Масштабы деятельности ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ДВЭУК) по своей значимости, охвату территории и объемам инвестиций стоят в ряду крупнейших государственных проектов. Компания на протяжении последних лет управляет основным потоком госинвестиций в "большую" энергетику Дальневосточного федерального округа. Инвестиционная программа компании на период 2009-2011 годов составила 25 млрд рублей. В ближайшие три года в энергетическую инфраструктуру Дальнего Востока планируется инвестировать еще 80 млрд рублей.
О том, какова степень актуальности проектов, реализуемых для дальневосточной энергосистемы, агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал генеральный директор ОАО "ДВЭУК" Игорь Джурко.
- Игорь Васильевич, проведение во Владивостоке столь масштабного форума, как АТЭС-2012, уже сегодня называют главным "драйвером" развития Дальнего Востока. В ходе подготовки инфраструктуры одной из первоочередных задач считалось решение вопроса энергообеспечения объектов саммита. Как ваша компания участвовала в этом проекте?
- Действительно, энергетики проделали масштабную работу по реконструкции и строительству порядка 40 энергобъектов во Владивостоке и на острове Русский. Например, нашей компанией с целью энергоснабжения Дальневосточного федерального университета и научно-образовательного комплекса "Приморский океанариум" построена абсолютно новая энергосистема островной территории. Она состоит из источников генерации (трех мини-ТЭЦ), теплотрасс и распределительных электросетей. На материковой части города реконструированы и построены сетевые энергообъекты, которые обеспечили подключение новых потребителей и значительно повысили надежность энергосистемы.
Таким образом, в рамках поручений правительства РФ, были выполнены две приоритетные задачи: обеспечено бесперебойное энергоснабжение объектов саммита в период их строительства и созданы условия для опережающего социально-экономического развития территории на ближайшие десятилетия.
- С какими сложностями вам пришлось столкнуться?
- ДВЭУК была способна завершить работу по некоторым объектам гораздо быстрее, однако острая проблема выбора квалифицированных проектировщиков и дефицит подрядных организаций не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке, в определенной степени тормозили ход строительства. Еще одна набившая всем оскомину проблема - это длительный процесс передачи министерством обороны своих земель в ведение региональной власти и муниципалитета. Для нас, как и для других заказчиков-застройщиков, это стало серьезным препятствием в оформлении необходимой документации на фоне жесткого графика работ. Но проблемы в конечном итоге решаются.
- Эксперты отмечают, что практически все объекты саммита по ходу строительства значительно выросли в цене. Обоснованно?
- Энергообъекты на острове Русский получились дорогими, в том числе из-за большого числа корректировок схемы энергоснабжения, увеличения первоначально заявленных мощностей энергопотребления, сложной логистики, закупки лучших образцов современного энергетического оборудования и строительства уникальных для нашей отрасли объектов в целом. Изначально ставилась задача по созданию кратного запаса электрической и тепловой энергии. В результате, выполнено двойное, а местами и тройное резервирование мощности и надежности энергоснабжения объектов, построенных к саммиту. В этом плане проблем не будет. Но это объективно приводит к другому уровню тарифов.
Возведенные энергообъекты - низкоокупаемы, однако их социальная значимость достаточно высока. В администрации Приморского края проводилось не одно совещание на эту тему: энергетики и власть искали любую возможность, чтобы решить проблему окупаемости в рамках максимально низкого тарифа. Но, как ни крути, тариф на острове в любом случае будет кратно выше, чем на материке. Даже с учетом газификации.
Со своей стороны мы приложили и прилагаем максимум усилий, чтобы не выйти за рамки ценовой экспертизы строящихся объектов. Для сокращения затрат при реализации проекта, что напрямую отражается в тарифе, ДВЭУК полностью автоматизировало закупочную деятельность, касающуюся регламентированных конкурентных закупок. Это помогает привлекать к торгам более широкий круг участников, заключать договор по самому выгодному предложению, и, соответственно, снижать стоимость объектов, экономя федеральные средства.
- Какие проекты в "портфеле" ДВЭУК можно назвать первоочередными?
- После проведения саммита во Владивостоке самым важным в 2012 году станет завершение второго этапа строительства ВЛ 220 кВ "Чернышевский - Мирный - Ленск - Пеледуй" с отпайкой до НПС N14, Республика Саха (Якутия)". То есть из 1,5 тыс. километров линии электропередачи будет построено уже около одной тысячи, включая несколько подстанций. Окончание третьего этапа запланировано на следующий год. Отмечу, что это крупнейший в Якутии электросетевой проект стоимостью более 40 млрд рублей. Он реализуется с целью высвобождения избыточных мощностей Вилюйских ГЭС-1,2 (680 МВт) и Светлинской ГЭС (270 МВт) для внешнего электроснабжения объектов трубопроводной системы ВСТО и других потребителей Западного энергорайона республики.
В Магаданской области мы приступили к строительству ВЛ 35/110 кВ "Центральная - Сокол - Палатка" с заходом на ПС 110,35 кВ" протяженностью 105 км. Общая стоимость проекта превышает 4 млрд рублей. Работы по строительству этой ЛЭП завершим к концу 2013 года. Следующим нашим проектом здесь станет строительство ВЛ 220 кВ "Оротукан - Палатка - Центральная" длиной 365 км, которое начнется в будущем году. В перспективе обе магаданские ЛЭП окажут значительное влияние на снижение тарифов, в том числе для крупных промышленных потребителей, и создадут инфраструктурные условия для развития добывающих и перерабатывающих предприятий на Колыме.
Если говорить о локальных задачах, стоящих перед ДВЭУК на повестке дня, то кроме надежной работы энергосистемы острова Русский, нам необходимо обеспечить электроснабжение нефтеперекачивающей станции (НПС) N12 в Якутии, так как к концу года запланировано начало эксплуатации второй очереди ВСТО. В прошлом году мы уже поставили под напряжение НПС N13, а в 2010-м - НПС N14. На самом деле, это огромный объем работ, который выполняется ДВЭУК в предельно сжатые сроки.
Для примера: в 2009 году мы приступили к реализации проекта "Строительство ВЛ 220 кВ "Сунтар - Олекминск - НПС N14" с ПС 220/35/6 кВ в г. Олекминск, Республика Саха (Якутия)". Тогда новая подстанция и ЛЭП протяженностью 315 км были построены всего за полтора года при нормативном сроке в три с лишним года. И построены не где-нибудь, а в тайге, на болотах и вечной мерзлоте - в условиях "сезонной" транспортировки грузов и ограниченных периодов строительства. Вне всякого сомнения, этот уникальный опыт поможет ДВЭУК при работе в других регионах.
- Какова стратегия компании на ближайшую перспективу?
- Наша стратегия увязана с планами российского правительства по развитию энергетического комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона. Очень важно, что возобновила работу специальная госкомиссия, которая решает эти вопросы. В ее новый состав от представителей ТЭК вошел министр энергетики, руководители Газпрома, Роснефти и ДВЭУК.
Не так давно было создано министерство по развитию Дальнего Востока. Теперь государство должно решить, что будет в регионе - либо госкорпорация, либо некоммерческое партнерство, которое займется оперативным управлением и реализацией проектов развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Мы видим ДВЭУК базовой компанией, через которую может осуществляться строительство объектов электроэнергетики. Наша ниша - заказчик-застройщик, и у компании есть необходимые для этого технические и управленческие компетенции.
Сейчас ДВЭУК, как проводник государственной энергетической политики, проработала и обосновала перспективные проекты развития электроэнергетического комплекса общей стоимостью 64 млрд рублей. Они учитывают принятые программы нефте- и газодобычи, освоения крупных месторождений полезных ископаемых и драгоценных металлов в Иркутской и Магаданской областях, Якутии. Реализация новых проектов позволит создать "северное крыло" Единой национальной электрической сети России для осуществления межсистемных перетоков, снижения себестоимости электроэнергии, надежного энергоснабжения потребителей, в том числе в удаленных населенных пунктах.
- В июле ДВЭУК исполнилось 11 лет. За это время компания выполняла самые разные функции, начиная с антикризисной и заканчивая реализацией масштабных проектов строительства. Сегодня трудно представить энергетику ДФО без вашей компании. Почему?
- Первоначально перед ДВЭУК ставились задачи вывода энергокомпаний региона из глубокого кризиса и последующего реформирования дальневосточной энергетики в эпоху РАО ЕЭС России. Все это было успешно выполнено. Три года назад государство проявило интерес к реализации новых проектов в энергетике Дальнего Востока. Причем, с точки зрения бизнеса, практически все они не рентабельны.
Понятно, что само государство не может напрямую выступать заказчиком проектов строительства, поэтому была нужна компания, которая смогла бы этим заняться. И такой компанией стала ДВЭУК - сегодня в качестве акционерного общества мы являемся "дочкой" государства и заказчиком-застройщиком объектов Минэнерго и Минрегиона.
Отмечу, что на "антикризисном" этапе деятельности ДВЭУК (к концу периода реформирования отрасли) под нашим управлением находилось более 40 тыс. человек из числа персонала дальневосточных энергокомпаний. В данный момент, когда собственный штат насчитывает немногим более 200 человек, ДВЭУК управляет инвестиционным портфелем стоимостью более 100 млрд рублей. Поэтому вне зависимости от того, куда направлены наши усилия, масштабы деятельности всегда остаются большими.
- Работа с государством накладывает определенные сложности. Как это сказывается на ДВЭУК?
- Все наши проекты входят в федеральную целевую программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Это подразумевает серьезное обоснование затрат, а главное - эффективное инвестирование. Что касается корпоративного управления, то состав совета директоров состоит из кандидатур, предложенных нашим мажоритарным акционером - Российской Федерацией в лице Росимущества. Мы подчиняемся всем требованиям, которые распространяются на госкомпании. И это правильно.
Отдельно следует сказать о массе согласований, без которых невозможно реализовать тот или иной проект. В этой связи мы активно взаимодействуем как с федеральными и региональными органами власти, так и с различными ведомствами. Благодаря этому, у нас отточена схема принятия решений о начале или необходимости реализации инвестиционного проекта.