Губернатор Приморского края Олег Кожемяко: "Приморье улучшило позиции в Национальном рейтинге инвестклимата"

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко: "Приморье улучшило позиции в Национальном рейтинге инвестклимата"

Делегация Приморского края во главе с губернатором региона Олегом Кожемяко приняла участие в Петербургском международном экономическом форуме. Об итогах работы на ПМЭФ, задачах, которые необходимо решить в ближайшие годы для развития региона, поддержке ключевых для экономики края отраслей агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

- Олег Николаевич, расскажите об участии Приморского края в ПМЭФ, о важных для региона событиях форума?

- Для нас одним из главных событий форума стала презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Приморский край улучшил позиции, поднявшись с 76 на 55 место. Это произошло благодаря открытому диалогу власти и бизнеса, встречам, на которых мы обсуждаем актуальные вопросы. Нам удалось добиться положительных изменений по некоторым показателям. Так, существенно сократили сроки различных административных процедур. Это, в частности, подключение к электричеству, воде, постановка земельных участков на кадастровый учет. Многие из процедур перевели в электронный вид, запустили новые площадки для откровенного диалога бизнеса и власти.

 Проанализировав динамику Приморского края в рейтинге, мы актуализируем свои планы работы по всем направлениям на 2019 год. Ведь нам необходим значительный рывок для выполнения поручения президента - войти в топ-30 Нацрейтинга к 2020 году.

В рамках деловой программы форума я выступил с докладом на панельной сессии "Основные принципы формирования туристско-рекреационных зон". На мой взгляд, чем популярнее и привлекательнее образ региона, чем больше поток иностранных гостей, тем выше обороты и прибыль предприятий отрасли и, следовательно, тем охотнее инвесторы идут в туристские проекты региона. В этом отношении у нас наработана хорошая практика, этим опытом мы можем поделиться с другими регионами.

Так, из общего турпотока 2018 года в 4,5 млн человек иностранные туристы составили более 650 тысяч. Прирост составил 25,8%. Особо следует отметить корейских туристов - уже два года поток удваивается ежегодно, достигнув 2018 году отметки в 222 тыс. туристов, это две трети от всех южнокорейских гостей, посетивших нашу страну.

Добиться этого удалось благодаря системной работе по продвижению нашего региона в странах АТР, привлечению новых авиакомпаний. Так, решение о начале работы в Приморье в 2018 году приняли пять иностранных авиакомпаний - из Республики Корея и Китая. В этом году к ним присоединятся еще две авиакомпании из КНР, а японская авиакомпания ANA приняла решение о начале полетов во Владивосток с марта 2020 года.

Важную роль в росте турпотока в регион играет применение механизма электронной визы. Мы предлагаем продлить срок действия электронной визы до 14 дней и распространить ее действие на регионы за пределами ДФО.

В ходе бизнес-диалога на ПМЭФ обсуждалось развитие взаимовыгодных отношений России и Японии. Власти Приморья готовы создавать условия совместным стивидорным компаниям, развивающим мультимодальные сервисы по ускоренной доставке грузов между Японией и центральной частью России. Здесь очень большие перспективы. Мы встречались с губернаторами Японии, и все они выразили желание развить портовые мощности и дать возможность более быстрому обороту грузов, обеспечить сообщение между Японией и центральной Россией за 15 дней. Это в 2-3 выше, чем существующие сегодня обходы контейнеров по южному направлению.

- Сообщалось, что "Роснефть" готова отказаться от проекта Восточного нефтехимического комплекса, под который, в том числе, создавалась ТОР "Нефтехимический". Какие производства могут разместиться там в перспективе?

- "Роснефть" не отказалась от этого проекта - компания ищет решения, связанные с налоговым маневром, акцизами, с тем, чтобы "Роснефти" был выгоден этот проект.

Поэтому площадка сохраняется за "Роснефтью". Вопрос строительства этого комбината - в ведении руководства компании. Если будет принято решение о возобновлении проекта ВНХК, мы его поддержим.

ПАО "Роснефть" сохраняет свое присутствие в регионе и продолжает активно участвовать в проекте строительства судостроительного комплекса "Звезда" в ТОР "Большой Камень" с общим объемом инвестиций более 100 млрд рублей.

 

- Расскажите о проекте строительстве нового моста на остров Русский через остров Елена. Каким будет этот мост, как планируется реализовать проект и в какую сумму предварительно оценивается строительство?

- Новый мост планируется построить по типу уже существующих во Владивостоке мостов на остров Русский и через бухту Золотой Рог. Обоснование цены будет подготовлено в первом квартале 2020 года. В ближайшее время мы объявим   соответствующие конкурсные процедуры.

В следующем году будет объявлен конкурс на проектирование и строительство этого моста.

Мостовой переход на остров Елена (в составе участка дороги от ул. Казанской - район Эгершельда до Университетского проспекта на острове Русском) по сути является первым этапом Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), но может эксплуатироваться автономно.

Со стороны руководства страны есть поддержка в реализации этого проекта. Он является важнейшим, структурным для Владивостока, для расширения портовых мощностей. Новый мост поможет разгрузить автомобильные пробки, вывести транзитный транспорт из Владивостокского морского торгового порта через остров Елена и Русский на объездную дорогу Седанка - Патрокл, минуя центр города.

Предварительно объем капитальных вложений оценивается в 50 млрд рублей.

Реализация такого проекта без средств из федерального бюджета невозможна. Но для получения финансирования из федерального бюджета необходима проектная документация.

- Судоремонт и судостроение - одни из приоритетных отраслей экономики края. Что предпринимается для их поддержки? Планирует ли Приморье поддерживать проекты по созданию в регионе новых судостроительных мощностей?

- В регионе есть драйвер развития судостроения, это завод "Звезда" в Большом Камне. По итогам реализации проекта будет введена в эксплуатацию самая современная в России верфь с объемом металлообработки 330 тыс. тонн в год. Продуктовую линейку ССК "Звезда" составят крупнотоннажные суда, газовозы, танкеры класса "Афрамакс", морские буровые, разведочные платформы, суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса. Наша задача как органа власти - содействовать в реализации этого проекта, мы будем выполнять взятые на себя обязательства по инфраструктуре.

Также важно задействовать сегодня пока недозагруженные мощности существующих в крае 12 судоремонтных заводов, на которых работает более 11 тыс. человек. Мы провели переговоры в правительстве РФ, в уполномоченных министерствах и ведомствах с тем, чтобы судоремонт возвращался в Приморье. Какие формы поддержки будут предусмотрены? Конечно, это обязательные судозаходы после ремонта наших судов в иностранных портах и на иностранных заводах. Это обяжет выплачивать таможенную пошлину и НДС, которые сейчас могут и не уплачиваться в силу того, что суда не заходят в порт.

Также это различные механизмы, связанные с поддержкой судоремонтных заводов.

Кроме того, не за горами аукционы по гидробионтам, морепродуктам, обязательное условие которых - строительство рыбодобывающего флота. Эти меры позволят видеть перспективу судоремонтным заводам, и им уже нужно готовиться, чтобы быть конкурентоспособными.

Думаю, нашим партнерам из Республики Корея, Китая нужно начинать думать о партнерских отношениях с существующими в Приморье судоремонтными заводами, в том числе обмене специалистами.

Уверен, будут определены механизмы, связанные с большей заинтересованностью российских рыбодобывающих компаний, иных компаний, работающих под российским флагом, чтобы суда ремонтировались на заводах в Приморье.

Также мы готовим предложение по включению в программу развития Дальнего Востока возможностей применения льготных налоговых ставок для предприятий - "старожилов", которые являются значимыми и надежными, в том числе предприятий-исполнителей гособоронзаказа.

Тщательно прорабатываем вопрос распространения особых экономических режимов Территорий опережающего развития или Свободного порта Владивосток на судостроительные и судоремонтные предприятия. Для привлечения и закрепления кадров на судоремонтных и судостроительных предприятиях считаем необходимым внедрить инструмент альтернативной гражданской службы.

- Минпромторг рассматривает возможность компенсации заводу "Звезда" разницы в стоимости строительства судов по сравнению с зарубежными верфями, в частности речь идет о более дешевом строительстве в Корее. О каких суммах, сроках идет речь? Какой механизм будет применен в данном случае?

- Решения о поддержке головных проектов, которые пока не являются серийными и, соответственно, стоят дорого, со стороны государства должны быть обязательным условием с тем, чтобы потом за счет потока заказов минимизировать себестоимость и выйти на конкурентную цену по аналогам. Эти механизмы будут. Возможно, это будут поставки металла, субсидии на тонну обрабатывания металла. У Минпромторга много инструментов, то, что будет удобно "Звезде" - теми инструментами и воспользуются. Мы тоже поддержим такие решения.

- Несколько китайских инвесторов заявляли о желании построить в Приморье завод по выпуску стали, в том числе для нужд "Звезды"? Есть ли реальные подвижки по этому проекту?

- Да, к нам обращались инвесторы по строительству такого завода. Мы в целом поддерживаем проект, если он будет иметь широкий формат, перспективы создания новых рабочих мест, будет соблюден экологический баланс. Предприятие должно вносить реальный вклад в экономику края, не быть производством уровня 70-80-х годов прошлого века. Разговор ведется, но конкретных предложений по технологиям, маркам стали пока не было.

- В крае на данный момент остался один производитель тепличных овощей. При этом соседние регионы уже активно строят новые объекты. Планируются ли в Приморье проекты в этой отрасли?

- Думаю, Приморье не будет отставать. Овощи закрытого грунта, уход от импорта - это одна из задач, которая перед всеми регионами. В нашем крае такие проекты тоже будут реализовываться.

Указом президента России Владимира Путина перед нами поставлена задача по двукратному приросту в растениеводстве. Будем добиваться этого как поддержкой существующих хозяйств, так и реализацией новых крупных инвестиционных проектов.

- В апреле Приморье посетил лидер КНДР Ким Чен Ын. Как после этого визита развивается сотрудничество края и Северной Кореи, в частности, предприняты ли шаги для упрощения визовых процедур для российских туристов?

- Визовый вопрос в настоящее время решается на федеральном уровне. Вместе с тем, разработан конкретный план сотрудничества Приморского края с КНДР.

В июле ожидается визит делегации Генерального управления по туризму КНДР. Мы будем обсуждать вопросы дальнейшего взаимодействия и подписания соглашения между департаментом туризма Приморского края и департаментом внешних дел Генерального управления по туризму КНДР о сотрудничестве в этой сфере.

Кроме того, корейская сторона готова провести в КНДР информационный тур для туристских организаций Приморского края в октябре этого года. В рамках мероприятия пройдет осмотр достопримечательностей, объезд коллективных средств размещения и будут проработаны вопросы дальнейшего сотрудничества для увеличения взаимных туристских потоков в Приморский край и Северной Кореи.

Есть порт Раджин, мощности которого надо задействовать, он находится вне санкций. Для нас важно загрузить мощности, загрузить станции, в том числе в Хасанском районе Приморья. Эти направления мы будем развивать.

Отношения с КНДР у нас всегда были дружественными. Визит руководителя КНДР еще раз подтвердил дальнейшие перспективы таких взаимоотношений