- Арсен Баширович, по Вашему поручению правительство республики занимается разработкой пятилетней программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарии. Каковы главные цели, которых планируется достигнуть в ходе ее реализации? Можно ли обозначить качественные индикаторы будущей программы, на которую власти республики возлагают большие надежды?
- Основной целью проекта программы является стабилизация социально-экономического положения Кабардино-Балкарской Республики, обеспечивающая в долгосрочной перспективе базу для устойчивого экономического роста и, как следствие, повышение уровня жизни населения. Для достижения данной цели нам предстоит решить ряд важных задач. Речь идет о необходимости преодоления технической и технологической отсталости в некоторых отраслях экономики, совершенствовании инженерной инфраструктуры и дальнейшем развитии коммунального хозяйства, осуществлении модернизации системы здравоохранения и соцобеспечения. Мы будем уделять внимание развитию малого бизнеса. Также в числе первоочередных задач строительство качественного и доступного жилья, современных объектов культуры, решение проблемы занятости населения, обеспечение безопасности населенных пунктов, как от техногенных, так и от природных катаклизмов.
Если же говорить языком цифр, то после выполнения всех мероприятий программы ожидается рост валового регионального продукта до 125 млрд рублей. Он будет достигнут, в основном, за счет увеличения относительно 2011 года на 22% объема отгруженных товаров собственного производства (в сопоставимых ценах), который составит к концу 2015 года 45 млрд 692,5 млн рублей. Также планируется увеличение в 2015 году производимой продукции сельского хозяйства до 30 млрд 186,8 млн рублей и рост объема строительных работ до 8 млрд 662,9 млн рублей.
Планируемый рост реального сектора экономики должен привести к стабилизации ситуации в социальной сфере. Так, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 15,6% в 2010 году до 9,5% в 2015 году. Общая численность безработных сократится до 28,3 тыс. человек. Для сравнения, в 2005 году количество безработных в республике превышало 91 тыс. человек.
- Каким образом руководство региона намерено стимулировать развитие туристического кластера?
- По поручению президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева мы уже к сентябрю восстановим канатную дорогу, и следующий сезон будет открыт для отдыхающих и горнолыжников. Эльбрус - это несомненный бренд, которым обладает наша республика. Поэтому горнолыжный курорт Приэльбрусье был и остается одним из основных составляющих туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии.
Хотелось бы подчеркнуть, что за последние годы сделано очень многое для развития туристской отрасли в нашей республике. Построены новые канатные дороги, развивается инфраструктура, вводятся в строй гостиницы и пансионаты. Только в Приэльбрусье с начала 2009 года в эксплуатацию введены 9 гостиниц общим коечным фондом около 700 мест. Заявлять о том, что в Приэльбрусье никто не едет и не приедет, может только тот, кто здесь никогда и не был, а информацию о происходящих здесь событиях черпает только из тех СМИ, которые не всегда отличаются объективностью.
Показательно то, что после введения КТО горнолыжный курорт отказалось покинуть подавляющее большинство отдыхающих. Если бы они чувствовали по отношению к себе любую недоброжелательность и, самое главное, не видели реакцию местного населения на эти трагические события, думаем, что они не принимали бы решения остаться и продолжить свой отдых. Но для нас важно обеспечить безопасный отдых, поэтому мы принимаем соответствующие меры и на время закрыли курорт.
- Какие возможности и финансовые инструменты требуются сегодня для привлечения в республику инвесторов?
- С созданием Северо-Кавказского федерального округа усилилось внимание российского правительства к вопросу привлечения инвесторов в его регионы. Большое внимание уделяется созданию туристического кластера. Данный вопрос вышел за рамки внутригосударственной политики. Так, на последнем саммите "восьмерки" в Довиле президенты России и Франции приняли совместную декларацию о развитии Северного Кавказа. У нас появилась возможность воспользоваться опытом и компетенцией Франции в сфере комплексного развития и управления горнолыжными курортами, и эта возможность будет нами использована в полной мере.
Обязательным условием для привлечения в республику инвесторов является обеспечение безопасности, как политической, так и экономической. Как я уже говорил чуть выше, за последние месяцы правоохранительные органы проделали значительную работу, достигнув хороших результатов в обеспечении правопорядка и стабильности в нашем регионе.
Что же касается экономической безопасности, то правительством РФ предполагается предоставление государственных гарантий в объеме 50 млрд рублей на реализацию приоритетных инвестиционных проектов СКФО. Правительство Кабардино-Балкарии сформировало соответствующий перечень для получения такой поддержки на сумму более 30 млрд рублей.
Использование данного инструмента является необходимым, поскольку основным условием потенциальных партнеров является возврат инвестиций в случае ухудшения ситуации с безопасностью. Будем надеяться, что созданные условия, а также проводимая в настоящее время работа принесут республике ожидаемые результаты.
- Пять инвестиционных проектов, подготовленных правительством республики, вошли в стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа, тем не менее представленных Кабардино-Балкарией проектов было значительно больше. Какова их дальнейшая судьба? Какой объем инвестиций должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить долговременное стабильное развитие республики?
- Каждый инвестпроект, подготовленный и представленный для включения в стратегию СКФО, является для республики важным вне зависимости от того, вошел он в стратегию или нет. В республике созданы необходимые условия для поддержания инвестиционной деятельности. Популярными среди наших преференций являются предоставление налоговых льгот и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам. Нами уже предоставлены льготы по налогу на имущество для реализации 7 инвестиционных проектов. Объем привлеченных инвестиций в экономику республики составил 5 млрд 735 млн рублей, благодаря этому создано свыше 1,1 тыс. рабочих мест.
- В последнее время Вы ставите вопрос о необходимости решения "земельного вопроса", чтобы вовлечь землю в экономический оборот в ближайшее время. Какими видятся пути решения этой проблемы?
-В первую очередь нужно учитывать региональные особенности, в том числе исторически сложившиеся методы и формы землепользования в КБР. Мы сейчас продолжаем работу по изменению границ муниципальных образований, определили контуры и статус земель отгонного животноводства. Вся процедура абсолютно прозрачная. Вы знаете, что в республике создана согласительная комиссия из представителей всех заинтересованных сторон, и сделано это на паритетной основе.
А по формам землепользования мы рассматриваем различные способы. Среди них создание коллективных хозяйств, аналогов крупных агрохолдингов. Возможна также передача земли в частную собственность, для чего возобновили работу земельной комиссии. Важно одно: чтобы люди могли спокойно работать и зарабатывать на земле, повышать свое благосостояние.
Главной составляющей при принятии решения станет голос народа. Мне нужно услышать мнение людей, чтобы понять, какую форму землепользования они предпочитают. При этом я поручил, чтобы опрос проводился в каждом населенном пункте, чтобы каждый житель мог выразить свое предпочтение, и уже исходя из пожеланий жителей республики мы примем соответствующее решение. При любом раскладе мы должны сделать так, чтобы потенциал земли был сохранен. Земля должна использоваться эффективно и приносить доход.
- Арсен Баширович, весной нынешнего года в КБР были предприняты достаточно жесткие меры для нейтрализации участников НВФ. Более того, в республике для этого специально введен режим КТО. Такие меры, на Ваш взгляд, дали позитивный результат в интересах обеспечения стабильности и спокойствия населения? Смогут ли правоохранительные органы республики после окончания режима КТО самостоятельно поддерживать порядок и не допустить роста активности бандформирований?
- Мы не раз предупреждали, что всех, кто идет против народа, ждет неминуемое наказание в рамках российского законодательства. Мы не могли допустить того, чтобы под пули попали мирные жители нашей республики, поэтому пришлось применять жесткие меры. Режим КТО, безусловно, принес результаты. Ликвидированы почти все главари и одиозные члены бандподполья.
Сейчас мы видим, что повысилось доверие к правоохранительным органам. Отрадно отметить и понимание населением тех ограничений, которые повлек за собой режим КТО, более того наши жители оказывают поддержку силовикам. Подчеркну, эти меры предприняты исключительно в интересах обеспечения спокойствия в нашей многонациональной республики. В ходе проводимых правоохранительными органами спецопераций было уничтожено более полусотни боевиков и их пособников, в том числе их наиболее одиозные лидеры. Задержаны 59 участников НВФ, обнаружены и ликвидированы тайники и базы бандитов. Эти результаты в корне изменили ситуацию и позволили силам правопорядка перехватить инициативу. К населению республики начала возвращаться вера в возможности и способности правоохранительных органов переломить ситуацию и обеспечить безопасность граждан.
Немаловажно и то, что сотрудники правоохранительных органов сконцентрировали силы на необходимости эффективного противодействия бандитам. Как мы видим, результат оказался вполне очевидным. Однако имеются основания полагать, что бандподполье обладает еще достаточным потенциалом, создающим реальные угрозы проявления террористической активности.
Поэтому вопрос об отмене режима КТО на всей территории КБР на данном этапе считаю преждевременным. Все зависит от дальнейшего развития криминогенной ситуации. Но режим КТО, конечно же, не вечен. Мы обязаны обеспечить необходимый уровень безопасности и правопорядка. Для этого у нас имеется достаточно сил и средств, технических возможностей, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов республики.
- Каковы возможности промышленного потенциала республики? Что делается сегодня для возрождения неработающих предприятий? Каким образом планируется решать проблему нехватки квалифицированных специалистов?
- В мае текущего года правительство республики утвердило стратегию развития промышленного комплекса КБР на период до 2025 года, согласно которой планируется рост производства продукции на 10-15% в год, объема отгруженной продукции - в 3,7 раза по сравнению с 2010 годом, до 106,8 млрд рублей. Увеличение заработной платы ожидается в 8,2 раза. Выработка на одного работающего увеличится с 1,1 млн рублей в год до 5,9 млн рублей в год.
Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день являются кадры. В целях подготовки специалистов в области современных технологий рассматривается вопрос организации учебной кафедры КБГУ на базе ОАО "Телемеханика" и ООО "Севкаврентген-Д". На базе инженерно-технического факультета КБГУ начал работу инновационный научно-образовательный центр "Высокие технологии в машиностроении", который будет заниматься подготовкой современных кадров, исследованиями в области применения технологий обработки материалов с использованием современного высокопроизводительного инструмента.
Совместно с государственным комитетом КБР по занятости населения мы ведем работу по переподготовке, повышению квалификации и стажировке в российских и зарубежных образовательных учреждениях специалистов в интересах создаваемых инновационных производств за счет бюджетных средств.
- В Кабардино-Балкарии планируется развитие вольфрамо-молибденовой промышленности на базе Тырныаузского горно-обогатительного комбината, который является к тому же градообразующим. Каковы объемы инвестиций, сроки ввода реконструируемого комбината в строй?
- Строительство единого комплекса с замкнутым технологическим циклом горно-обогатительного производства на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом месторождении является для республики одним из приоритетных направлений, позволяющим решить проблемы занятости и создания рабочих мест в регионе. Для содействия решению этой задачи подготовлена соответствующая концепция, которая предусматривает инвестирование проекта в размере более 7 млрд рублей. В этом случае через 6 лет после запуска производства объем реализации товарной продукции составит около 2,8 млрд рублей, чистая прибыль - более 1 млрд рублей в год. Проект окупится через 4,6 года. Средняя норма рентабельности составит 20,8%, что является довольно высоким показателем для этого направления отрасли. В рамках проекта будет создано более 700 рабочих мест со средней зарплатой не менее 25 тыс. рублей в месяц на одного работающего.
В последние годы отмечен кратный рост цен на вольфрамо-молибденовую продукцию, что, в свою очередь, стимулирует заинтересованность ряда компаний в реализации проекта по строительству горно-обогатительного предприятия. Как я уже сказал, для республики проект имеет приоритетное значение, и подход будет соответствующий.
Запуск Тырныаузского вольфрамомолибденового месторождения позволит не только развить градообразующую базу г. Тырныауза, но и задействовать в производстве сохраненные кадры, увеличить доходную часть республиканского бюджета, восстановить организационно-хозяйственные связи с сопряженными производствами. Поэтому мы всесторонне рассматриваем поступающие предложения, а они есть, и думаю, уже в скором времени определимся с инвесторами.