После визита на Амурский судостроительный завод (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, где в декабре прошлого года введена процедура конкурсного наблюдения, глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" о дальнейших перспективах предприятия.
- Вячеслав Иванович, будет ли начатая процедура банкротства Амурского судостроительного завода доведена до конца?
- Этот вопрос мы в первую очередь обсудили с главой Объединенной судостроительной корпорации Романом Троценко, вместе с которым посетили завод и провели совещание. В этом конкретном случае внешнее управление является благом, поскольку предприятие было в очень тяжелом состоянии. Всплывали все новые и новые долги прежних акционеров, которые бросили завод. Платить по этим долгам не было возможностей, поскольку это долги и кипрским компаниям, и украинским, - всего около 500 кредиторов. Общее количество судебных процессов достигало 60, поэтому решение суда о введении внешнего управления объективно необходимо.
- Как это отразится на коллективе завода?
- Это облегчает жизнь заводчан. Теперь расчетные счета разблокированы. Можно платить зарплату, не опасаясь, что какие-нибудь кредиторы с Кипра арестуют денежные средства. Сейчас мы проводим реструктуризацию системы управления. Специалисты, которые были выведены на дочерние предприятия завода, возвращаются. Внешнее управление будет длиться до полной нормализации деятельности предприятия. ОСК - основной кредитор предприятия, потому что именно корпорации пришлось гасить задолженность перед Сбербанком, а это 14 млрд рублей. На производстве люди даже не замечают, что есть внешнее управление, зарплата выдается вовремя.
- Повлияет ли внешнее управление на заказы?
- Нет. Завод на 100% обеспечен заказами. Сегодня проблема уже в том, что коллектив не успевает их выполнять. Прежние годы, когда завод имел маленькую загрузку, негативно сказались на способности предприятия выполнять заказы. Многие специалисты ушли из коллектива. Мы видим, что с сегодняшними производственными планами завод справляется с большим трудом. По данным ОСК, острая необходимость составляет 1200 основных рабочих. Рынок труда в Комсомольске-на-Амуре не позволит решить эту задачу, будем приглашать специалистов из других регионов. Ведется техническое перевооружение завода с целью снизить трудоемкость, повысить производительность труда и снизить потребность в рабочей силе.
- Какова сумма долгов на сегодня?
- В общей сложности кредитная масса достигла 20 млрд рублей. Бояться этого не надо. Внешнее управление закончится благополучно. Главная задача - выполнение текущих заказов.
- Вячеслав Иванович, в продолжение кадровой темы. Немаловажный путь решения этой проблемы - создание социальной инфраструктуры. Что в этом направлении делается для АСЗ?
- Важная проблема - это, конечно, жилье. Когда в Комсомольске-на-Амуре не хватает специалистов, и мы пытаемся привлечь их из других регионов, всегда возникает вопрос: где жить? Я встречался с молодежью. Ребята подтвердили, что с завода не ушло бы столько людей, если бы решалась жилищная проблема. Эти вопросы мы рассматриваем совместно с Объединенной судостроительной корпорацией. Вариант решения может быть таким, как на авиационном объединении имени Гагарина. Там мы заложили дом в прошлом году, теперь он будет строиться полным ходом. В ближайшее время заложим дом на Аллее Труда, как раз недалеко от завода.
Дополнительно мы разрабатываем совместно с мэрией систему подготовки кадров. Не зря мы сегодня начали с авиационного предприятия, посмотрели, как там выстроена схема: и технологическая цепочка, и перевооружение, подготовка кадров. Этот опыт надо перенимать и распространять. Наша задача - сблизить предприятия на территории края, чтобы они друг другу помогали, выручали и перенимали положительные примеры на свои производства.
Хорошо, что начато техническое перевооружение судостроительного завода. Объединенной корпорацией закуплено оборудование, которое должно вот-вот подойти. Это тоже решает кадровую проблему. Молодой человек хочет сегодня видеть современное оборудование, тогда он работает с интересом. А если мы еще решим бытовые проблемы: построим детские сады, жилье, то появятся молодые семьи, обзаведутся детьми, им не захочется уехать. Хорошая работа, нормальная заработная плата, нормальные условия жизни и отдыха - вот что закрепляет кадры.
- Вы упомянули о техническом перевооружении завода - а если подробнее? В сравнении с тем же КнААПО.
- Техническое перевооружение КнААПО началось 12 лет назад. Проведена огромная работа, и действительно удалось создать производство мирового уровня. Были вложены существенные средства, в том числе и средства государства, произошло увеличение уставного капитала через федеральные целевые программы. Пока в отношении судостроительного завода этого не сделано. Руководство только начало формировать программу техперевооружения. В этом году подходит новая линия по раскрою металла из Германии. В марте придет новое сварочное оборудование. До конца года установят линию подготовки листа - дробеструйки и окраски. Руководство края освободило завод в это тяжелое для него время от налога на имущество. Это позволяет заводу направлять средства на покупку оборудования. За летний сезон завод откажется от центральной котельной в пользу модульных. Сейчас на территории завода больше 100 километров трубопроводов и теплотрасс, которые нужно содержать, обслуживать. Это колоссальные потери по теплу, которые приходится оплачивать.
Завод не перевооружался последние тридцать лет. Ситуация со средствами, инвентарем очень тяжелая. Молодежь не хочет работать в таких условиях и тратить время на непроизводительный труд. Но, повторюсь, сомнений в заказах нет. На сегодняшний день с помощью председателя правительства РФ заказов столько, что не успеваем выполнять.
- Если существует срыв заказов, есть ли риск, что ОСК откажется от завода в Хабаровском крае в пользу других?
- Вопрос не в пороге терпения, а в правильном расчете возможностей. Амурский завод потихоньку наращивает собственные возможности. Поэтому требовать от него много сложно.
Для нас приоритетом являются заказы военной тематики, поскольку это соответствует специализации завода. Поставлена задача полностью подготовить судно-спасатель по заказу министерства транспорта и завершить его либо на сдаточной базе "Восток" в Приморье, либо в европейской части страны. Скажу так: это не вопрос терпения, а вопрос расчета времени.
- Вячеслав Иванович, новый федеральный закон предполагает создание особой зоны судостроения. Как вы рассматриваете эти перспективы?
- Мы были теми, кто предложил формулировку закона и активно его лоббировали. Он был поддержан руководством страны. Считаем, что закон необходим. В Хабаровском крае планируется организация двух судостроительных зон - в Комсомольске-на-Амуре на базе АСЗ и в Хабаровске на базе Хабаровского судостроительного завода с включением ряда предприятий, которые раньше специализировались на судостроении. Это "Амуркабель", "Хабсудмаш" им. Горького и другие. Планируем закончить эти работы в текущем году.
Будет ряд преференций, которые позволят серьезно заниматься гражданским судостроением: преференции по оплате труда, таможенной очистке и растаможиванию систем и комплектующих, которые приходят под сборку на предприятия. Этот закон заметно облегчит жизнь судостроения, он делает условия работы в этой сфере такими же, как в Корее, Китае, других странах, где производят суда. То есть существенно улучшает нашу конкурентоспособность.