Президент Южной Осетии Леонид Тибилов в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" рассказал о политическом развитии республики, вопросах безопасности и привлечения инвестиций.
- Как Республика Южная Осетия отметила очередную годовщину принятия Акта провозглашения независимости. Если заглянуть в будущее, то каким Вы видите дальнейший статус Южной Осетии?
- Спасибо за вопрос. Действительно, на днях мы отметили уже 24-ю годовщину принятия Акта провозглашения независимости республики. Немного предыстории: в 1992 году в эти дни, 28-29 мая, проходила сессия Верховного Совета, где принимался очень важный документ - Акт о провозглашении независимости. Я был непосредственным участником этой сессии в качестве кандидата на должность первого министра безопасности республики. Документ является базовым и впоследствии послужил основой для формирования нашей государственности. Мы считаем, что после провозглашения Республики 20 сентября 1990 года особое значение имело принятие Акта провозглашения независимости. Этот документ позволил республике на законных основаниях обращаться к другим государствам в плане того, чтобы нас признали. Такие обращения уже пошли тогда.
Принятие Акта провозглашения независимости проходило в особых, тяжелых условиях, когда уже развалилось мощное государство - Союз Советских Социалистических Республик. Наши действия тогда встретили серьезное противодействие со стороны властей Грузии. Особо хочу подчеркнуть еще раз, что Южная Осетия никогда не была в составе Грузии, а была включена в состав Грузинской СССР в 1922 году по решению верхних эшелонов власти СССР. В состав Грузии мы никогда не входили. После развала СССР мы воспользовались своим законным правом - правом наций на самоопределение. Это один из основных принципов ООН. Нам казалось, что всё пройдет цивилизованно, но встретили очень сильное упорство со стороны грузинской властей. Путь становления и развития нашего государства был непростой, тернистый. Всему миру известно, какие испытания выпали на долю нашего народа, чтобы выйти на тот уровень жизни и государственности, который сегодня наш народ имеет благодаря действиям и помощи России.
Что касается дальнейшего статуса нашей молодой республики, здесь я не раз озвучивал вековую мечту моего народа - навеки вместе с Россией! Как это будет происходить, покажет время...
- Леонид Харитонович, вопрос о том, что за этот немалый период удалось сделать, - вопрос объёмный, но все-таки... Все ли, что планировали, получилось? Над чем предстоит работа?
- Конечно же, провозгласив республику и приняв ряд важных документов, работа властей строилась по тому плану, который предполагал закрепление принятых решений и развитие нашей государственности. Но не все шло по сценарию, который присутствовал в Южной Осетии для развития своей государственности. На этом пути мы постоянно сталкивались с противодействием грузинских властей. Любое действие, которое было направлено на укрепление нашей государственности, на повышение уровня жизни нашего народа, любой наш шаг получал серьезное противодействие со стороны грузинского руководства вплоть до кровавого вмешательства. Таким образом, грузинский неофашизм несколько раз пошел на Южную Осетию войнами, дестабилизацией ситуации. Южная Осетия со стороны Грузии испытала четыре войны, самая кровопролитная - в августе 2008 года.
Не всё за эти годы шло по плану, но уже после 2008 года Южная Осетия начала жить по-новому. И это благодаря принятым руководством России своевременным мерам по принуждению Грузии к миру, благодаря признанию независимости Южной Осетии 26 августа 2008 года, когда жизнь в республике пошла по-другому. Наступил мир, началось масштабное восстановление разрушенного войной хозяйства, обозначились важные задачи и приоритеты по развитию республики. Всему миру известно, что экономика республики за годы войны пришла в полный упадок. С 2008 года с помощью великой России мы работаем над тем, чтобы восстановить все разрушенное.
Вместе с тем, мы одновременно работаем над развитием республики. В сельском хозяйстве наметились положительные тенденции, говорящие о том, что оно поднимается. У нас десятки фермерских хозяйств, которые занимаются животноводством, растениеводством, выращиваем пшеницу, другие виды зерновых, чтобы обеспечивать свои хозяйства.
С января 2013 года и в 2014 году мы работали над повышением зарплат в социальной сфере, и в среднем у нас получается. С 2013 года до середины 2014 года мы работникам бюджетной сферы повысили на 53 процента. Сегодня мы продолжаем эту работу.
В рамках реализацией подписанного 18 марта прошлого года Договора о союзничестве и интеграции предполагается повышение зарплаты практически для всех сфер государственных структур. Уже в этом году мы планируем повысить зарплату в бюджетной сфере примерно на 20%.
На сегодняшний день наши межгосударственные отношения с Россией закреплены в более 80 соглашениях и договорах. На данном этапе ведется работа над тем, чтобы они были реализованы.
- В республике обсуждается важный политический вопрос - проведение в 2017 году референдума, который даст право президенту обратиться к руководству России с просьбой о принятии Южной Осетии в ее состав. Также, насколько известно, на референдум предполагается вынести еще один вопрос - о переименовании Южной Осетии в Государство Алания. Определены ли конкретные формулировки вопросов и дата проведения референдума?
- 19 октября 2015 года я вышел с предложением провести референдум по вопросу о вхождении в состав Российской Федерации. Мое предложение было подхвачено практически всеми слоями нашего общества. Многие лидеры партий выступили в поддержку такого предложения. В первую очередь я руководствовался тем, что это является давней мечтой нашего народа. Исторически югоосетинский народ эту идею вынашивал, она жива и сегодня, и будет жить во все времена. Второй момент, который послужил толчком к озвучиванию этой идеи, - ситуация, которая сложилась в мире вокруг России и Южной Осетии. Без решения этого вопроса безопасность республики будет оставаться под угрозой, исходя из тех настроений, которые существуют по сегодняшний день в соседней стране - Грузии, где продолжают "точить зубы" на осетинскую землю. В этих условиях мы еще острее ощущаем необходимость осуществления нашей давней мечты - воссоединения с великой Россией и решения проблемы разделенного осетинского народа.
Понятно, что может быть только двустороннее решение. Без соответствующего согласия России этот вопрос решить нельзя. Есть разные формы решения этого вопроса. После проведенных консультаций с коллегами в России мы пришли к выводу, что на данном этапе стоит рассмотреть возможность внесения изменений в действующую Конституцию с тем чтобы президенту были предоставлены соответствующие полномочия. Референдум будет внутригосударственной процедурой, это внутреннее дело республики. Таким образом, снимаются политические риски, которые могли возникнуть для России при проведении референдума с прямым вопросом о присоединении к Российской Федерации.
Напомню, что в 1992 году был проведен референдум, на который выносился вопрос, хотим ли мы войти в состав России. Практически 99% граждан ответили "да". Ситуация, сложившаяся затем в Южной Осетии, в частности, состояние ожидания войны со стороны Грузии, не позволила нам довести дело до конца. Да и у России было на тот период немало своих забот, связанных с развалом СССР. Сегодня вопрос в определении механизма для реализации этих устремлений нашего народа и выборе подходящего момента.
Что касается даты проведения референдума, так как мнения по формулировке вопроса разделились, после моего предложения партия "Единая Осетия" вышла с другим предложением, которое предполагает прямое вхождение в состав Российской Федерации, и в обществе появилась определенная напряжённость, политсоветом республики она (дата проведения референдума – ИФ) определена 2017 годом. Это решение закреплено совместным заявлением президента и спикера парламента, чтобы тема референдума в преддверии президентских выборов весной 2017 года не стала элементом спекуляций.
Касательно переименования названия Республики Южная Осетия в Государство Алания, который тоже является вопросом референдума, мною дано поручение о создании специальной комиссии, которая будет работать над подготовкой этого вопроса. При вынесении этого вопроса в следующем году на референдум я буду ставить вопрос таким образом, чтобы именно эта формулировка вошла в бюллетень для голосования.
- На днях США заявили, что не признают легитимным референдум в Южной Осетии о вхождении в состав РФ в случае его проведения. Какой будет Ваша реакция на данное заявление?
- Мы и не ожидали другого от США. Я еще раз отмечаю, что существующие на Западе двойные стандарты являются основой их жизни, принципов в отношении к тем или иным вопросам. Кстати, когда мы говорим о своих государственных вопросах, в частности референдуме, мы к США не обращаемся и не будем обращаться. Мы живем по своим законам, у нас есть братские, союзнические отношения с некоторыми странами, в первую очередь с РФ, и, когда мы решаем свои вопросы, мы проводим советующую работу с ними, нашими друзьями.
Мы в состав США входить не собираемся, поэтому их наш референдум не касается.
- Как реализует Южная Осетия свои возможности по привлечению инвесторов? Какие инвесторы уже работают в Южной Осетии, есть ли реализованные проекты?
- В республике создаются все необходимые условия для привлечения инвестиций. Речь, в первую очередь, о совершенствовании законодательства в экономической сфере. Не буду скрывать, работа с инвесторами зачастую идет тяжело, и мы с пониманием относимся к опасениям, которые у них имеются. В течение долгих лет агрессии со стороны Грузии экономика Южной Осетии практически не развивалась. В таких случаях наиболее сложным бывает сделать первые шаги, восстановить культуру производства и задать экономическим процессам нужный темп. Мы стараемся стимулировать местных предпринимателей, ведем переговоры с некоторыми российскими бизнесменами и компаниями. Уже достигнуты определенные договоренности, результат которых мы надеемся скоро увидеть.
- Леонид Харитонович, за четыре года Вашего руководства республикой проделан огромный фронт работы в плане восстановления разрушенного войной жилья и социальных объектов, это отмечает практически каждый приезжающий в республику. Можно ли сказать, что восстановительная кампания закончена, и слово "погорельцы" уходит в прошлое, остаётся в памяти, но не на виду?
- Самое главное, что к Южной Осетии появилось доверие, республика перестала быть тем местом, где исчезали деньги. Мы можем сказать, что добились многого. Восстановительный процесс практически подходит к концу. Если исходить из оценок экспертов, политологов, немало было сделано для поднятия уровня жизни в республике, да и восстановительные процессы идут активно. Сегодня я уже смело могу сказать, что восстановление на стадии завершения. Я уверен, что настанет и такой момент, когда слово "погорельцы" действительно уйдет в прошлое, и мой народ полностью погрузится в решение задач мирного развития.
К примеру, в прошлом году в рамках инвеспрограммы на 2015-2017 гг. в республике было построено около 4,5 тыс. кв.м. жилья, в том числе и восстановлено разрушенных войной домовладений. В текущем году будет построено более 18 тыс. кв.м. нового жилья, что в четыре раза больше чем в прошлом году: появится два новых спальных района, обустроенных соответствующей инфраструктурой. Строительство жилья в Южной Осетии ведется благодаря российской финансовой помощи в рамках реализации инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики на 2015-2017гг. В целом на трехлетнюю программу восстановления и строительство нового жилья было заложено порядка 1,08 млрд рублей.
Большую роль в развитии экономической сферы республики играет дорожно-транспортная инфраструктура. Именно поэтому строительству дорожных коммуникаций - республиканских и внутригородских - в инвестпрограмме уделено особое внимание. Уже построены стратегически важные дороги в Ленигор и Знаур, к концу года будет сдана в эксплуатацию высокогорная дорога в приграничный район Карзман, строительные работы идут на трассе Гуфта-Квайса. Что касается городских улиц, то здесь позитивные преобразования видны невооруженным взглядом. Ведь прошлом году были благоустроенны и обустроены дорожной инфраструктурой семь центральных цхинвальских улиц, ещё семь планируется сдать в эксплуатацию до конца текущего года. При этом, прежде чем дорожные строители приступили к работам, была проведена большая работа по замене подземных коммуникаций и разводящих сетей, линий газоснабжения, водоснабжения и канализации.
Для нас важно, чтобы все, что мы строим, было построено качественно, для будущих поколений. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но планомерно мы устраняем зримые последствия войны, и Цхинвал уже приобретает позитивные очертания. Поэтому так подробно останавливаюсь на каждом объекте. Как идет стройка, выдерживаются темпы, все это мной отслеживается регулярно. Я радуюсь метрам, даже не километрам, проложенного асфальта, новым объектам.
Как не рассказать вам о завершении строительства одного из самых масштабных объектов в республике стоимостью 1,3 млрд рублей - здания Государственного драматического театра. Его мы с вами можем увидеть из окна моего рабочего кабинета. Мое утро начинается, можно сказать, с этого. Это событие станет по-настоящему значимым, как для народа, так и для развития культуры в целом. Для нас было принципиально сохранить национальный колорит и исторический облик прежнего здания, но при этом значительно его расширить - с 330 посадочных мест до 500.
Кроме того, в прошлом году, к 25-летию республики, произошло знаменательное событие в культурной жизни страны - мы открыли новое здание Национального музея республики, которое также было разрушено в ходе грузинской агрессии в 1989-2008гг. Сегодня это современный музей с соответствующей инфраструктурой и системой безопасности, где выставлены около 40 тыс. экспонатов, которые представляют историю нашего региона, начиная с каменного века и до наших дней.
Помимо мной перечисленного были восстановлены Дома культуры и в районах республики - в городе Квайса, поселках Ленингор и Корнис.
Должен акцентировать внимание и на развитии сферы здравоохранения. Для руководства республики это направление является приоритетным, и поэтому в инвеспрограмме ему уделено значительное внимание. К 2017 году в Цхинвале будет построен новый операционно-хирургический корпус республиканской больницы с отделением гемодиализа (таких больных в республике свыше 20), где планируется разметить семь операционных, а также родильный дом. А уже к концу текущего года будет построена и оснащена соответствующим оборудованием и инвентарем детская республиканская больница с медицинским реабилитационным центром площадью около 7 тыс. кв.м.
- А районы?
- За последние годы в республике уже построены больницы в поселках Ленингор и Дзау, медсанчасть в г. Квайса, а также около 15 фельдшерско-акушерских пунктов в приграничных районах республики.
Еще один объект, который я бы хотел выделить. К 2017 году в Цхинвале будет построен новый университетский комплекс, где будут созданы все условия для полноценного учебного процесса. Строительство здания началось в начале текущего года, на месте сожженного во время августовской войны 2008 года главного университетского корпуса.
Также к 2017 году будут построены две новые школы и детский сад в Ленингорском районе, а уже к концу текущего года в поселке Ленингор будет сдан в эксплуатацию новый детский сад на 100 мест.
- Вы действительно можете подробно рассказать о каждом объекте!
-Я радуюсь им! Как не радоваться новым школам. Только за три прошедших года в республике было восстановлено более десяти школ и дошкольных образовательных учреждений. Построены три новые школы - в городе Квайса, поселках Хетагурово и Корнис, а также два детских сада в поселке Дзау и в селе Дменис. Кроме того, благодаря строительно-восстановительным работам, можно сказать, что вторую жизнь получил и Цхинвальский многопрофильный колледж, где десятки молодых людей уже приобретают профессиональные навыки наиболее востребованных на сегодняшний день в республике профессий - программистов, кондитеров, швей, слесарей, сантехников, строителей и т.д.
Очень важно, чтобы люди были заняты, чтобы появились рабочие места. Война сделала свое. Мы, в свою очередь, заинтересованы, чтобы в ближайшие годы победили разруху, тот упадок, который произошел не по вине нашего народа. Россия нам помогает в этом, и то отношение, которое сегодня сохраняется, вселяет надежду. Мы настроены на позитив.
- Вы, являясь президентом Южной Осетии, удовлетворены ли тем, что удалось сделать за эти годы? Можно ли сегодня с уверенностью говорить об эффективной работе правительства и ответственности чиновников?
- Мой принцип - работать с людьми, с моим народом! Этого же я требую от правительства республики. Действующую власть можно и нужно критиковать. Сказать, что я как президент страны полностью доволен работой исполнительной власти, конечно, нет. Где-то мы успеваем больше, где-то - меньше. Естественно, у нас бывает и очень жесткий разговор.
Исходя из того, что год непростой, народ ждет серьезных результатов. А лично для меня как президента он определяющий, очень важно, как мы закончим этот год. Результат работы должен быть, и требования будут самые строгие, возможны даже какие-то кадровые решения касательно отдельно взятых министров. Я смотрю, оцениваю ситуацию, и не все на себя принимают всю полноту ответственности. Я имею в виду ответственность по тем задачам, которыми наделены эти отдельно взятые министры (называть никого не буду). Они это чувствуют, не исключено, что некоторые руководители могут потерять свои места.
Что касается в целом работы исполнительной власти - настрой есть, но какие-то звенья подводят.
По реализации инвестиционной программы не может быть отклонения. Эти инвестпрограммы выполняются при полном контроле со стороны председателя правительства и его заместителя. Да и в целом, контроль ведется не только здесь, на месте. Очень плотно мы работаем с представителями управления по вопросам социально-экономического развития Южной Осетии администрации президента РФ под руководством Олега Говоруна. Конечно же, здесь большая роль помощника президента РФ Владислава Суркова в плане своевременной реализации всех программ. Также отмечу полное наше взаимодействие с министерством по делам Северного Кавказа РФ под руководством Льва Кузнецова и других ответственных работников. То есть у нас налаженный четкий механизм реализации этой программы. Могу однозначно сказать, что 2014 год можно называть переломным в вопросах восстановительного процесса, год 2015 - вполне удачный в этих вопросах, ну и 2016 год в плане реализации этих программ мы тоже начали без раскачки. Думаю, к концу года тоже можно будет говорить о серьезных результатах. Считаю хорошим достижением, что Счетная палата РФ, работая здесь с 2014 года, не обнаружила нецелевого использования выделяемых республике финансовых средств. Если есть какие-то замечания с их стороны, то это связано с переходящими объектами 2010-2011 гг., начала 2012 г.
С полной уверенность заявляю, что мы покончили с нецелевым использованием поступающих в республику из России финансовых средств.
- До президентских выборов в Южной Осетии осталось меньше года - весна 2017 года, но очевидно, что предвыборная кампания уже началась. Принято ли Вами решение об участие в президентских выборах?
- Для меня сегодня задача одна - будет оставаться день до выборов, и этот день я посвящу работе над планами и программами, которые у нас имеются.
Заявления о моем участии в президентской кампании я пока не делал, но отвечу так: и Конституция мне позволяет идти на второй срок, и я, конечно, не исключаю возможность принятия участия в выборах 2017 года.
- Как у главы республики, опытного политика, какое у Вас видение президентской кампании, не найдутся ли опять силы, которые попытаются дестабилизировать ситуацию? Как бы Вы оценили внутриполитическую ситуацию в республике и ситуацию, складывающуюся в оппозиционном лагере?
- Мы с Вами знаем, что любые выборы привносят определенные изменения в обстановку. Сегодня я однозначно могу сказать, что в республике ситуация стабильная, криминогенная обстановка - спокойная. Люди работают, и задача президента, исполнительной и других ветвей власти в том, чтобы сохранить эту стабильность. Конечно, мы эти вопросы держим под контролем и приложим максимум усилий, чтобы это время до выборов люди занимались своими повседневными делами, чтобы исполнительная власть тоже занималась своими обязанностями. Какие бы ни были нарушения и осложнения, мы будем рассматривать их по всей строгости закона, я не побоюсь этого слова, будем карать жестко. Это - принципиально.
Поэтому, конечно же, еще раз отмечая, что в жизни любого государства во время подготовки к проведению выборов бывают сложности, мы постараемся, чтобы все было в рамках законодательства.
Что касается оппозиционного лагеря, я бы не сказал, что в республике есть четко ориентированная оппозиция. Да, есть силы, у которых свое видение решения ряда вопросов. Мы знаем, что исполнительную власть можно критиковать. Есть, за что. Но для меня очень важно, когда критика сопровождается и предложениями. С их же стороны нет никаких предложений.
Сегодня мы пока не знаем, сколько человек будут баллотироваться на выборах. Ближе к осени думаю, мы лучше будем знать, что нас ожидает.
- Еще один важный вопрос, который касается безопасности югоосетинского государства: в Грузии проходят учения "Достойный партнер 2016", которые официальными лицами Грузии характеризуются кратко: не направленные против кого-либо военные маневры. Однако нынешние учения очень похожи на те, что проводились непосредственно перед военной агрессией Грузии в 2008 году?
-Да, на самом деле на территории сопредельного государства (Грузии - ИФ) регулярно проводятся учения. В основном, конечно же, под эгидой НАТО, которым придумывают очень серьезные названия. "Достойный партнер 2016". Кто кому партнер в этих вопросах непонятно! Но, в целом, это нас настораживает, потому что Грузия граничит с нашей республикой. Когда в этих масштабных учениях принимают участие более 1300 военнослужащих, наша реакция всегда отрицательная, тем более, что нам помнится, как перед кровопролитной войной 2008 года на территории Грузии также были проведены подобные учения. Это показатель того, что грузинская сторона вооружается, готовится к военным действиям. Основным объектом опять может стать наша республика. Грузинская сторона сегодня под любыми предлогами уходит от решения вопроса о неприменении силы в рамках Женевских дискуссий. Это одно. Другое - Грузия и сегодня очень активно работает над тем, чтобы выдержать ориентацию на запад, на западные страны. Она полностью одобряет то, что происходит в мире, на Украине и в других странах. Мы видим, что в любое время военная составляющая этой страны может быть использована против нас, поэтому мы отрицательно относимся к тому, что они проводят на своей территории всевозможные учения, отрабатывая современную стратегию ведения боя. Это может быть в первую очередь направлено против Южной Осетии с тем расчетом, чтобы, как они говорят, "вернуть" Южную Осетию в свое лоно, хотя еще раз повторяю, Южная Осетия никогда не была частью Грузии. Мы в качестве автономной области входили в состав союзной тогда республики.
- В связи с этим, когда вступит в полную силу подписанный договор с Россией о союзничестве и интеграции, который предполагает единое пространство обороны? Когда будет назначен глава оборонного ведомства?
- Единое оборонное пространство Южной Осетии и России закреплено в основном Договоре о союзничестве и интеграции между нашими государствами. Договор был подписан 18 марта 2015 года. Сегодня этот договор практически полностью готов за исключением двух-трех дополнительных соглашений, которые нужно подписать. Это дополнительное соглашение об оборонном ведомстве. Оно уже проходит внутриведомственные процедуры. Это дополнительное соглашение и создание координационного центра по линии министерства внутренних дел Южной Осетии и России готовы, они будут подписаны.
Мы высоко ценим, и это на самом деле дорогого стоит, что договор предусматривает следующее: если на одну из договаривающихся сторон происходит нападение какой-нибудь силы или группы сил, стран, это будет расцениваться как нападение на другую договаривающуюся сторону. Это очень серьезный договор, и он будет способствовать мирному развитию республики. Народ это знает и высоко ценит. Кроме того, министерство обороны республики совместно с министерством обороны Российской Федерации, согласно допсоглашению по исполнению основного договора, выработали предложения, которые будут реализовываться так, что республика будет иметь свое министерство обороны с тем количеством военнослужащих, которое будет необходимо республике в случае отражения военной агрессии со стороны других государств. Мы должны иметь свою армию, которая должна быть готова к отражению любой агрессии. Ну, и кадровые вопросы. Вы правильно отметили, министерство обороны сегодня временно возглавляется генерал-лейтенантом, бывшим первым заместителем министра, и как только эти дополнительные соглашения будут подписаны, мы определимся и с министром обороны республики.
- Леонид Харитонович, на Ваш взгляд, в обозримом будущем возможно налаживание отношений между Южной Осетией и Грузией? Какой может быть для этого дорожная карта?
- Односторонне подойти к дорожной карте нельзя. Как политик, в данном случае - президент страны, я понимаю, что Грузия - сопредельное государство, и должны быть взаимоотношения в будущем. Но для этого необходимы определенные шаги. В рамках Женевских дискуссий мы вместе с Абхазией с 2009 года ставим вопрос о том, чтобы Грузия подписала документ о неприменении силы против наших республик. И уже в течение долгого времени Грузия уходит от этой ответственности, уходит от подписания этого юридического документа. Это нас серьезно настораживает, и мы не исключаем, что Грузия может вынашивать намерения силовым путем решать свои государственные задачи, с учетом того, что грузинская армия наращивает свой потенциал, получает серьезную техническую поддержку, вооружение.