Якутск. 18 ноября. ИНТЕРФАКС - Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения о софинансировании строительства мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, сообщает газета "Коммерсантъ" в понедельник.
Путин фактически утвердил проект строительства, наложив на письмо главы Якутии Айсена Николаева резолюцию "Ситуация дозрела до реализации", сообщает издание со ссылкой на источники.
Позднее в понедельник Николаев разместил в инстаграме фотографию письма с резолюцией Путина, датированной 9 ноября.
"За прошедший год проделана большая работа. На сегодня проект организации строительства моста готов. Есть поддержка федеральных министерств, определен вариант прохождения трассы, проведены переговоры с потенциальными инвесторами. Владимир Владимирович отметил, что ситуация созрела для реализации, и дал поручение председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, который, кстати, всегда нас в этом вопросе поддерживал, внести свои предложения по реализации проекта", - написал глава Якутии.
По данным "Коммерсанта", стоимость строительства оценивается в 63,7 млрд рублей (без НДС), в том числе 9,5 млрд рублей - расходы инвестора, 54,2 млрд рублей - капитальный грант бюджета (47,8 млрд рублей из федерального бюджета и 6,4 млрд рублей из регионального). С НДС расходы оцениваются в 82,9 млрд рублей, расходы по уплате налога лягут на инвестора, чьи совокупные инвестиции, таким образом, составят 28,6 млрд рублей.
В случае выделения гранта из бюджета, строительство моста предполагается завершить в 2025 году. Это позволит увеличить круглогодичную транспортную доступность населения с 20,9% в 2018 году до 70%. Также проект увеличит ВРП Якутии на 2,5-3%, снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд рублей.
"Вокруг финансовой модели проекта были многолетние дискуссии. На данный момент правительство Якутии при поддержке федеральных министерств и ведомств настолько качественно проработало проект, что он может быть включен в комплексный план модернизации инфраструктуры. Мы рассмотрим этот вопрос на ближайшей правкомиссии по транспорту", - цитирует газета представителя вице-премьера Максима Акимова.
Власти Якутии определили трассировку перехода: 3,1 км самого моста и 10,9 км подходов. Предполагается, что мост вантовой конструкции будет иметь две полосы движения. Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, в том числе каждый пятый автомобиль - грузовой (около 20% трафика). К 2043 году поток превысит 2 млн машин, причем количество грузовиков практически удвоится. Грузовая база на 2025 год должна составить 5,8 млн тонн, среди предприятий, обеспечивающих загрузку, - "Жатайская судоверфь", "Сахатрансгаз", "Якутская топливно-энергетическая компания" и другие.
Кроме того, предполагается, что проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами: от примерно 950-1000 рублей за транспортное средство II категории (малотоннажный грузовой автомобиль) в первый год эксплуатации до 4 тыс. рублей за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. Общие сборы за проезд до 2044 года ожидаются на уровне порядка 32 млрд рублей.
Мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.
Минэконономразвития России составило положительное заключение о целесообразности включения моста через Лену в комплексный план модернизации инфраструктуры РФ.
О готовности участвовать в проекте ранее заявлял консорциум, созданный группой "ВИС" и China Railway Construction Corporation (CRCC). Консорциум основан в августе 2018 года для реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Якутии. В рамках Восточного экономического форума-2018 группа "ВИС" и CRCC подписали с Якутией трехстороннее соглашение, которое стало одним из первых шагов к реализации достигнутых договоренностей. Участием в консорциуме для строительства моста также интересовались банк ВТБ и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).