На II Восточном экономическом форуме, проходящем во Владивостоке 2-3 сентября, Камчатка представила четыре инвестпроекта общей стоимостью 18,6 млрд рублей, а своим павильоном в виде извергающегося вулкана и бурлящего гейзера покорила гостей фестиваля "Улица дальнего Востока", открывшегося в рамках ВЭФ. О приоритетных для региона производствах, необычных проектах и "мифах" о крае огнедышащих гор и медведей в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в первый день форума рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
- Владимир Иванович, какие из проектов, представленных Камчаткой на Восточном экономическом форуме, Вы считаете наиболее перспективными для региона?
- Изначально мы готовили программу из девяти инвестиционных проектов, но Минвостокразвития отобрал из них четыре. Они и являются основными для Камчатки.
Первый, и, пожалуй, главный проект - освоение Озерновского золоторудного месторождения в Карагинском районе. Сегодня это- самое крупное из разведанных золоторудных месторождений на Камчатке, его прогнозные запасы составляют 300 тонн золота. Проект строительства на месторождении горно-металлургического комбината представляет компания "Сигма". Чтобы построить ГОК, потребуется порядка 12,5 миллиардов рублей, из них "Сигма" планирует вложить более 9 миллиардов 100 миллионов рублей собственных средств. Речь идет об организации опытно-промышленного производства, потом уже - строительство золото-извлекательной фабрики, ну и всей инфраструктуры.
Это - достаточно сложный объект с географической точки зрения, сложно с логистикой. Но в прошлом году нам удалось присвоить ему статус инвестиционного проекта в части получения из фонда поддержки Дальнего Востока средств на развитие инженерной инфраструктуры. Поэтому я очень надеюсь, что форум и обсуждения в рамках форума дадут инвестору возможность "толкнуть" проект, и он в итоге будет реализован. Ведь ожидается, что в течение 15-18 лет комбинат принесет более 13 миллиардов рублей налоговых поступлений. Из них в региональный и местные бюджеты придут около 10 миллиардов рублей. Для нашего бюджета это очень много. Плюс - создание рабочих мест.
В целом в горнорудном секторе мы планируем получить прирост на тысячу- полторы тысячи новых рабочих мест. Для нас это - хорошая цифра. И, безусловно, с пуском комбината на Озерновском месторождении мы планируем к 2025 году выйти на добычу примерно на 15-18 тонн золота в год. Сегодня регион добывает в пределах 4-5 тонн золота в год благодаря запуску в прошлом году горно-обогатительного комбината на месторождении "Аметистовое". Так что во всем, что касается золоторудного сектора, для Камчатки есть большие перспективы.
Вместе с тем, мы понимаем, что Камчатка - территория с экологической точки зрения очень важная. Многие считают, что пуск подобного рода производств может как-то повредить первозданной природе Камчатки. Но современные технологии позволяют все это делать без каких-либо угроз для природного потенциала. Пока никаких серьезных нареканий к тем, кто работает в горнорудном секторе, со стороны экологов нет. А открытие таких производств дает нам возможность коренным образом изменить жизнь людей на Камчатке. Возможность для региона стать самодостаточным, увеличить долю собственных доходов в консолидированном бюджете.
Второй камчатский проект - строительство аэровокзального комплекса в главном аэропорту полуострова. Он находится в Елизовском районе - на его территорию распространится режим Свободного порта, уже действующий в Петропавловске-Камчатском. В этом году полностью завершена реконструкция всей аэропортовой инфраструктуры - построена взлетно-посадочная полоса, есть все необходимое оборудование. Сегодня наш аэропорт в год обслуживает примерно 500 тысяч пассажиров. А с пуском нового аэровокзального комплекса этот объем, думаю, вырастет до миллиона человек в год. Ну, и, естественно, мы будет предлагать нашим пассажирам и авиакомпаниям, которые будут работать в этом аэропорту, условия, которые сегодня, к сожаления, предоставить не можем.
Проект аэровокзального комплекса по заказу Камчатского авиапредприятия сделали красноярцы, проект получился интересным, красивым. Зона входа в аэровокзал будет оформлена в виде национального жилища местных коренных народов или вулкана, а само здание внешне похоже на рыбу. Стоимость проекта строительства аэровокзального комплекса на первом этапе - чуть больше трех миллиардов рублей, всей инфраструктуры вокруг аэровокзала - это еще плюс семь миллиардов. То есть, стоимость всех работ составит около 10 миллиардов рублей. Мы хотим реализовать проект на условиях государственно-частного партнерства. Сейчас активно занимаемся вопросами подготовки документов, связанных с возможностью привлечь инвесторов. Для этого нужно разделить авиационную деятельность и аэропортовую. До декабря мы планируем создать "дочку" Камчатского авиационного предприятия, это будет новая компания "Международный аэропорт "Петропавловск-Камчатский", она займется организацией аэропортового обслуживания пассажиров и самолетов. После этого можно будет уже напрямую начинать работать с потенциальными инвесторами. Таких уже четыре, они готовы вложиться в строительство. Внутри здания аэровокзала они, конечно, могут проект перерабатывать, может, каким-то образом даже удешевить его, если найдут такие возможности. Единственное условие, которое мы выставляем - чтобы внешний облик комплекса оставался с камчатским колоритом, мы будем на этом настаивать.
Ну и два проекта - из сферы сельского хозяйства. Это - строительство тепличного комплекса на площади примерно в пять гектаров и создание птицефабрики "Камчатский бройлер" в Елизовском районе на площадке ТОР.
Производительность тепличного комплекса будет примерно три тысячи тонн зелени в год. Это, в первую очередь, овощи закрытого грунта - огурцы и помидоры, то, что сегодня необходимо Камчатке. Жители региона потребляют их достаточно большое количество - порядка 17 тысяч тонн в год, и, по большей части, эти овощи привозные, в основном, китайского производства, что не нас не очень устраивает по качеству и по стоимости. Камчатские фермеры и частные предприятия производят только 10 процентов от этих объемов. Благодаря запуску проекта в Термальном мы хотим нарастить производство овощей где-то процентов до 25 от необходимого объема, чтобы уменьшить долю завозной продукции. Поэтому Камчатка очень заинтересована в создании такого тепличного комплекса. Его стоимость - чуть больше миллиарда рублей.
О проекте строительства птицефабрики "Камчатский бройлер" (его стоимость - миллиард 700 миллионов рублей). На Камчатке давно - практически с советских времен - не производили охлажденное мясо птицы, была только привозная "заморозка", в основном, из российских регионов. В этом году мы вместе с бизнесом запустили в поселке Зеленый производство мощностью где-то три с половиной тысячи тонн мяса птицы в год, но этого для Камчатки мало, наши жители потребляют примерно 17 тысяч тонн этого мяса. С окончанием строительства птицефабрики "Камчатский бройлер" - это где-то 2018 год - планируем выйти на производство до шести с половиной тысяч тонн мяса птицы в год, то есть, на цифры, которые позволят практически заместить завозную продукцию местной, да еще и не замороженной, а охлажденной.
- Есть ли интерес к Камчатке у инвесторов и партнеров в рамках форума? Подпишет ли здесь регион какие-то соглашения?
- В период подготовки к форуму нам поступило около 30 предложений о встречах, обсуждении проектов. Речь шла о представителях Японии, Кореи, Китая, Германии. Будем встречаться, обсуждать...
Что касается подписаний. В четверг в рамках форума мы подписали соглашение с компанией РусГидро, касающееся развития большой энергетики. Будем вплотную с ним работать, причем, упор делать на возобновляемые источники производства электроэнергии, в первую очередь, на геотермальную энергетику. На территории Камчатки геотермальные станции присутствуют, соответствующий опыт у нас есть. Большой потенциал Камчатка имеет и в части строительства гидроэлекстростанций на реках. Такой опыт у нас тоже есть, и хотелось бы эту тему обязательно продолжить - в первую очередь для того, чтобы снять напряжение в части генерации центрального энергоузла, обеспечивающего электроэнергией Петропавловск-Камчатский и юг полуострова, уйдя от привозных энергоносителей.
Кроме этого на ВЭФ Камчатке предстоит подписание меморандума с республикой Корея о строительстве комплекса краевой больницы. Изначально, когда вообще возникла идея строительства больницы, мы рассчитывали на его финансирование по линии российского Минздрава. Но к сожалению, сегодня, учитывая общее финансовое состояние, это невозможно. Стоим в листе ожидания в Минздраве, но сколько будем ждать - я не знаю.
У нас были предложения от европейских партнеров в части предоставления кредитов, но с экономической точки зрения эти предложения звучали для нас нереально. Поэтому мы начали строить больницу собственными силами, вложили уже около полумиллиарда рублей. Но понимаем, что нам сегодня самим построить этот комплекс будет сложно. Стоимость проекта - порядка 11 миллиардов рублей. Ищем инвестора. С корейской стороной практически в течение года очень плотно работали по этому направлению. Не так давно на Камчатке работала большая группа специалистов Института развития индустрии здравоохранении Кореи, которые пришли к выводу, что они могут построить для нас эту больницу. Мы проговорили несколько вариантов. Один из них - это финансирование строительства больницы, в будущем - насыщение ее необходимым оборудованием и дальнейшее его обслуживание.
Также с представителями корейской компании наша камчатская компания "Город 415" в пятницу подпишет соглашение о строительстве рыбоперерабатывающего завода и завода по производству жестяно-баночных изделий в интересах рыбной промышленности. Инвестиции с корейской стороны должны составить порядка семи миллионов долларов, ну а то, что качается камчатской компании, то она в этот проект будет вкладывать собственные средства в размере около трех миллионов долларов.
- На Ваш взгляд, как Камчатка выглядит в плане инвестиционной привлекательности на фоне других дальневосточных регионов?
- Не хотел бы, чтобы нас сравнивали с нашими соседями. У каждой территории есть свои особенности, их надо учитывать. У нас есть бренд "Камчатка". Мы готовы обсуждать любые варианты сотрудничества в любой сфере деятельности для развития экономики нашего региона - рассматривать предложения в сфере туризма, в гостиничном бизнесе, транспортно-логистической составляющей... Камчатка долгое время оставалась землей неизведанной. Многие приезжают к нам и удивляются, что у нас есть дороги, есть дома многоэтажные. Думают, что на Камчатке какой-то медвежий край - есть рыба, есть медведи, вулканы и все. На самом деле - не так. Камчатка - интенсивно развивающаяся территория. У нас очень много интересных предложений для бизнеса. Конечно, у бизнеса есть опасения в части логистики, в части климатических условий. Но сегодня федеральное законодательство, госполитика в отношении Дальнего Востока говорит бизнесу: "Заходите! Есть очень много интересных предложений и есть преференции для реализации ваших проектов". Поэтому полагаю, что надо просто приехать и посмотреть на Камчатку по-новому. Любую сферу деятельности возьмите - мы готовы сделать предложения, поддерживать бизнес, давать ему "зеленый свет".
- Наверняка сейчас увеличился поток туристов на Камчатку?
- Поток иностранных туристов не очень увеличился, а вот наших российских туристов стало приезжать в несколько раз больше, чем еще пару лет назад.
- А гостиниц хватает?
- Нет. С отелями у нас проблема. Хотя в зонах отдыха на термальных источниках, в центральной Камчатке что-то уже появляется. Но в самом краевом центре с гостиничным фондом достаточно сложно. В этом году нам удалось договориться с нашим бизнесом - камчатская авиакомпания "Витязь-Аэро" начала строить пятизвездочный отель в историческом центре Петропавловска-Камчатского, и я думаю, что через два года мы такой отель получим. Что касается сетевых гостиниц международного класса, то мы несколько лет пытаемся привлечь внимание отельеров, но пока они только наблюдают со стороны. Ждут большего потока туристов с тем, чтобы гостиницы не простаивали. Сейчас в Петропавловске-Камчатском завершается строительство морвокзала. С ним и аэровокзалом, который построим, увеличится пассажирский поток, будет больше приезжать туристов. Я думаю, тогда отельеры придут и будут строить.
- В рамках ВЭФ проходит фестиваль "Улица дальнего Востока". Чем Камчатка удивляет гостей?
- Мы сделали свой павильон в виде бурлящего гейзера, корякских национальных жилищ, действующего вулкана. Мы ведь не просто набрали гальки с берега бухты, а привезли настоящую лаву и песок с наших вулканов. Вот корякский чум, который там стоит - мы привезли его из самой Корякии, из Паланы. Например, кухлянка настоящая представлена - такую корякские женщины шьют в течение лет 30-ти, сразу после замужества начинают. Мы придерживались идеи, чтобы человек, придя на нашу экспозицию, ощутил реалистичность всех этих вещей, захотел потрогать их руками.
Да, в камчатском павильоне представлены и промышленные проекты региона. Но, вместе с тем наша экспозиция показывает животный мир Камчатки, природу, людей, которые у нас живут, она пропитана национальным колоритом и очень человечная. На Камчатке живет много патриотов своей земли. Я тоже отношу себя к таким людям. И, мне кажется, что мы сделали очень познавательную, реалистичною, самобытную экспозицию, которая показывает красоту Камчатской земли и душу ее жителей. А это - главное, с чем мы сюда приехали...