Амурская область находится на этапе логической развязки целой серии крупных проектных решений. Масштабными их можно назвать не только для региона, но и страны в целом. Вместе с этим власти Приамурья приступили к переоценке ранее намеченных планов и прогнозов развития области, а также к формированию кадрового резерва с учетом перспектив на ближайшие 15-20 лет. Губернатор Василий Орлов в рамках инвестиционного форума в Сочи рассказал в интервью "Интерфаксу" о скрытом или не до конца используемом потенциале региона и о больших надеждах, которые он возлагает на молодежь.
- Василий Александрович, у каждого представленного на форуме региона в багаже немало заманчивых предложений для участия в развитии экономики на своей территории. Какие цели наметили Вы?
- Основной проект, который нас очень беспокоит на сегодняшний день, это предмостовая зона (транспортно-логистический комплекс возле трансграничного моста через Амур - ИФ). Мост Благовещенск-Хэйхэ строится в графике и по плану должен быть готов в декабре 2019 года. Еще около 3-4 месяцев уйдет на оформление документов. Соответственно, он будет запущен в эксплуатацию ко второму кварталу 2020 года. Чтобы сооружение полноценно функционировало, необходима предмостовая зона. У нас есть неплохой "набор" мелких инвесторов, которые готовы взять этот участок, как говорится, "по кусочкам". Это территория опережающего развития (ТОР "Приамурская" - ИФ), соответственно, предусмотрено большое количество льгот. Но мне кажется, что концептуально было бы правильно отдать одному крупному финансово устойчивому оператору, который бы начал этой зоной управлять.
- В самом Приамурье крупные игроки не выходили со своими финансовыми предложениями?
- Потенциал местных инвесторов сводится к тому, чтобы инвестировать до 500 млн рублей, например, в склады временного хранения. А если делать полноценный комплекс, то объем инвестиций должен быть в пределах 3-5 млрд рублей. Кроме складов временного хранения должны быть предприятия по переработке сельхозпродукции, экспортируемой в Китай, что принципиально важно для аграрного региона. В Амурской области 1,2 млн га пахотной земли, мы выращиваем более 1 млн тонн сои. В прошлом году объем экспорта сои увеличился в два раза – продали более 400 тыс. тонн. Такой потенциал необходимо максимально использовать. Переработка сельхозпродукции дает увеличение добавленной стоимости, поэтому в предмостовой зоне нам такие мощности необходимы, как и инвестор, способный их создать.
Третье направление, которое должен развивать оператор, – сборочное производство. Режим ТОР предполагает применение процедуры свободной таможенной зоны, то есть беспошлинный ввоз товаров. В том случае, если они в составе зоны принципиально меняют свои характеристики, то могут выходить из нее беспошлинно.
Нам очень нужен крупный инвестор для предмостовой зоны – это главная задача, которую мы поставили для себя на форуме в Сочи. На мой взгляд, среди его участников есть несколько компаний, которые могут быть заинтересованы в реализации такого проекта.
- Какие соглашения планируете подписать на форуме?
- Есть соглашения с субъектами РФ. В планах соглашение с образовательным центром "Сириус" о создании соответствующей базы в Амурской области, так как все, что связано с молодежной политикой и подготовкой кадров, для нас является приоритетным направлением. Мы хотим сделать на базе детских лагерей в районе Благовещенска не просто рекреационный лагерь, а место, где будет проводиться обучение в круглогодичном режиме по типу Сириуса.
В регионе появляются принципиально новые отрасли – газопереработка и газохимия. Готовность Амурского ГПЗ составляет на сегодняшний день уже 22 %, в 2021 году по плану должны быть запущены две из шести очередей. Требуется рабочая сила и ее необходимо готовить. В этом заинтересованы не только власти, но и инвесторы. В Приамурье проводится большая работа по модернизации системы образования, начиная с самых маленьких жителей региона.
В прошлом году открыли "Кванториум" (образовательные площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием - ИФ) в Благовещенске, и эта работа была на форуме в Сочи отмечена специальной номинацией Министерства просвещения РФ. В этом году такую площадку к первому сентября откроем в Свободном. Также запустим несколько мобильных "Кванториумов": территория области большая, нужно, чтобы в каждом отдаленном населенном пункте дети могли ознакомиться с новыми технологиями.
Модернизируем и систему среднего профессионального образования. Основной акцент делается на город Свободный, куда вложены немалые инвестиции. Активно поддерживаем и движение WorldSkills. Предстоит еще много сделать, ведь это очень высокие стандарты, которые нам позволят выйти на достойный уровень по качеству подготовки рабочей силы. Вершина всей работы – модернизация вузовской системы.
- Не так давно проект горно-металлургического кластера в Приамурье из-за проблем с финансированием был исключен из числа приоритетных. Тем не менее, Вы рассчитываете, что железнодорожную ветку Шимановская – Гарь с выходом на Транссиб удастся включить в инвестиционную программу РЖД. Есть уже подвижки по этому вопросу? Если проект не будет расконсервирован, как эта ветка будет использоваться?
– Горно-металлургический кластер – это проект, который заложен в стратегии социально-экономическое развития региона до 2025 года. Сейчас мы стратегию переделываем, в ближайшее время будет объявлен конкурс на выбор партнера, который позволит эту стратегию "переработать" до 2035 года.
Если проанализировать первоначальную стратегию, то имеются несбывшиеся прогнозы. В частности, это нефтехимический кластер на основе Амурского нефтеперерабатывающего завода, который планировали строить китайцы. Здесь все упирается в стоимость нефти. Когда начинали проект – было $120 за баррель, потом цена упала, и инвесторы перестали считаться. Такая же ситуация с горно-металлургическим кластером, потому что цена на черный металл падает.
Мировые тренды весьма изменчивы, в этом ничего страшного нет. К примеру, раньше никто не инвестировал в уголь – это были тяжелые проекты, а сегодня посмотрите: БАМ, Транссиб забиты составами с углем. Сколько это продлится – никто не скажет.
Что касается Гаринского месторождения (часть горно-металлургического кластера - ИФ) – это крупный перспективный проект (проектная мощность Гаринского ГОКа оценивалась в 10 млн тонн по руде и 7,3 млн тонн по промпродукту - ИФ), который начнет работать, когда изменится конъюнктура на черный металл. Нужно ли говорить о том, что он должен реализовываться сейчас – нет, не должен. Что должен быть включен в документы стратегического планирования – да, должен. В том числе, должна быть включена и железнодорожная ветка Шимановская – Гарь.
Мы не думаем, что проект заработает в ближайшие год-два, но в стратегическом плане смотрим на него с оптимизмом.
- Василий Александрович, Вы сказали, что решили отказаться от прежней стратегии развития региона, что-то из предыдущих планов войдет в новый документ?
- Проверка временем показала, что нужно вносить коррективы. В свое время был недооценен потенциал газовой отрасли, а сегодня это серьезный плюс, незапланированный ранее. Однако в стратегии до 2025 года есть и позитивные моменты. У нас было шесть направлений развития. Для Приамурья традиционным является сельское хозяйство, так как больше половины пахотной земли Дальнего Востока сосредоточено у нас, 40% сои, выращиваемой в стране, – это амурская соя. Потенциально наша земля может давать в два раза больше урожая.
Второе направление – энергетика. В Приамурье три гидроэлектростанции и хороший гидропотенциал, ведь не на каждой реке можно построить электростанцию. В советское время планировалось построить шесть электростанций, три из которых уже работают. В высокой степени проработки находится проект Нижне-Зейской ГЭС, если возникнет необходимость, можно в короткие сроки построить. К тому же, сейчас идет расширение БАМа и Транссиба – серьезных потребителей электроэнергии.
Третье направление - космодром, четвертое – газонефтехимия, пятое - горно-металлургический кластер. Мы с Вами уже обсудили проблему по железорудному месторождению, а по золоту все идет в соответствии с планами. Наблюдается небольшое снижение по объемам добычи, но в декабре было запущено важное производство – один из крупнейших в России автоклавов группы компаний "Петропавловск". К лету они выйдут на плановую мощность.
В Амурской области огромное количество разведанных запасов упорных руд. Россыпного золота осталось очень мало, ведь таким способом добывают более ста лет. Пока цена на золото высокая, это направление золотодобычи еще работает, как только она упадет – станет невыгодно. Рудное золото тоже разное. Одно добывается методом кучного выщелачивания – золотодобыча карьерного типа. Есть и, так называемые, упорные руды золота, запасов их месторождений в регионе хватит лет на 50 лет. Автоклавный комплекс "Петропавловска" позволит их освоить.
Шестое направление – туризм. Количество приезжающих в регион туристов из Китая растет. Несколько проектов позволят нам его еще увеличить. В первую очередь автомобильный мост Благовещенск-Хэйхэ и канатная дорога через общую с Китаем реку Амур.
По "канатке" мы нашли нового инвестора с крупным инвестиционным портфелем - компанию "Регион". Уже предоставили земельный участок в безвозмездное пользование на условиях, что он реализует проект. Объявлен международный конкурс на проектирование этой дороги, потому что это будет фасад страны. Такой проект пока единственный в мире. "Канатка" позволит за две минуты пересечь границу между двумя государствами, а это большие перспективы для однодневного туризма.
"Золотая миля" (намывная территория свыше 42 га на берегу реки Амур - ИФ) – еще один проект в туристическом направлении. Долгое время он был заморожен, но мы смогли убедить Минвостока, что его необходимо профинансировать в приоритетном порядке. Нам выделено 600 млн рублей, работы ведутся. Через год приступим к наполнению "Золотой мили" различными объектами, среди которых и канатная дорога.
Там где предполагается прогулочная зона, победил проект компании, которая делала парк "Зарядье", площадь Маяковского в Москве. Если сделают, как нарисовали, то это точно будет центром притяжения туристов. Там же можно разместить музейный комплекс российско-китайской дружбы.
- В какие сроки будут реализованы эти туристические проекты?
- Канатную дорогу мы планируем запустить в 2021 году. Этот же год ориентир и для "Золотой мили", хотя источник финансирования пока не определен. По дорожной карте к первому августа мы должны выйти с обоснованием инвестиций. Это позволит нам выбрать подрядчика при отсутствии проектной документации, которую сам подрядчик и изготовит. Такой вариант ускоряет процесс и улучшает качество, потому что иногда между проектировщиками и подрядчиками возникают трения. При этом мы обсуждаем с различными федеральными ведомствами, в первую очередь с Минвостока, возможность профинансировать этот проект. Ориентировочно его стоимость около 1 млрд рублей.
- Есть прогнозы, насколько это позволит увеличить турпотоки?
- По канатной дороге в короткой перспективе – в 2,5 раза. Китайская сторона уделяет большое внимание развитию своих северных территорий. Это и город Хэйхэ, который расположен напротив Благовещенска, и город Удалянчи в 250 км от Хэйхэ. Удалянчи, что в переводе на русский "Пять больших соединённых озер", – известная китайская здравница, куда приезжает немало туристов из разных районов Китая и их несложно будет привезти в Благовещенск.
- Вы уже приступили к разработке новой стратегии развития Амурской области?
- Я разговаривал с рядом очень известных людей, которые в нашей стране занимаются разработкой таких документов профессионально, попросил их поучаствовать в конкурсе. Важно действительно собрать лучших специалистов, способных оценить потенциал Амурской области. Это же один из самых перспективных регионов в стране, говорю это не потому что губернатор Амурской области, а потому что изучал этот вопрос.
У нас два города президентского внимания - Свободный и Циолковский. Строится космодром с перспективой пилотируемых полетов. Если разделить этот космический проект на три части, то первая уже сделана – построен стартовый стол, вся инфраструктура, строится новый город. Вторая часть – дополнительные стартовые столы для ракет нового класса, третья часть – пилотируемая космонавтика. А это уже высший пилотаж с огромным потенциалом развития науки, дальневосточным "звездным городком" и прочими вещами.
Еще одно важное направление, о котором пока мало говорят, это газовые проекты общей стоимостью более 2 трлн рублей. И только на основании этих двух направлений можно смело говорить о большом потенциале региона, а ведь есть и другие проекты, которые, возможно в других регионах оценивались бы как крупные, но в масштабе тех, которые я указал, они переходят в раздел средних. Так что, повторюсь, у Амурской области большие перспективы.