В 2013 году в России темпы развития рынка биологически активных добавок к пище, несмотря на повышение ответственности за их рекламу и ужесточение требований к производству, по-прежнему обгоняли темпы развития фармацевтического рынка в целом. О некоторых итогах и ближайших перспективах российского рынка БАДов рассказала в интервью "Интерфаксу" заведующая кафедрой диетологии и клинической нутрициологии РУДН профессор Светлана Орлова.
- Светлана Владимировна, как развивался российский рынок БАДов в 2013 году?
- По данным мониторинга фармацевтического рынка, осуществляемого DSM Group, за 2013 год коммерческий рынок БАДов вырос на 19,1% по сравнению с 2012 годом - до 2,65 млрд рублей. Для сравнения коммерческий рынок готовых лекарственных средств увеличился на 13,5%.
Наиболее востребованы, как и раньше, оказались витаминно-минеральные комплексы, БАДы для поддержки сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Доли их продаж составили соответственно 36,3%, 27,6% и 12,4% от продаж всех добавок. В стоимостном объеме лидировали добавки, направленные на поддержку репродуктивной системы, в первую очередь мужской, что можно объяснить активной рекламой этой группы БАДов. Второе и третье места занимали витаминно-минеральные комплексы и добавки для желудочно-кишечного тракта и печени.
Наибольшим спросом у покупателей в 2013 году пользовались отечественные добавки: доля их продаж составила 63% от стоимостного объема и 83% от натурального. В пятерке наиболее активно продающихся брендов, составляющих суммарно 18,2% рынка, четыре препарата отечественные. Лидером рынка остается российский ЗАО "Эвалар", за ним с отрывом следуют ООО "РИА "Панда" и ЗАО "Аквион".
Среди зарубежных производителей наибольшим спросом пользовалась продукция из Германии, США и Нидерландов.
- Некоторые отечественные производители БАДов пробовали в минувшем году выходить на зарубежные рынки. Что, на Ваш взгляд, помогает и что мешает продвижению российских товаров в этой отрасли за рубежом?
- Российские производители уже достаточно давно присутствуют на рынках бывших республик СССР. Последние 10 лет российские компании начали постепенно осваивать более отдаленные зарубежные рынки. Отдельные компании имеют выход на страны Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. Такой лидер отечественного рынка, как ЗАО "Эвалар", осуществил выход на рынки США, Австралии и Ближнего Востока.
По сравнению с зарубежными компаниями, у отечественных производителей есть ряд преимуществ: ряд уникальных для России лекарственных растений, не имеющих аналогов в мире; высокий уровень специалистов и более низкие затраты на производство. Все это вместе позволяет создать полный цикл производства от растения до готового продукта.
Вместе с тем, существуют и определенные трудности. В первую очередь, наполненность рынка и высокая конкуренция на сложившихся западных рынках. Различия в законодательной и нормативной базе в разных странах диктуют необходимость подстраивать и модифицировать производство под потребности и нормы соответствующего региона. Для выхода на рынок США обязательно соответствие производства стандарту качества GMP (надлежащей производственной практики).
В настоящее время лишь очень крупные российские производители могут позволить себе затраты на дорогостоящее переоборудование.
- Как повлияло на рынок и производство БАДов вступление в силу с 1 июля Техрегламента таможенного союза о безопасности пищевой продукции?
- Плюсом этого события стало то, что нормативная база и законодательства трех стран были приведены к единому знаменателю. А это, в свою очередь, обеспечило открытый доступ и расширение рынков сбыта.
К минусам для рынка и производства можно отнести необходимость перерегистрации БАДов - четвертую за последние шесть лет, а также увеличение конкуренции. Впрочем, последнее можно рассматривать и как минус, и как плюс.
- Оказало ли влияние на рынок БАДов вступление в силу с октября более жестких требований к их рекламе?
- На самом деле, требования к рекламе БАДов, прописанные в новом законе, не так уж отличаются от тех, которые действовали с 2006 года. Отличия коснулись скорее ответственности за нарушение этих требований.
Во-первых, была введена ответственность рекламораспространителей. Это важное нововведение, потому что даже авторитетные издания зачастую грешили рекламой настоек мухомора и других опасных растений под видом БАДов. Кроме того, ряд изданий "забывал" уточнить, что БАД не является лекарственным средством, а служит источником необходимых организму питательных веществ.
Во-вторых, в Кодексе РФ об административных правонарушениях увеличились размеры штрафов. Они возросли до 2,5 тыс. рублей для физических и до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Вместе с тем, надо отметить, что в России действуют очень жесткие законы в отношении рекламы БАДов к пище, а оценка того, соответствует реклама требованиям или не соответствует, зачастую является субъективной и зависит от мнения проверяющего.
- Какие перспективы у рынка БАДов в 2014 году? За счет каких факторов он будет расти или наоборот падать?
- Согласно прогнозу Euromonitor International, в мире в 2014 году ожидается рост продаж БАДов примерно на 100 млн долларов, и к концу года объем продаж составит 1,8 млрд долларов.
На самом деле, пространство для роста российского рынка также есть, так как, согласно данным ВЦИОМ, опубликованным в прошлом году, регулярно БАДы в нашей стране употребляют только 2% населения и еще 22% делают это периодически. В то же время в странах Западной Европы и США более 50% населения употребляют добавки регулярно, в Японии, стране с самой высокой продолжительностью жизни, этот показатель приближается к 90%.
Мы также ожидаем в 2014 году увеличения конкуренции на рынке БАДов. На рынок должны начать поступать добавки тех иностранных производителей, которые пришли в Россию после вступления России в ВТО. После того, как они пройдут процесс государственной регистрации, я думаю, мы увидим расширение ассортимента БАДов в аптеках. Также постепенно будет увеличиваться количество БАДов из числа стран Таможенного Союза, в первую очередь Казахстана.