Эксклюзив 8 июня 2021 г. 12:12

Губернатор Магаданской области Сергей Носов:

"2021 год для региона может стать рекордным за полвека по добыче золота"

"2021 год для региона может стать рекордным за полвека по добыче золота"
Фото "Интерфакса"

Магаданская область на Петербургском международном экономическом форуме подписала стратегические для региона соглашения на 70 млрд рублей. О модернизации Магаданского рыбного порта, строительстве дорог и соцобъектов, планах на золотодобычу рассказал "Интерфаксу" на полях ПМЭФ губернатор Магаданской области Сергей Носов.

- Сергей Константинович, какие наиболее важные для вас и для Магаданской области соглашения подписаны на форуме?

 - На Петербургском форуме мы подписали три важнейших документа.

Первое - это соглашение о намерениях по реализации концессионных проектов на территории Магаданской области. Оно заключено между областным правительством, министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и компанией ВТБ Инфраструктурный холдинг. Речь идет о внедрении на территории региона нового механизма привлечения инвестиций - дальневосточной концессии. Это финансирование строительства и последующей эксплуатации, в частности,  социальных, медицинских, образовательных учреждений с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Стоимость проектов в рамках дальневосточной концессии составляет 37,6 млрд рублей.

Еще одно соглашение о стратегическом сотрудничестве подписано между правительством Магаданской области, Новикомбанком и уральским оптико-механическим заводом им. Яламова.  По этому соглашению  холдинг "Швабе" Госкорпорации "Ростех" построит в Магадане центр оказания высокотехнологичной медицинской помощи - областной роддом  на 80 коек с женской консультацией на 100 посещений в смену,  дневным стационаром. Предполагается и строительство общеобразовательной школы на 530 мест в Магадане. Организует финансирование этих строек Новикомбанк - опорный банк "Ростеха". Речь идет об общей сумме до 8 млрд рублей.

Также правительство Магаданской области заключило трехстороннее соглашение с ВТБ Инфраструктурный холдинг и Магаданской ассоциацией рыбопромышленников. По этому соглашению будет реконструирован Магаданский рыбный порт. Стоимость проекта  - 25 млрд рублей.

С Минстроем РФ мы подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Все подписанные соглашения решают вопросы инвестиций, организации финансирования. Это новые инструменты по  реализации поставленных перед нами задач, в частности, нацпроектов.  Хотя я думаю, что программа развития Магаданской области уже вышла даже за рамки нацпроектов - они были стартом, который позволил нам по-другому смотреть в будущее.

- О реконструкции рыбного порта. Что будет сделано?

- С подписанием соглашения решен главный вопрос -  откуда брать деньги. Теперь можно будет восстановить бизнес на современных высокотехнологичных основах.

Наша концепция развития Магаданского рыбного порта предусматривает модернизацию его гидротехнических сооружений, создание мощностей по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов, перевалке и хранению продукции и водных биоресурсов - рыбы, трубачей, крабов, то есть уловов, которые добываются в непосредственной близости от Магадана.  Будут реализованы проекты по переработке этих уловов, в том числе глубокой. Планируем наладить работу рыбной биржи и розничной сети, создать контейнерный терминал и загрузки рыбы в рефконтейнеры. В планах - обустройство стоянки маломерных судов, где их будут, в том числе, ремонтировать.

Проект планируем реализовать в два этапа. Первый - это реновация территории порта, создание там индустриального парка.  На втором этапе в порту начнут работать частные инвесторы, предприниматели.

Морской порт Магадана - единственный в северной части Охотского моря. Он находится вблизи одного из самых богатых рыбой районов - Западно-Камчатской и Северо-Охотоморской подзоны. Развитая портовая инфраструктура и близость расположения обязательно привлекут в порт и рыбаков из других регионов.

 - Колыма - край далекий, и проблемы с инфраструктурой у вас наиболее обостренные. В каких объемах на этот год запланирована реконструкция, строительство новых дорог, жилья, социальных объектов?

 - Для нас принципиально важно стабильное устойчивое финансирование реконструкции дорог. И сейчас с этим все в порядке - возможности финансирования у нас сегодня есть (совместно с Росавтодором, с министерством транспорта).  Ежегодно на ремонт дорог в регионе выделяется примерно 3,5 млрд рублей.  И вот в этом году мы фактически привели в сбалансированное состояние контрактацию с подрядчиками. На реконструкцию трасс в Магаданской области разыграно долгосрочных контрактов на сумму около 30 млрд рублей. То есть у нас контрактов примерно на 10 лет вперед. Мы прекрасно понимаем, что чем больше средств будем осваивать, тем больше ресурсов будет выделяться в оплату выполненных работ. У нас серьезные подрядчики - компании федерального уровня с долгосрочными контрактами, осваивающие большие объемы. 

В этом году приступили к приведению в порядок федеральной трассы, которая проходит через поселки. Твердое покрытие будет и на подъездах к населенным пунктам. Одновременно ведем проектирование дорог, улиц, тротуаров и дворов внутри поселков, чтобы проводить работы комплексно.

В рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" планируем в этом году ввести 8 тыс. кв. метров жилья. Всего же идет о строительстве более 15 тыс. кв. метров жилья в многоквартирных домах,  дополнительно в Магаданской области ежегодно вводится не менее 2,5 тыс. кв. метров по линии индивидуального жилищного строительства.

В этом году в Магадане будут введены в эксплуатацию детский сад и онкологический диспансер. Продолжается строительство универсального спортивно-оздоровительного комплекса, президентского центра культуры в городе, школы на 825 мест в поселке Ола. Приступили к строительству областного роддома.

В планах на этот год - начать строительство новой общеобразовательной школы на 530 мест, центра реабилитации инвалидов и дома-интерната для престарелых, спортивного оздоровительного комплекса и кампуса на 200 мест для оздоровительного лагеря "Северный Артек".

Строительство в Магаданской области требует настоящей мобилизации. Очень много ресурсов нужно вложить, чтобы перебазировать технику, зачастую приобрести новую, создать условия для проживания рабочих, завезти материалы.  Почти все стройматериалы в регион завозятся морем. Поэтому процесс модернизации инфраструктуры транспортной, энергетической, социальной, конечно, требует времени и подготовки. Заключение долгосрочных контрактов с подрядчиками - это половина успеха. Это возможность для подрядчика готовиться планировать, смотреть вперед. Вот эту задачу мы в этом году решаем.

 - Теперь про энергетику. В 2017 году ввели механизм выравнивания тарифов на электроэнергию. Что это дало экономике области?

 - Можно в деньгах посчитать, а можно по-другому. В деньгах это 16,2  млрд рублей за период с 2017 по 2021 год. Но есть и другой момент - вложение энергетиками сэкономленных денег в инвестиционные проекты. Это вложение в будущее. Стимул для развития золотодобывающих предприятий, сельхозпроизводителей, строительства, малого предпринимательства. Долгосрочные вложения, конечно, не окупаются достаточно быстро. Но это не благотворительность. Дальше они приносят прибыль энергетикам. О чем идет речь? Механизм позволил уже в первый год после его введения снизить тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий, предпринимателей, а также бюджетной сферы Магаданской области на 38% - с 6,32 руб./кВт.ч до 4 руб./кВт.ч. И за период с 2017 года индекс промышленного производства в Магаданской области составил 124,6% (в целом по России 108,1%). За период с 2017 по 2020 год объем отгруженной продукции, а также валовой региональный продукт выросли более чем на 50%.

Это дало только энергетикам почти 10 млрд рублей дополнительных доходов. Развитие производства потребовало ввода дополнительных мощностей энергосистемы - это третий агрегат на Усть-Среднеканской ГЭС и линия электропередачи 220 кВ "Усть-Омчуг - Омчак Новая".  В результате к 2021 году электропотребление выросло на 29%  - до 1,5 млрд кВт.ч.  Этот рост компенсировал возросшие затраты энергосистемы на 22%  - до 9,7 млрд рублей. В результате экономически обоснованный тариф на электрическую энергию сдержан для прочих потребителей на уровне 6,63 руб./кВт.ч. Для населения он снижен на 30% -  до 3,72 руб./кВт.ч с НДС. Этот тариф стал самым низким в изолированных энергосистемах Дальнего Востока.

Сегодня разница между экономически обоснованным и среднероссийским тарифом сократилась с 2,3 рубля до 1 рубля. Решением правительства механизм выравнивания тарифов на электроэнергию продлен до 2028 года.  Так что мы уверены в дальнейшем динамичном социально-экономическом развитии региона.

 - Как реализуется программа подъема и утилизации брошенных в бухте Нагаева судов?

 - В бухте Нагаева затоплено 21 судно, из них 11 судов в акватории морского порта Магадан, 10 - за его границами. В собственность Магаданской области пока передано 4 судна. То есть мы получили право "трогать" эту собственность, тратить деньги на подъем судов. Идет работа по распилу и утилизации этих судов. Но задача у нас в 2021 году - поднять и утилизировать шесть кораблей, на 50% перевыполнить план. Акваторию рыбного порта обязательно надо очистить от затонувших судов, чтобы развивать и туризм (там можно организовать места стоянки маломерных судов для морских прогулок) и, в первую очередь, восстановить рыбную отрасль. Крупный рыболовецкий флот сегодня не может причалить к порту из-за затопленного там ржавого металла, который мешает судоходству. И здесь большое спасибо Минобороны, военно-морскому флоту, с которым мы сотрудничаем. В прошлом году в бухте Нагаева работали военные водолазы, которые обследовали затонувшие суда, дали рекомендации по их подъему. Думаю, максимум за три года мы очистим акваторию бухты от затонувшего металла, который вредит экологии, мешает судоходству.

 - Следующий вопрос про золото. Как вы относитесь к идее Минфина ввести в Налоговый кодекс новую категорию налогоплательщиков - старатели?

 - Сегодня очень много сделано в вопросе выведения малого бизнеса из "серой зоны". Это, в частности, закон о самозанятых. К шагам в том же направлении относится и законопроект о так называемом "вольном приносе". Он регулирует добычу россыпного золота гражданами РФ на территории Магаданской области. Законопроект сейчас находится на рассмотрении в правительстве РФ. Я думаю, идет его окончательная доработка. Введение новой цели налогообложения - старательская деятельность - даст возможность добывать драгметаллы не только предприятиям, но и легально заниматься их добычей физическим лицам. Для нас это один из главных вопросов налогообложения. Люди готовы платить налоги. Это правильно.

- Каким был прошлый год по объемам добычи золота, что вы ждете от 2021-го?

 - Прошлый год был тревожный, но в итоге все сложилось удачно.  Для нас пандемия началась с очага коронавируса в артели "Кривбасс". Это произошло в апреле, в самом начале сезона.  Мы переживали, что ковид остановит работу на многих других артелях. Это означало, что регион останется без золота, без доходной части бюджета. Но мы сделали все, чтобы не сорвать сезон. И сезон 2020 года стал удачным - 49,14 тонны золота, третий результат в истории Магаданской области после рекордных 80 тонн конца 1930-х - начала 1940-х годов и 52 тонн в начале 1970-х.

Этот год должен быть еще удачнее прошлого. В 2021-м у нас уже плюс одна тонна золота по отношению к 2020-му. Я думаю, мы выйдем по добыче за 50 тонн золота. Есть, я бы сказал, даже уверенность. Это, правда, все равно будет третий абсолютный результат - соревноваться с показателем в 40-х годах сегодня достаточно тяжело. Но этот год может стать рекордным за 50 лет по добыче золота.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще