Магаданская область на втором Восточном экономическом форуме во Владивостоке представила несколько инвестиционных проектов, связанных с горнодобывающей промышленностью и новыми туристическими маршрутами. Проект по созданию Омсукчанского угольного кластера уже вызвал интерес у государственных структур и иностранных инвесторов. Чем далекий северный регион может удивить своих гостей и как развивается Колыма в непростых экономических условиях, в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" на полях форума рассказал губернатор Магаданской области Владимир Печеный.
- Владимир Петрович, ваш регион - постоянный участник различных выставок и форумов. С какими из представленных на ВЭФ проектами связываете свои ожидания?
- Восточный экономический форум - отличная площадка для обмена опытом с коллегами, обсуждения наболевших вопросов, ну и главное - привлечения инвесторов, а также реальная возможность продвигать территорию, знакомить с проектами, которые способствуют динамичному развитию. А ожидания всегда связаны с проектами, направленными на развитие нашей территории.
Например, реконструкция колымской жемчужины - бальнеологического курорта "Талая", единственного на северо-востоке России. Ежегодно сюда приезжают порядка четырех тыс. человек - жителей Магаданской области, соседних Якутии и Чукотки.
Проект включает в себя реконструкцию существующего санатория "Талая", строительство фитнесс- центра, боулинг -центра, аква - парка, а также строительство ВЛ 220 кВ до поселка Талая и реконструкцию автоподъезда к нему. Главные преимущества санатория - наличие воды и грязей с редкими целебными свойствами, которые активизируют обменные процессы и способствуют восстановлению организма.
Важно, что на Земле есть только два места с похожими характеристиками воды – Франция и Хабаровский край. Запасов месторождений воды и грязей достаточно на 100 лет работы курорта. Санаторий расположен на высоте 720 метров над уровнем моря. Со всех сторон окружен высокими сопками с густым хвойным лесом (кедровый стланик, даурская лиственница). Живописные окрестности и зимой, и летом. Годовая сумма часов солнечного сияния составляет 1822 часа, что больше чем на курортах Кавказа.
Нельзя не отметить, что на курорте успешно лечат такие заболевания, как бесплодие, ревматизм, артроз, остеохонодроз, бронхит, язвенную болезнь, гайморит, тонзилит и многие другие. Общая сумма инвестиций – 8,6 млрд рублей.
Еще один важный инвестпроект "Строительство горно-металлургического комплекса на базе золоторудных месторождений "Павлик", "Павлик-2" и "Родионовское".
В Магаданской области наблюдается положительная динамика добычи золота. Вот только несколько цифр - с 2008 -го по 2015 годы добыча возросла с 14,6 до 24 т. Добыча золота из россыпных месторождений увеличилась с 10 до 15 т, а из рудных месторождений с четырех до 9,5 т. То есть отрасль стабильно развивается, несмотря на колебания мировых цен на золото и финансовые кризисы, которые произошли за это время.
Яно-Колымская золоторудная провинция, а именно на нее регион возлагает большие надежды, находится на территории Магаданской области и Республики Саха (Якутия). На Колыме расположены девять из 14 наиболее перспективных для геологоразведки и добычи объектов: месторождения Наталкинское, Павлик, Дегдекан, Верхний Хакчан, Токичан, Игуменовское - Родионовское, Олбот, Чумыш, Осадочный. По разным оценкам специалистов, ресурсный потенциал магаданской части провинции оценивается почти в пять тыс. тонн золота.
Инициатором работ строительства горно-обогатительного комплекса на базе месторождений "Павлик", "Павлик-2" и "Родионовское" выступает ОАО "ЗРК "Павлик" (входит в состав ИК "Арлан"). На ВЭФ представлены новые проекты - развитие минерально-сырьевой базы месторождений Павлик, Павлик-2 с общим приростом запасов до 250 тонн. Прогнозные ресурсы золота на месторождении Родионовское добавляют еще 100 т. В перспективе на этих трех месторождениях ежегодно планируют получать до 18,5 т золота. Стоимость проекта оценивается в 45,6 млдр рублей. На предприятии уже завершаются пусконаладочные работы. Ввод объекта в эксплуатацию позволит добывать до пяти млн тонн руды и 6-8 тонн золота в год.
- Чем уникален проект по созданию угольного кластера в Магаданской области, который уже вызвал интерес у инвесторов?
- Он включает в себя несколько угольных разрезов вблизи поселка Омсукчан, всесезонную автодорогу и угольный терминал на берегу Охотского моря.
Разведанные запасы угля под открытую отработку составляют более 100 млн тонн с перспективой дальнейшего прироста. Уже инвестировано в геологоразведку около одного млрд рублей. Основными элементами реализуемого проекта являются: строительство и отработка угольных разрезов общей мощностью более трех млн тонн угля в год, проектирование и строительство экспортного угольного терминала в районе бухты Пестрая Дресва, который сможет обслуживать также и сторонние грузы, реконструкция автодороги общей протяженностью порядка 130 км от поселка Галимый Магаданской области до бухты Пестрая Дресва.
Преимуществами продукции будущего угольного кластера станут высокое качество сырья и получаемых концентратов. Свойства угля Омсукчанского бассейна определяют направления его использования. Это металлургия черных и цветных металлов, производство ферросплавов.
Комплекс по производству и перевалке металлургического угля в Магаданской области требует 25 млрд рублей на развитие. Предполагается, что в течение 15 лет угольный кластер выйдет на оборот до 75 млрд рублей, а его ежегодный объем сбыта достигнет трех млн тонн концентрата. Потребителями могут стать металлургические и ферросплавные предприятия АТР (Южная Корея, Япония, Китай, Тайвань, Вьетнам).
Инициатор проекта и в перспективе якорный резидент территории опережающего развития (ТОР) - ЗАО "Северо-восточная угольная компания", входящая в Группу компаний "Ист". В качестве формы участия в проекте предлагается вхождение в акционерный капитал компании, объединяющей производственные активы Сахалина и геологоразведочные объекты Магаданской области.
- К слову, о ТОРах. Была информация о том, что институт Особой экономической зоны (ОЭЗ) может быть признан, скажем, не совсем эффективным, поэтому приоритет отдадут ТОРам. Между тем, в Магаданской области действует режим ОЭЗ, наработан большой опыт. По вашему мнению, на сколько действенным будет ТОР в регионе или все-таки ОЭЗ тот самый инструмент, который стоит использовать?
- Между ТОР и ОЭЗ ставлю почти знак равенства. Действительно, режим Особой экономической зоны в Магаданской области действует с 1999 года, как один из инструментов стимулирования инвестиционной деятельности предприятий. Он направлен не только на поддержку отдельных крупных промышленных инвестиционных проектов, но и на развитие строительства, энергетики, социальной сферы. То есть позволяет создать правовое пространство для развития всех отраслей экономики Магаданской области в комплексе.
Работа режима ОЭЗ за эти годы отлажена, сформирована нормативная база для предприятий, урегулированы правила применения налоговых и таможенных освобождений.
Подчеркну, что наличие статуса участника ОЭЗ дает возможность предприятиям значительно сокращать расходы на приобретение импортного оборудования, снижать себестоимость производимой продукции. В целом, это серьезная поддержка на этапе ввода в эксплуатацию новых производств, когда необходимо применять современные технологии. Именно поэтому руководство страны поддержало продление режима ОЭЗ на Колыме до 2025 года, когда возникла угроза его закрытия.
Задачи региональной власти изменились - необходимо было разработать новые, дополнительные инструменты для получения хозяйствующими субъектами статуса участника Особой экономической зоны, определить меры по их поддержке с учетом международных обязательств РФ.
Была проделана огромная работа, и сегодня предприятия могут получить статус участника Особой экономической зоны при реализации ими проекта, который предусматривает капитальные вложения в создание и развитие инфраструктурных проектов, развитие производства и в мероприятия по обеспечению социальной стабильности на территории Магаданской области.
Кроме того, появились дополнительные возможности освобождения от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Я говорю о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоге на добавленную стоимость (НДС) и налоге на прибыль в федеральной доле. То есть, это фактически те же инструменты, используемые при работе ТОРов.
Считаю, что действие Особой экономической зоны на территории Магаданской области, безусловно, эффективно и впредь мы планируем совершенствовать механизмы ОЭЗ. Возможно, добавим каким-то инструменты ТОРов - пониженную ставку на социальные налоги, например. Процесс идет, будем развиваться и дальше.
Однако наличие Особой экономической зоны не исключает создание территорий опережающего развития в регионе. Закон запрещает открывать ТОРы в черте ОЭЗ, поэтому мы готовим проекты, предусматривающие разработку ТОРов за пределами Особой экономзоны. Один из них - курорт "Талая", о котором я уже говорил.
- В каком состоянии проект реконструкции аэропорта "Магадан"? Удалось ли привлечь инвесторов?
- Реконструкция аэропорта "Магадан" продолжается в рамках федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Есть определенные проблемы, но переустройство первой очереди проекта уже завершается, готовимся к реализация второй, которая будет включена в другую программу - "Развитие транспортной системы России" - это происходит в рамках госпрограммы и государственных инвестиций.
В целом, это перспективный проект, с реконструкцией инфраструктуры, всевозможными конструктивными элементами - дренажной, светосигнальной системы, ну и, конечно, взлетно-посадочной полосы. Эта работа выполняется, идет подготовка проекта по реконструкции пассажирского терминала. Он в рабочем состоянии, но не соответствует современным требованиям. Ищем инвесторов в этой части проекта.
- Говоря о реконструкции аэропорта, нельзя не спросить о транспортной доступности. В Магаданской области, как известно, есть определенные сложности. Скажите, ситуация меняется, удается расширить географию полетов?
- За последние несколько лет транспортная доступность значительно улучшилась. Аэропорт "Магадан" способен принимать самые большие типы воздушных судов. Колымская столица теперь связана со всеми административными центрами Дальнего Востока, за исключением Южно-Сахалинска. Острой потребности в этом направлении нет, но желающие добираются в этот регион через Хабаровск. Поддерживаем и внутрирегиональную авиацию.
Что касается центральных районов страны, то и здесь особых проблем не существует. Пять авиакомпаний - "Якутия", "Аэрофлот", "Россия", ВИМ-авиа" и "Икар" доставляют колымчан в Хабаровск, Москву, Новосибирск, Иркутск, Краснодар, Симферполь и другие города.
Вопрос ценовой политики, конечно, очень сложный. Есть субсидированные авиабилеты практически по всем направлениям, но такие перевозки предназначены, как известно, для молодых людей в возрасте до 23 лет и тех, кому исполнилось 55 лет. Цены вполне лояльные и, конечно, хотелось бы, чтобы субсидированные тарифы распространялись на все категории жителей Магаданской области.
Этот вопрос мы постоянно озвучиваем, поднимаем на всех уровнях. В рамках взаимодействия с авиакомпаниями заключаем соглашения по сдерживанию цен на авиабилеты для работников бюджетной сферы. Думаю, на федеральном уровне к теме авиатарифов должны относиться с большим вниманием, ведь добраться в Магаданскую область можно только самолетом. И такую возможность должны иметь все люди.
Вопрос ценообразования является одним из сдерживающих факторов транспортной доступности. Поддержку государства имеют пенсионеры, работодатели один раз в два года оплачивают проезд в отпуск. Но полная компенсация проезда по высокой стоимости авиабилетов - тоже проблема для руководителей предприятий, приходится увеличивать расходы бюджета. Поэтому все северные регионы заинтересованы в снижении цен на авиабилеты. Уже создана рабочая группа по транспортной доступности, куда входят все дальневосточные регионы.
- Сегодня перспективы развития Колымы связаны и с планами компании "Роснефть", которая начала пробное бурение на шельфе "Магадан-1"?
- Компания "Роснефть" провела предварительные исследования, уточнила существующие прогнозы залежей нефти и газа на примагаданском шельфе. Напомню, "Роснефть" владеет тремя лицензиями на участках "Магадан-1", "Магадан-2", "Магадан-3" в акватории Охотского моря.
В этом году специалисты провели разведочное бурение на участке "Магадан-1", оно завершилось. Получен материал, который в течение длительного периода будет исследован в лабораториях, чтобы уточнить прогнозы. Компания примет решение в зависимости от результатов.
Прогнозы ведь появились не на пустом месте. Я верю науке, рассчитываю на то, что прогнозы подтвердятся, и добыча нефти станет новым этапом в развитии Колымы и страны в целом.
- Владимир Петрович, в этом году в Магадане прошел второй фестиваль "Старательский фарт" по промывке золотых песков. Соревнования отличались от прошлого года?
- Сразу отмечу, что в этом году было намного больше участников - 80 человек, хотя заявок поступило намного больше, но некоторые из них пришлось отклонить по объективным причинам. Увеличили и призовой фонд - до двух млн руб. Также в этом году увеличилось и количество зрителей. Сотни магаданцев с удовольствием наблюдали, как проходят состязания.
"Старательский фарт" - один из способов привлечения туристов в регион. Этот проект мы представляли в Москве и Владивостоке на туристических выставках, стараясь привлечь, как можно больше людей. Получить главный приз - один млн руб. прибыли участники из соседних дальневосточных регионов и Сибири.
К слову, недропользователи готовы расширить формат фестиваля, организовывая туры на добывающие полигоны, чтобы люди имели реальное представление о том, как ведется добыча драгметалла. Многим это действительно очень интересно и покидают они Колыму с чувством восторга.
Если говорить о развитии туризма в целом, то в Магаданскую область часто приезжают и иностранные путешественники, им нравится здесь рыбачить и охотиться. Опять же повторюсь, цены на авиабилеты - сдерживающий фактор для развития въездного туризма. Люди готовы приезжать к нам, но стоимость авиабилетов слишком высока.
В этой связи, думаю, важно развивать транспортную доступность внутри дальневосточных регионов, использовать программы обмена. Можно, например, с Камчаткой организовывать совместные туры - пять дней отдыхать на Камчатке и на пять дней прилетать в Магадан. По инициативе региональный властей открыт новый маршрут Магадан-Петропавловск-Камчатский, который субсидируют власти двух субъектов. То есть, необходимо проработать и дальше формат наполнения туристическими возможностями наших регионов.