Дальний Восток / Эксклюзив 2 октября 2017 г. 15:32

Губернатор Хабаровского края В.Шпорт: "Инвесторы видят, что в регионе хороший инвестклимат"

О соглашениях, подписанных на III Восточном экономическом форуме, малом и среднем бизнесе региона, человеческом потенциале территории и о работе на территориях опережающего развития в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Губернатор Хабаровского края В.Шпорт: "Инвесторы видят, что в регионе хороший инвестклимат"

- Вячеслав Иванович, недавно закончился ВЭФ, на котором Хабаровский край представил много интересных инвестпроектов. Расскажите, на чем был сделан акцент, какие соглашения подписали?

- Мы акцентировали внимание на том, чтобы то, что реализовывалось на территории края в предыдущие полтора года, то, что уже реально работает (это территория опережающего социально-экономического развития, свободный порт Ванино, бесплатный гектар), было представлено на Восточном экономическом форуме.

В этом году на форуме мы представляли восемь инвестиционных проектов общей стоимостью почти 60 млрд рублей. Это были проекты из самых разных сфер. Среди них – проект строительства обхода Хабаровска - единственный на Дальнем Востоке транспортно-логистический проект, реализующийся на условиях государственно-частного партнерства. Среди других проектов - строительство горно-обогатительного комплекса "Нони", геологоразведка и опытно-промышленная разработка месторождения коренной платины "Рудный Кондер", разработка золото-серебряного месторождения "Хаканджинское".

На форуме мы заключили 11 соглашений. В основном это соглашения с различными банками (МСП Банк, Российский капитал, Сбербанк, Почтабанк) о финансировании проектов малого и среднего бизнеса. Также мы заключили соглашение о прямом финансировании проекта дороги "Обход Хабаровска" с Газпромбанком и нашим концессионером группой компаний "ВИС" на 43 млрд рублей. Соглашение важное, так как определяет источники финансирования.

Также мы подписали договор с инвестиционной компанией "Регион". У компании много активов по всей России, она заинтересовалась проектом строительства протонного центра в Хабаровске. Пока рано говорить о конкретных цифрах, компания еще оценивает объем инвестиций. Но в любом случае проект масштабный. С появлением такого центра в крае и на Дальнем Востоке будет работать полный комплекс ядерной медицины.

На форуме мы представляли площадку Хабаровского края, чтобы показать потенциальным инвесторам, как в регионе действуют инструменты и механизмы, о которых говорит президент Российской Федерации Владимир Путин.

Нашей задачей было показать инвесторам реальные проекты. А они есть - это проект с японской компанией "Джей Джи Си Эвергрин" (JGC Evergreen), это проект с японской компанией "Соджитс" (Sojitz).

Есть проекты и с нашими крупными инвесткомпаниями. Например, "Скиф-Агро" пришла в Хабаровск и начала строить свинокомплекс на 70 тыс. голов свиней.

Пришла "Грин Агро", крупнейшая компания, которая работает в Приморье.

Стоит отметить, что для региона важны инвестиции в сельское хозяйство, так как в Хабаровском крае не так много сельхозземель. Мы хотим, чтобы и на маленьких участках земли работа шла эффективно, мы делаем ставку на компактное сельское хозяйство.

Недавно начали два проекта с японцами по выращиванию овощей в закрытом грунте. Первый проект уже работает, а второй запустим в октябре. Есть также меморандум по реализации третьего проекта – будем выращивать клубнику.

Также на форуме мы уделили внимание животноводству, молочному производству. Подписали на ВЭФе соглашение с крупной компанией "Русагро", которая готова построить или реконструировать несколько агрокомплексов. Это позволит увеличить поголовье крупного рогатого скота в регионе сразу на 20 тыс. голов.

Считаю, что III Восточный экономический форум прошел для нас успешно. Мы провели все задуманные мероприятия. Кстати, все соглашения, которые мы подписывали на предыдущих форумах, сегодня уже реализуются.

- То есть, "пустых" соглашений нет?

- Нет. Все соглашения в работе, и это важно. На прошлом форуме мы подписали соглашение о создании завода по лесопереработке, а на этом форуме Владимир Путин уже его запустил в городе Амурске. Речь идет о заводе RFP Group. Главный инвестор проекта - Внешэкономбанк.

Приход иностранных инвесторов в Хабаровский край дал толчок нашим инвесторам, и в регионе "наметилась" хорошая конкуренция. Приведу пример: не успели мы встретиться с китайской делегацией и провести переговоры по строительству завода по переработке древесины, как тут же обозначилась московская компания, которая также готова поучаствовать в конкурсе на строительство комбината. Это неплохо. Значит, инвесторы видят, что в крае хороший инвестклимат.

У нас в Хабаровском крае есть фонды поддержки малого и среднего бизнеса, которые сегодня очень успешно работают, есть фонд микрофинансирования, гарантийный фонд. И, конечно же, инвесторы смотрят на кадровый потенциал региона. И мы в ответ делаем упор на продвижение интеллектуального потенциала края, у нас есть предложения, как реанимировать трудовую мобильность в России. Сегодня мы перестраиваем всю систему подготовки кадров, будем вводить новые специальности, менять программы обучения специально под конкретные инвестпроекты.

Кроме того, мы привлекаем людей в край свободным дальневосточным гектаром. И не без гордости скажу, что мы на первом месте в России по принятым заявкам на гектар. По общему числу заявок первая Якутия, затем идет Приморье, мы – третьи. Однако то, что мы лидируем по принятым заявкам, говорит о качестве проработки проекта в крае.

Вообще, мы хотим создать максимально комфортные условия для тех, кто приедет в Хабаровский край, возьмет в пользование гектар. В помощь переселенцам мы выпустили брошюру, в которой описываются 12 бизнес-направлений, которые можно развивать на дальневосточном гектаре.

Например, приехали люди из Санкт-Петербурга, взяли 4 гектара, а что делать – не знают. А мы показываем им уже изученные направления, востребованные в России, в Китае, Корее, Японии. Предлагаем владельцам гектара производить прорывные продукты и поставлять их за рубеж. Ведь внешний рынок для нас не менее значим, чем внутренний.

Приехавшие в регион за гектаром берут за основу те 12 моделей, которые мы им предложили, и начинают работать. Иногда, в процессе проработки, придумывают и свои модели развития проекта дальневосточного гектара.

К настоящему времени благодаря получателям дальневосточного гектара на карте появится новый населенный пункт. То есть, своего мы добились – люди приехали, взяли гектар, остались на Дальнем Востоке жить и работать.

В последнее время мы существенно переформатировали свою работу по улучшению инвестиционного климата. Позвали специалистов из Агентства стратегических инициатив. Они помогли нам увидеть недостатки региона и превратить их в экономические преимущества. Также мы увидели свои недоработки. Могу сказать, что бизнес-сообщество оценило нашу работу.

Сейчас нам необходимо развивать малый и средний бизнес, выводить его на зарубежные рынки. Пока в регионе на зарубежный рынок вышли лишь производители удобрений на базе торфа и компания "Технониколь" с базальтовым волокном.

Между тем, уже меняется структура поставок товаров из России в Китайскую народную республику. Мы начинаем поставлять туда не сырье, а товар - рыбу, макаронные изделия, муку.

На ВЭФе мы говорили о возможных поставках мяса в Китай. Это как раз то направление, которое необходимо грамотно проработать.

Также на форуме я представил президенту РФ Владимиру Путину нашу новейшую разработку – корвет "Совершенный". Спрашивается, а что общего у корвета с малым и средним бизнесом? Объясню. Чтобы сделать качественный корвет, необходимо, чтобы работники завода, на котором его производят, хорошо питались. Общественным питанием, как правило, занимается малый бизнес. А еще важно, чтобы у работников была спецодежда, которую тоже изготавливает малый бизнес. Я говорю о спецодежде, которую не нужно специально сертифицировать - ботинки, рукавицы, куртки, майки, каски и т.д. Номенклатура спецодежды весьма солидная, но большинство таких вещей наши компании закупают за рубежом. А мы считаем, что необходимо как минимум 15% участие малого бизнеса в доле бизнеса больших компаний. Мне кажется, что можно дойти и до 30 или 40% участия, если объемы большие.

Так вот, корвет – это конечная продукция многих предприятий, и малых, в том числе. Сегодня эти предприятия разбросаны по всей России, а мы предлагаем им скомпоноваться на территориях опережающего социально-экономического развития. Создать там, в частности, композитное производство, производство крепежных материалов, агрегатов. И участвовать в производстве конечного, очень дорогого, качественного продукта.

Мы в Хабаровском крае стараемся выстроить бизнес-схему так: есть промышленность, вокруг нее создаются вторая, третья линии переработки. Например, возьмем рыбную промышленность: одни ловят, другие на заводе перерабатывают, третьи продают, четвертые готовят, пятые открывают рестораны, кафе, бары и кормят население. То есть любой продукт можно три-четыре раза переработать. Тем самым мы обеспечиваем занятость населения.

При этом ВЭФ открывает нам возможности общения не только с иностранцами, но и с нашими коллегами из других регионов России – Приморского края, Якутии, Магаданской, Амурской областей, Сахалина. В прошлом году мы показали на форуме быстроходный скоростной гражданский лайнер, и сейчас два таких лайнера заказывает Сахалин.

- На Восточном экономическом форуме был представлен комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре. Удалось ли привлечь инвесторов? Сколько объектов планируется построить в рамках этого плана в следующем году?

- Да, на форуме мы рассказали о своем опыте реализации долгосрочного плана развития Комсомольска-на-Амуре. Мы пока первые в стране, кто занимается развитием отдельного города по комплексному плану. Такое поручение дал нам президент России Владимир Путин. На Дальнем Востоке к этой работе скоро подключится город Свободный (Амурская область) и Магадан. За этот год мы прошли непростой путь – проектировали объекты, начинали строительство, решали вопросы по федеральному софинансированию.

Сегодня могу сказать, что по 2017 году вопросы по финансированию решены. Мы начали строительство 32 объектов, еще 8 объектов на стадии проектирования. На 2018 год мы планируем сдать в эксплуатацию Инженерную школу, ряд дорожных объектов в городе и на трассе Хабаровск-Комсомольск, реконструкция которой также входит в план. Надеемся сдать в срок и драмтеатр.

- На каком этапе находится сейчас реализация планов строительства дороги по обходу Хабаровска?

- Как я уже говорил, на Восточном экономическом форуме мы подписали прямое соглашение о финансировании проекта. Нас поддержал министр транспорта России Максим Соколов. Проект будет финансироваться Газпромбанком и концессионером (11 млрд рублей), а также из краевого (12 млрд) и федерального (19 млрд) бюджетов. Подготовительные работы к стройке уже идут, начать планируем в октябре.

- Действие режима Свободного порта планировалось распространить на Хабаровск и Советскую Гавань, где морской порт может быть интегрирован с Северным морским путем и Байкало-Амурской магистралью. Есть ли потенциальные инвесторы для этих проектов?

- Мы начали работу по данным проектам со II полугодия 2016 года. Минвостокразвития России подготовило и согласовало соответствующий проект федерального закона. Применение режима свободного порта (СПВ) на территории Советско-Гаванского района направлено на развитие мощностей морского порта Советская Гавань, создание новых видов производств, а также повышение логистического потенциала всего транспортно промышленного узла Ванино-Советско-Гаванский район. Мы рассчитываем на пропорциональное развитие территорий этих двух соседствующих районов: Советско-Гаванского и Ванинского (там уже действует режим СПВ).

Сейчас в режиме СПВ уже заинтересованы 13 инвесторов с прогнозным объемом инвестиций более 33 млрд рублей, которые планируют создать более 1,8 тыс. рабочих мест.

Кроме того, по поручению полпреда в ДФО Юрия Трутнева ведется корректировка проекта федерального закона для распространения режима СПВ на пункт пропуска международного аэропорта Хабаровск (Новый). Ожидаем, что до конца года федеральный закон с включением новых площадок СПВ в Хабаровском крае будет принят. Это существенно повысит привлекательность краевой столицы для туристов. Ведь режим СПВ предусматривает преференцию по упрощенному визовому режиму для иностранцев.

- Кто инвесторы данных проектов?

- Это пока закрытая информация. Мы жестко подходим к отбору инвесторов. А то вот, например, в проект Свободной гавани пришел инвестор, начал делать перевалочный угольный терминал, а у него технологии не соответствовали экологическим экспертизам. Мы остановили этого инвестора.

Поэтому сегодня мы заранее говорим всем потенциальным инвесторам – готовьте документацию так, чтобы экспертиза проекта была выполнена вместе с экологической экспертизой. И только тогда мы будем говорить о конкретных суммах, конкретных компаниях. Наша задача - привести все инвестпроекты в соответствие с законом. Если инвестор нарушает закон, мы его остановим.

- Ранее вы говорили о проекте строительства целлюлозно-бумажного комбината. Уже известно, кто его будет строить?

- Пока нет. Действительно, площадка в Амурске привлекает многих инвесторов. В советское время здесь уже работал довольно большой целлюлозно-бумажный комбинат. У нас есть две крупные компании, которые активно интересуются проектом – китайская корпорация China Paper и российская "Новая русская целлюлоза". Пока идет так называемая предпроектная подготовка. Компании оценивают, хватит ли сырья, изучают рынки сбыта, в первую очередь, зарубежные. Мы со своей стороны предоставили обеим компаниям всю информацию об инфраструктуре, лесных участках, льготах по режиму ТОСЭР. Ждем их решения. Мы готовы оказывать максимальное содействие, речь идет об очень крупных инвестициях.

Перед началом работы необходимо и нам, и инвесторам тщательно просчитать все возможные риски. Мы на себя берем инфраструктурные риски: коммуникации, дороги, водоотведение, жилье. Они берут на себя все риски по строительству комбината.

И здесь, в первую очередь, встает вопрос экологии и технологической безопасности. Прежний целлюлозно-бумажный комбинат в Амурске был технологически опасен. И все это прекрасно помнят. Мы должны успокоить местных жителей, боящихся появления нового опасного объекта, и предоставить им результаты экспертиз.

Кстати, я даже приветствую возможную конкуренцию между компаниями-инвесторами, потому что каждая из них будет стремиться предложить новейшие разработки в области экологии. Нам отсталые компании не нужны. Жизнь людей дороже всего. Нам не нужно привлекать инвестора любой ценой, я лично буду контролировать все возможные предложения.

- Расскажите чуть подробнее о сотрудничестве с китайской стороной. Например, о развитии острова Большой Уссурийский. Насколько китайская сторона готова участвовать в проекте строительства гидротехнических сооружений от наводнений и в дальнейшем совместно с Россией развивать остров?

- Недавно мы обсуждали эти вопросы с вице-премьером КНР Ван Яном и секретарем КПК провинции Хэйлунцзян Чжан Цинвэем, которые посещали Хабаровск и российскую часть острова. Сегодня на межгосударственном уровне ведется согласование концепции совместного освоения острова.

Предполагается строительство гидротехнических сооружений, общая протяженность которых составит около 8 км. Это должен быть единый комплекс, как с российской, так и с китайской стороны. Дамба позволит защитить от подтоплений сельхозугодия и планируемые к строительству объекты. В их числе автомобильно-пассажирский пункт пропуска. Кроме того, мы предлагаем совместно продвигать бренд Большого Уссурийского как уникального проекта двух стран. Правительство края принимает активное участие в этой работе и готово оказать поддержку как российским, так и китайским инвесторам.

- В этом году выделено 3 млрд рублей на субсидирование перевозок на Дальний Восток. Этой суммы достаточно? Планирует ли Хабаровский край субсидировать авиаперевозки на Дальний Восток?

- Хабаровский край, конечно, не бедный регион. Мы можем позволить себе софинансировать авиаперевозки, но только в разумных пределах. Сегодня мы софинансируем все внутренние перевозки на территории края, а это 788 тыс. кв. км. Если лететь от Хабаровска до Охотска, в наш самый северный район, на самолете Л-410, то в полете проведешь пять часов. Плюс час на посадку в Николаевске-на-Амуре на дозаправку. Итого полет займет шесть часов.

А билет на такой рейс стоит, как билет до Москвы. И он на 50% субсидируется из краевого бюджета. Охотск, Аян, Нелькан, Тугуро-Чумиканский район - все авиаперевозки в эти северные территории на 50% субсидируются из краевого бюджета. А рейсы Москва - Хабаровск субсидируются из федерального бюджета. Если возникнет необходимость субсидирования этих рейсов из краевого бюджета, то мы рассмотрим такую возможность.

Также мы намерены построить в Хабаровске новый современный аэропорт. Он будет одним из лучших в мире. Мы рассчитываем, что пассажиропоток у него будет 3 млн пассажиров. В настоящее время пассажиропоток – 2 млн пассажиров в год.