Россия / Эксклюзив 4 ноября 2011 г. 11:10

Заместитель председателя правления ОАО "Роснано" А.Свинаренко: "России необходимо нарастить инновационную критическую массу"

Генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ, заместитель председателя правления ОАО "Роснано" Андрей Свинаренко рассказал в интервью "Интерфаксу" о развитии инноваций в России, образовательной деятельности "Роснано", финансировании инновационных проектов и создании новых стандартов для инновационных продуктов.

Заместитель председателя правления ОАО "Роснано" А.Свинаренко: "России необходимо нарастить инновационную критическую массу"

- Андрей Геннадьевич, в последнее время тема инновационного развития России активно обсуждается в обществе. Достаточно ли, по вашему мнению, сейчас в нашей стране грамотных специалистов, занимающихся разработкой инновационных продуктов?

- Пока ситуация неудовлетворительная. У нас недостаточно инноваторов, готовых придумать что-либо принципиально новое и, как следствие, небольшой запас перспективных инновационных проектов. Мы существенно отстаем от передовых стран по темпам применения инноваций, интегральным технологическим решениям, созданию инструментов реализации новых технологических решений. Кроме того, мы нуждаемся не только в тех, кто создает инновационные технологии, но и в тех, кто умеет их квалифицированно продвигать и внедрять.

То есть мы имеем дело не с одной, а с целым комплексом проблем, и они хорошо известны руководству страны. В России сейчас реформируется система образования и науки - они существенно сближаются друг с другом. Это позволяет рассчитывать на появление большего числа специалистов, способных генерировать и использовать новые технологии. Инноваторы и бизнесмены уже сделали первые шаги навстречу друг другу. Формируется отряд грамотных заказчиков и потребителей инноваций.

- Достаточно ли в России сильных школ для подготовки инноваторов, или специалистов необходимо обучать за рубежом?

- На этот вопрос сложно ответить однозначно. С моей точки зрения, в части классического инженерного образования в ведущих российских технических вузах подготовка специалистов продолжает оставаться на традиционно высоком уровне. При этом практическая значимость этого образования значительно ниже, чем могла бы быть. Особенно, если учесть, что образование теперь должно готовить людей, способных активно участвовать в развитии инновационной экономики. Что же касается бизнес-школ, специализирующихся именно на инновационном, технологичном предпринимательстве, то в России их очень мало. Хорошая бизнес-школа сильна тем, что в ней преподают не теоретики, а успешные предприниматели, у каждого из которых есть своя технология достижения результата, своя история успеха.

Кроме того, проблема не только в формальном образовании. Человека ничему нельзя научить ни в России, ни за рубежом, если он не мотивирован на достижение реального результата и постоянное самообучение. Можно получить качественное образование, но при этом так и не стать хорошим специалистом, так как для достижения успеха необходимы усилия, желания и талант самого человека.

- Что делает ОАО "Роснано" для популяризации инновационных образовательных программ?

- Все наши программы по подготовке и переподготовке кадров ориентированы на потребности проектных компаний, созданных при участии ОАО "Роснано". В первую очередь, мы осуществляем переподготовку специалистов, преимущественно инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, использующих нанотехнологии в различных отраслях экономики: машиностроении, строительстве, фармацевтике, энергетике и др. Кроме программ по нанотехнологиям в образовательном портфеле "Роснано" появились и управленческие программы, к которым, как показывает практика, компании проявляют растущий интерес. В их числе программы профессиональной переподготовки в сфере инновационного менеджмента предприятий, венчурного финансирования, стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию, формирования эффективной системы продаж нанотехнологической продукции и др.

Стоит отдельно упомянуть целый блок просветительских инициатив, формирующих интерес к инновационной проблематике у детей, молодежи и взрослых. Наш следующий шаг - популяризация и продвижение на рынок труда всех образовательных программ. Мы уже свели их в электронный реестр и открыли к нему доступ всем желающим.

- Если говорить об образовательных проектах, что еще в этой сфере делает "Роснано"?

- Мы разрабатываем профессиональные стандарты по следующим профессиям: инженер-метролог в области нанотехнологий и наноматериалов, инженер-материаловед, инженер-технолог в области производства полупроводниковых материалов, приборов и интегральных схем. Уже подготовлен вышеупомянутый электронный реестр образовательных учреждений и программ по нанотехнологиям и управлению инновационной деятельностью. Благодаря ему предприятия наноиндустрии получают информацию, необходимую для организации обучения своих сотрудников и кадрового поиска.

Еще одной нашей инициативой является проект "Школьная лига Роснано", который объединил 21 школу в 10 регионах России. Цель проекта – создание условий для качественного улучшения естественнонаучного образования в школах и формирования грамотного потребителя инноваций. В июне этого года в Пензенской области состоялась летняя школа "Наноград", в которой приняли участие около 130 школьников и 25 педагогов из Школьной лиги. В будущем мы планируем расширить число и географию участников проекта.

Кроме того, совместно с МГУ проводится интернет-олимпиада "Нанотехнологии – прорыв в будущее!". В 2011 году в ней приняли участие около 8 тыс. человек из различных регионов России и других стран.

- Андрей Геннадьевич, многие эксперты говорят о том, что в России сложно внедрять инновационные продукты, так как предприятия предпочитают работать по старинке… "Роснано" как-то пытается повлиять на сложившуюся ситуацию?

- Широкому применению инновационных продуктов часто препятствует один очень простой факт - они могут не соответствовать сложившейся системе технического регулирования. Вот лишь один пример - композитные материалы. Их использование попросту не предусмотрено в строительстве, несмотря на абсолютно уникальные свойства. Еще не написаны соответствующие регламенты.

Возникает парадоксальная ситуация - у нас есть конкурентоспособный инновационный продукт, а продать его нельзя. Чтобы решить эту проблему, необходимо изменить саму систему стандартов.

Этой деятельностью "Роснано" сейчас занимается. Мы планируем, что до 2014 года в наноиндустрии будет принято 320 стандартов. Нам необходимо добиться того, чтобы наши инновации пошли в серийное производство.

Кроме того, необходимо продумать и внедрить систему мер (как со стороны государства, так и со стороны предприятий), стимулирующих спрос на инновационную продукцию.

Есть еще один барьер, замедляющий внедрение инноваций. Это процедура государственных закупок. Сейчас идет большая дискуссия по совершенствованию законодательства в этой области. В настоящее время при госзакупках приоритет имеет цена приобретения, поэтому в конкурсе побеждают наиболее дешевые товары. При этом не учитывается такой важный фактор, как цена владения продуктом. По нашему мнению, именно она и должна являться приоритетом при госзакупках. Это откроет дорогу новым технологиям, так как инновационные продукты окупают себя в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Наша основная цель – обеспечить спрос на продукцию российской наноиндустрии к 2015 году в объеме не менее 900 млрд рублей в год. Из этой суммы мы планируем, что продукция проектных компаний ОАО "Роснано" составит 300 млрд руб. в год, продукция независимых производителей - 600 млрд руб. в год.

- Можете ли вы назвать регионы России, которые являются лидерами по развитию нанотехнологий и внедрению инноваций?

- Традиционно российским лидером по инновационному предпринимательству считается Томская область. Сейчас к ней присоединились Новосибирская и Московская области, Татарстан и целый ряд других регионов. Однако я все же не стал бы заострять внимание на рейтингах. Дело в том, что количество методик оценки инновационного развития сопоставимо с количеством регионов. Какие факторы следует принимать во внимание? Количество студентов и ученых в регионе? Объемы продаж инновационных продуктов? Единого мнения на этот счет нет.

- И тем не менее — сейчас вы привели в пример регионы, которые делают наиболее активные шаги в инновационном развитии?

- Да, совершенно верно.

- А остальные регионы России?

- "Роснано" взаимодействует примерно с половиной регионов страны, с теми, у кого есть инновационный потенциал. Мы наладили с ними партнерские отношения, реализуем совместные программы стимулирования спроса на инновационные продукты, развития образовательных программ, оказываем помощь в реализации инвестиционных проектов, а они, в свою очередь, реализуют инвестиционные проекты в сфере нанотехнологий, совершенствуют свое законодательство, вводят новые образовательные программы и т.д. Возможно, у других регионов такой потенциал тоже есть, но либо мы пока о нем ничего не знаем, либо они его еще не раскрыли.

- Андрей Геннадьевич, не могли бы вы рассказать, сколько проектов в настоящее время финансирует ОАО "Роснано", и уточнить их общий бюджет?

- По состоянию на 25 октября, "Роснано" одобрило к финансированию 134 проекта, включая фонды и наноцентры. Общий бюджет проектов составляет 533 млрд руб., из них 220,8 млрд руб - деньги "Роснано". Проекты реализуются в 37 регионах России.

- А сколько всего заявок на финансирование инновационных проектов к вам поступило?

- На порядок больше тех цифр, что я назвал выше. Так, с 1 апреля 2008 года по настоящее время "Роснано" получило более 2 тыс. запросов на финансирование.

- По вашему мнению, позволит ли создание технопарка "Сколково" сделать качественный рывок в развитии инноваций в России?

- Мы должны понимать, что не существует готового рецепта… Инновации – это риски, это предпринимательство. Государство стремится снижать такие риски и помогать бизнесменам. Но оно не может все делать в одиночку, инноваторы и бизнесмены должны проявлять инициативу.

"Сколково" как модель инновационного бизнеса, безусловно, даст свои результаты, но это не произойдет моментально. Например, университет, который собираются создать в Сколково, будет формироваться не один год. Для его успешной работы необходимо ежедневно проводить исследования и создавать на их базе новые программы. В университет должна поступать талантливая молодежь, а обучать их должны профессоры, которые одновременно с преподаванием занимаются научно-прикладными исследованиями. Понятно, что результат такой работы будет виден только через несколько лет. Этот проект поможет нарастить в России критическую инновационную массу – и это, безусловно, хорошо.