховой полис то, находясь под стражей, он может через доверенных лиц осуществить выбор страховой медицинской организации. При необходимости содействие в оформлении полиса оказывает администрация.
Учитывая определенную законом возможность получения осужденными и лицами, заключенными под стражу, медицинской помощи в рамках программы ОМС, президентом РФ дано поручение правительству РФ о принятии необходимых нормативных правовых актов, регулирующих вопрос оплаты оказанной данной медицинской помощи за счет средств ОМС. Соответствующий проект постановления правительства РФ, разработанный Минюстом, проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.
- Анатолий Анатольевич, правозащитники и руководители региональных УФСИН периодически сообщают о значительной переполненности следственных изоляторов, а ЕСПЧ регулярно удовлетворяет жалобы россиян на условия содержания в этих учреждениях (отсутствие кондиционеров, недостаток света, воздуха). Как Вы оцениваете условия содержания подследственных и осужденных в СИЗО?
- Всего в России функционирует 213 следственных изоляторов с лимитом наполнения 117,4 тыс. человек. В них содержится 109,2 тыс. человек или 93% от установленного лимита мест. Размер камерной площади, приходящейся в среднем на одного подозреваемого или обвиняемого, составляет 4,3 квадратных метров, при установленной законом норме 4 квадратных метра. В 62 региональных СИЗО имеется резерв свободных мест.
Однако, в течение последних двух лет отмечается неуклонный рост лиц, которым судами избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Так, в 2013 году по сравнению с 2012 годом численность подозреваемых и обвиняемых увеличилась на 6 тыс., в 2014 году на 4,8 тыс. человек и составила 247,8 тысяч вновь арестованных.
При этом каждый пятый заключенный под стражу впоследствии освобождается. Так, с начала 2014 года, в связи с вынесением обвинительных приговоров с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно, из СИЗО освобождено 16,6 тыс. человек, еще 7,7 тыс. человек – в связи с изменением меры пресечения, и еще 2,2 тыс. человек – в связи с прекращением дел судами и оправдательными приговорами. Всего, таким образом, вышли на свободу 26,5 тыс. человек или 10,7%.
То есть, одним из основных факторов, влияющих на наполняемость следственных изоляторов, является рост количества лиц, в отношении которых судами избирается мера пресечения в виде заключения под стражу за преступления небольшой или средней тяжести.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007 - 2016 годы" осуществляется строительство новых и реконструкция действующих СИЗО, имеющих переполнение. К 2017 году 15 ныне существующих СИЗО будут соответствовать международным стандартам из расчета 7 кв. м на человека, десять СИЗО будут построены вновь, пять изоляторов будут реконструированы.
В период с 2012 по 2014 годы в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы дополнительно создано 5708 мест.
Однако, надо понимать, что приведение всех учреждений УИС в соответствие с международными рекомендациями потребует выделения значительных средств из федерального бюджета. К примеру, строительство нового типового СИЗО на 500 мест обходится государству в сумму свыше 1,5 млрд рублей.
- Кстати, а каковы перспективы существования московского СИЗО-2 – знаменитой "Бутырки"? Не планируется ли его перевод из центра Москвы по аналогии с изолятором "Кресты" в Санкт-Петербурге?
- Вопрос переноса СИЗО-2 города Москвы, так называемой "Бутырской тюрьмы", из центра города и создание на базе СИЗО музея неоднократно являлся предметом обсуждений различных общественных организаций и инициативных общественных деятелей. В настоящее время следственные изоляторы УФСИН России по Москве функционируют в условиях переполнения. Одним из решений данного вопроса является создание новых мест для содержания подозреваемых и обвиняемых.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007-2016 годы" в СИЗО-4 осуществляется строительство нового режимного корпуса на 96 мест, до конца 2016 года запланировано построить режимный корпус еще на 402 места, что позволит улучшить условия содержания подозреваемых и обвиняемых. Строительство других объектов УИС данной программой не предусмотрено. В настоящее время, учитывая имеющийся дефицит мест и отсутствие финансирования на строительство нового учреждения, ликвидация СИЗО-2 не представляется возможной.
Но при наличии целевого финансирования мы готовы вернуться к рассмотрению вопроса о строительстве нового СИЗО Москвы вместо действующего СИЗО-2 с учетом обеспечения потребности в необходимом количестве мест.
- Насколько остро стоит проблема наркомании в СИЗО и колониях, и сколь успешно ведется борьба с изощренными способами доставки заключенным наркотиков и других запрещенных предметов (модели вертолетов, домашние животные и т.д.)?
- ФСИН проводит, не побоюсь этого слова, масштабную работу по предотвращению проникновения наркотических средств на территорию исправительных учреждений. На постоянной основе обеспечивается патрулирование прилегающих к исправительным учреждениям территорий. Только за 9 месяцев 2014 года за попытку передачи запрещенных предметов задержано 6247 граждан, из них привлечено к административной ответственности 4047 человек, к уголовной – 574 человека, и более 15% дел находятся на рассмотрении в правоохранительных и судебных органах.
За тот же период изъято 84,4 кг наркотических средств и психотропных веществ, из них 83,2 кг при попытке доставки. В основном наркотические вещества изымались при попытке переброса через основное ограждение, на КПП, при пересылке, в передачах и при проведении свиданий.
Нами оказано содействие правоохранительным органам в раскрытии свыше 11,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. По информации, поступившей из органов УИС, правоохранительными органами изъято почти 625 кг наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
В целях профилактики поступления к осужденным запрещенных предметов, территориальными органами ФСИН обеспечены ежедневный досмотр сотрудников и иных лиц, проходящих на территорию учреждений, ознакомление подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также их родственников, прибывающих на свидания либо осуществляющих передачу вещей и предметов, об ответственности за пронос, передачу, пересылку запрещенных предметов и вещей, в том числе наркотиков.
Ведется работа по пресечению вступления сотрудников в неслужебные связи. Так, пресечено более 200 случаев проноса персоналом УИС на территорию учреждений запрещенных предметов, в том числе наркотических, психотропных веществ или их аналогов. Более чем в 90% случаев сотрудники, допустившие данное предательство интересов службы уволены из органов УИС.
В учреждениях УИС содержится 50,2 тыс. больных наркоманией. Для их амбулаторного лечения действует девять лечебно-исправительных учреждений (8 мужских и 1 женское) с общим лимитом наполнения 9100 мест, а также наркологические кабинеты в медицинских частях колоний и следственных изоляторов.
Применяемые в УИС программы терапии и реабилитации наркозависимых основаны на полном отказе от употребления наркотиков, формировании осознанного отношения к отказу, становлению стойкой и длительной ремиссии с дальнейшей установкой на здоровый образ жизни. Способы доставки наркотических средств, а также других запрещенных предметов в учреждения УИС различны и с развитием технологического прогресса принимают новые формы ее реализации. Нередко для передачи запрещенных предметов и наркотических веществ используются и домашние животные, например кошки. В целях своевременного реагирования на предпринимаемые попытки доставки запрещенных предметов, с сотрудниками УИС постоянно проводятся соответствующие занятия и тренировки.
Помимо использования специально подготовленных собак, натренированных на обнаружение наркотических и других запрещенных средств, применяются современные электронные устройства и досмотровое оборудование, позволяющие эффективно выявлять скрытые запрещенные предметы. Также, в учреждениях внедряются современные комплексы интегрированных систем безопасности, видеонаблюдения, с помощью которых возможно обнаружение летательных аппаратов и иных технических средств, с использованием которых, предпринимаются попытки доставки. Но главным фактором определяющим эффективность работы по пресечению каналов доставки запрещенных предметов по-прежнему остается сотрудник учреждения УИС.
- Не так давно в учреждениях УИС получила распространение организация интернет-магазинов для обеспечения заключенных товарами первой необходимости. Популярно ли это нововведение?
- В целом деятельность интернет-магазинов получила положительную оценку как со стороны осужденных и арестованных, а также их близких, так и со стороны учреждений УИС. Вместе с тем, развитию данного направления препятствует ряд проблемных вопросов. Так, товары, размещенные на интернет-сайтах этих организаций, зачастую не соответствуют требованиям правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Отсутствует единый подход в работе таких интернет-магазинов, имеет место направление заказов в СИЗО посредством почтовой связи, без учета наличия адресата в учреждении. Также не учитывается вес продуктов питания, который может получать лицо, содержащееся под стражей в месяц (не более 30 кг в месяц).
В целях упорядочивания данной работы, оптимизации деятельности магазинов (ларьков) СИЗО планируется создание единого интернет-сайта одного из ФГУП ФСИН России, на котором будет размещаться ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости для продажи и доставки в СИЗО, полностью отвечающий требованиям нормативных правовых актов.
Такой порядок работы будет отвечать требованиям законности и установленного в учреждениях режима. Кроме того, это позволит своевременно извещать заказчиков об отсутствии адресата в следственном изоляторе, а также четко соблюдать требования максимального веса передач, разрешенного подозреваемым и обвиняемым в месяц.
- А каковы условия содержания приговоренных к пожизненному заключению? Как часто они жалуются на тюремный режим?
- Такие осужденные содержатся в запираемых камерах не более чем по два человека. По их просьбе или в иных необходимых случаях при возникновении угрозы личной безопасности, они могут содержаться по одному. Камеры оборудованы в соответствии с требованиями российского законодательства необходимой мебелью, санузлом, раковиной с водопроводной водой, светильниками основного и дежурного освещения, средствами радиовещания.
Осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями и бельем, которое меняется еженедельно, столовой посудой, одеждой и обувью установленного образца. Трехразовое горячее питание осуществляется по установленным нормам, его качество и технология приготовления постоянно контролируется медработниками и администрацией колоний. Заключенным предоставляется ежедневная прогулка не менее полутора часов, не реже одного раза в неделю они могут принимать душ.
Данной категории осужденных не предоставляется право на отпуск с выездом за пределы учреждения и на бесконвойное передвижение по территории, а также ограничено количество свиданий, посылок, передач и размер денежных средств, на которые они могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости.
В целом от осужденных к пожизненному лишению свободы на условия содержания в тюрьмах жалоб не поступает. Имеют место отдельные обращения по бытовым вопросам, которые разрешаются администрацией учреждений в рабочем порядке. Основная часть обращений содержит вопросы, затрагивающие деятельность следственных и судебных органов.
- В достаточной ли мере, по мнению руководства ФСИН, защищены работники службы в социальном плане, есть ли дефицит кадров, какие меры принимаются для повышения престижа работы сотрудников?
- Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Сотрудники УИС выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, и благодаря чему они получают определенный объем социальных гарантий, установленных законодательством.
Так, стабильное, достойное денежное довольствие, увеличивается в зависимости от стажа службы и условий ее прохождения. Кроме должностного оклада по должности и по специальному званию ежемесячно выплачиваются различные надбавки и поощрительные выплаты. Сотрудники подлежат обязательному государственному страхованию жизни и здоровья и обеспечиваются бесплатным медицинским обслуживанием в ведомственных медицинских организациях.
Кроме того, сотрудники имеют право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, также сотрудникам предоставляются иные социальные гарантии, предусмотренные законодательством.
Несмотря на сложность, специфику службы и предъявляемые высокие требования к сотруднику некомплект кадров находится в пределах рабочей нормы. Что касается повышения престижа службы, то следует сказать, что этот вопрос многогранный. С одной стороны повышению престижа службы способствует материальное обеспечение сотрудников в виде денежного довольствия и социальных гарантий, с другой стороны, мы пытаемся, в том числе и через СМИ, рассказывать о специфике службы, о ее развитии, перспективах, значении профессии, которая посвящена служению России.
Большую воспитательную работу мы проводим с личным составом, в том числе в рамках патриотического воспитания. Наши ветераны не только принимают активное участие в воспитательном процессе, но и передают бесценный опыт молодому поколению сотрудников.