Эксклюзив 7 сентября 2021 г. 12:57

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов:

"Люди начали получать отдачу от дальневосточных режимов преференций"

"Люди начали получать отдачу от дальневосточных режимов преференций"
Фото предоставлено пресс-службой губернатора Камчатского края

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов на полях VI Восточного экономического форума рассказал "Интерфаксу" о главных для региона подписанных соглашениях, перспективах развития туризма в крае, региональном проекте, обеспечивающем камчатцев лососем по 50 рублей за килограмм, значении полуострова в развитии Севморпути и роли "прививки красотой Камчатки" в миграционной политике.

- Владимир Викторович, каким стал для Камчатки VI Восточный экономический форум? Какие из подписанных на нем соглашений, на ваш взгляд, наиболее важны для региона?

- Я модерировал одну из ключевых сессий форума, которая была посвящена тому, как нам дальше конкурировать за инвестиции. На ней один из участников, раскладывая зарубежный опыт, говорил, что есть, всегда стадия развития, так скажем, преференциальных режимов или работа по привлечению инвестиций. Есть начальная стадия, есть зрелость, есть получение результатов. Вот сейчас мы находимся в точке перехода из начальной стадии к зрелости. До сих пор мы говорили, что запускаются новые режимы - территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, выравнивание тарифов на электроэнергию, дальневосточный гектар и так далее. Это был запуск, над которым работали все дальневосточники. А сейчас мы впервые начинаем ощущать результаты, эффект для людей. В этом и есть зрелость. И вот для меня шестой экономический форум - про это. Мы слышим, что говорит президент. Он говорит о том, что люди ждут: медицина, транспорт, развитие территорий, преображение городов, о необходимости развивать территории вокруг потребностей людей. И это все является как раз результатом работы по привлечению инвестиций. То есть, инвестиции не ради инвестиций, а ради создания экономического благополучия людей, вот этого эффекта, который мы начинаем ощущать. Для меня это - главное. И это основное, чего нам в 2021 году удалось достичь.

Если говорить про Камчатку, то мы действовали сфокусированно. Цели, которые ставили перед собой, нам удалось достичь. Объективный ограничительный фактор этого года в том, что форум был больше российским, чем международным. Но для Камчатки в этом тоже есть плюс. Мы запустили новый подход и видим, что на российском уровне смотримся достойно, конкурентоспособно. За проекты не стыдно. Наша следующая задача - выйти на международный уровень подготовленными, чтобы опять говорить не про намерения, не про общие декларации, а так же предметно, как сейчас мы на российском уровне отработали, на следующей точке отработать уже с нашими международными партнерами.

На форуме Камчатка заключила 18 соглашений. Но дело - не в количестве соглашений, а в их значении. Я просто приведу несколько примеров.

С частным инвестором ООО "ИнтерКамСервис" договорились, что он будет строить магистральную волоконно-оптическую линию связи общей протяженностью более 800 километров до Оссоры. Это - отдаленный поселок на севере Камчатки. Стройка пройдет без привлечения значительного количества бюджетных средств - частник вкладывается. Мы немного софинансируем, и через два года оптоволокно будет в Оссоре. В следующем году эта линия связи уже придет в поселок Палана - административный центр Корякского округа. Строительство оптиковолоконной линии в отдаленные районы Камчатского края пройдет по поручению президента, которое он дал год назад.

С министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и ООО "Н2 Чистая Энергетика" мы подписали трехстороннее соглашение, обеспечивающее проработку создания водородно-энергетического кластера на базе Пенжинской приливной электростанции. Планируется предварительно изучить проект строительства такой электростанции в Пенжинской губе. Это северо-восточная часть залива Шелихова Охотского моря. Высота приливов там достигает 13 метров.

Подписано соглашение между Камчаткой и Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", расширяющее для ребят из нашего региона возможности высшего образования, сохраняя при этом их тесную связь с родным краем.

Мы подписали соглашение с ООО "Рашэн Мэнэджмэнт Хотэл Кампани" о строительстве в Петропавловске-Камчатском двух гостиниц, отвечающих международным стандартам.

В следующем году планируем запустить программу чартерных перевозок на Камчатку с TUI Россия - крупнейшим чартерным оператором.

- Насколько готова туристическая инфраструктура Камчатки к чартерной программе?

- Уже запущены проекты, которые в горизонте двух лет позволят нам принимать кратно, а может и на порядок больше туристов, чем сейчас. Это ввод нового терминала аэропорта в Елизово. В этом году мы закончили строительство очень серьезных автомобильных дорог. Реконструкция гавани в центре Петропавловска-Камчатского. Ну и, конечно, это строительство крупных объектов размещения: отель высокого уровня в центре Петропавловска-Камчатского, который будет введен в конце следующего года; парк "Три вулкана" с мощностью 100 номеров только на первом этапе; с десяток проектов более мелкого уровня, каждый из которых дает нам от 80 до 150 номеров абсолютно разной категории - начиная с хостелов и гостевых домов, заканчивая объектами для самых взыскательных гостей.

- Каков сейчас турпоток на Камчатку и какие на него планы?

- Показателя по турпотоку в 2021 году еще нет. Но могу сказать, что в нехарактерном 2020-м при нулевом первом полугодии мы не сильно упали по турпотоку по итогу года за счет существенной активизации внутреннего туризма. В пике турпоток составил примерно 200-250 тысяч человек, в два раза превысив пики прошлых годов. Планируем вырасти до миллиона туристов в год. Нет задачи возить на Камчатку десятки миллионов человек. Наша задача, чтобы эти люди бережно относились к природе, и чтобы местные жители были вовлечены в туристическую сферу. Для меня главный показатель - создание рабочих мест в туризме. К 2025 году мы планируем создать десять тысяч новых рабочих мест в этой сфере. Для Камчатки это громадная цифра. Для сравнения: у нас в рыбохозяйственной сфере - основной системообразующей отрасли региона - на пике сезона работает до 18 тысяч человек. Для меня главное, конечно, люди и человеческий капитал. Потому что туризм строится не на дороге и не в аэропорту. Туризм строится на людях. Если есть человек, который способен обеспечить сервис, он построит и дорогу, и линию электропередачи, и дом, и колодец выроет, чтобы принять гостей. А если нет такого человека, то и дорога будет пустой, и скважина простаивать. Поэтому для меня абсолютно первично - люди.

- Не могу не спросить о ситуации с авиакомпанией "Витязь-Аэро", лишенной права выполнять пассажирские перевозки после крушения ее вертолета с туристами на Курильском озере. Росавиация завершила проверку этой компании. По Вашим прогнозам, когда следует ожидать возобновления полетов?

- Этот вопрос лучше задать Росавиации, они принимают это решение. Надеюсь, что полеты возобновятся в ближайшее время, когда Росавиация убедится в 100-процентной гарантии их безопасности. Я, как руководитель региона, конечно, заинтересован в работе таких крупных операторов. Для меня "Витязь-Аэро" - важнейший партнер. У них есть 23 вертолета, а у нас вертолет - это основа перемещения по полуострову. Компания много инвестировала в развитие - построен аэровокзальный комплекс, качественная вертолетная площадка, сейчас строится взлетно-посадочная полоса. Мы поддерживаем "Витязь-Аэро" и через механизм ТОР, и через субсидирование перелетов. Но при всем этом задачи Росавиации предельно ясны - случилась трагедия, в ее причинах нужно разобраться и устранить замечания, прежде чем полеты возобновятся. Отчет об устранении замечаний авиакомпанией представлен. Я надеюсь, что в ближайшее время решение будет принято.

- Камчатка - рыбодобывающий регион. Как в этом году проходит лососевая путина?

- По лососевой рыбалке можно сказать однозначно - путина удачная, хорошая. Камчатка - главный рыбный регион страны, и для наших рыбаков это большое подспорье. Но дальше возникают свои сложности и дисбалансы - дефицит провозных мощностей, холодильников. Будем эти проблемы решать. Что касается зимне-весенней минтаевой путины, то тут свою роль сыграла международная обстановка. Зарубежные партнеры создали серьезную проблему - у нас был закрыт экспорт минтая в Китай, который традиционно является главным потребителем. Основной объем минтая из Китая идет потом в европейские страны. И принято однозначное решение, что мы будет уходить от реэкспорта. Задача поставлена вице-премьером -полпредом президента Юрием Петровичем Трутневым - в течение двух лет перейти к полной переработке минтая на российском берегу, или на российских судах. Мы на Камчатке активно включились в эту работу. Два завода уже проектируются, и я думаю, что как раз в двухлетний период их строительство будет реализовано благодаря поддержке механизма инвестиционных квот.

- Немножко были шокированы ценами на красную икру в регионах Дальнего Востока... Когда пошла первая камчатская икра, в Хабаровске, например, ее стоимость доходила до восьми-девяти тысяч рублей за килограмм...

- В отношении цен на продукцию: ну, во-первых, это каждый год происходит. Когда только первая рыба подходит, всегда цены взлетают. В целом - да, мы видим, что на икру цены растут. Тут оценку дает Федеральная антимонопольная служба. Я знаю, что они свою работу тоже проводят, уверен, что выводы будут сделаны. Сейчас цены стабилизировались. Более того, мы в рамках регионального проекта "Камчатская рыба" обеспечили наличие свежей икры горбуши по три тысячи рублей за килограмм, она есть. А рыба - горбуша, доступна была во время ее подходов по 50 рублей за килограмм. Нигде в стране такой цены нет. Мы будем эту программу продолжать и развивать - сезонная рыба по доступной цене через торговую сеть без очередей, какого-то там ажиотажа. В магазинах есть отделы "Камчатская рыба", там ценник, на ценнике написана оптовая цена производителя, скидка к оптовой цене 20-30 процентов, наценка торговой сети - не более пяти-семи процентов, итоговая цена для потребителя. Все это на ценнике написано. И люди имеют возможность получить сезонную рыбу: во время лососевой путины - горбуша, во время минтаевой - минтай, кальмар, камбала, треска. Круглый год эта программа будет работать.

- Камчатка, можно сказать, стоит на Северном морском пути. По нему с полуострова уже были отправлены пробные партии рыбопродукции. Какие перспективы в этом направлении?

- Северный морской путь президент обозначил как флагманский проект. Камчатка - ключевая точка Севморпути, потому что это - наиболее удачный порт, в котором возможна перегружать грузы с судов ледового класса на суда общего класса. И первый такой проект -по перевалке сжиженного природного газа - на Камчатке уже реализуется, его реализует компания НОВАТЭК. Свои сложности тут есть. И как ответ на них президентом поддержано наше предложение о том, чтобы создать регулярную линию контейнерных перевозок с Камчатки в центральную часть России. Проект будет поддерживать Минвостокразвития. От разовых проводок мы будем переходить к регулярному транспортному сообщению. Могу лишь добавить, что сегодня Северный морской путь - это конкурентноспособный транспортный коридор по цене и по времени. Примерно, две недели в пути, 15 рублей за килограмм... Это очень хорошие цифры. А по мере увеличения грузопотока они будут еще существеннее улучшаться.

- Вы начали разговор с того, что ориентированы на людей. Что на Камчатке происходит в этом году с демографией?

- 2021 год - нетипичный, здесь какие-то выводы делать сложно. Камчатский край не является исключением, нас затронуло повышение смертности. Что касается оттока людей с полуострова, то в целом он сократился, хотя и сохраняется. Общие тенденции действуют и на Камчатке. Но я не сторонник ориентироваться на общие цифры, в миграционных потоках по крайней мере. Разделим естественную демографию и миграционную. В естественной, конечно, очень важно превалирование рождаемости над смертностью. Тут мы очень рады, что решения принимаются на уровне президента по дополнительным мерам стимулирования рождаемости и развития демографических процессов. А что касается миграции, здесь важно не количество, а качество. И на это четко делаю ставку. Мой приоритет - чтобы самые лучшие, подготовленные ребята с Камчатки, отучившись в зарубежных университетах, потом возвращались работать в родной край. Как я говорил, мы подписали соглашение с исследовательским университетом "Высшая школа экономики" о том, что такие программы для региона будут реализованы. Когда, с одной стороны, ребята имеют возможность учиться в лучших университетах мира, а с другой стороны во время обучения они не теряют связь с Камчаткой. Они делают проекты, посвященные Камчатке, с работодателями в контакте, они имеют возможность претендовать на дополнительную стипендию от края. С этого года все, кто учатся по целевому обучению, получают стипендию до 12 тысяч рублей в месяц и возможность раз в год бесплатно слетать домой. То есть, я не сторонник ограничивать все обучение на Камчатке, это невозможно, мы маленький регион. Моя задача - дать возможность ребятам получить конкурентноспособное образование, но при этом сохранить связь с родным краем.

-А как можно гарантировать возврат отучившихся камчатцев на полуостров?

-Гарантировать возврат нельзя и не нужно. Нужно создать возможности и заинтересовать ребят в возвращении. А для этого мы все меры принимаем. Здесь главный рецепт звучит просто - дать конкурентноспособную возможность для трудоустройства, для самореализации. И Камчатка такие возможности предоставляет. Есть и психологические вещи, стереотипы, которые сложились. И с ними тоже нужно бороться. Один пример приведу. С этого учебного года каждый выпускник камчатских школ получил бесплатную поездку в заповедную Долину гейзеров за счет средств краевого бюджета. Я сейчас на 1 сентября встречался с ребятами, которые пошли в 11-й класс. Спрашиваю: "кто из вас был в Долине гейзеров?" Ни одной руки. Не одна-две - ни один человек не был. А в следующем году они все слетают в Долину гейзеров. Перед шагом во взрослую жизнь выпускники получат, ну если хотите, прививку красотой Камчатки. Я уверен, что это тоже сильно на них повлияет.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще