Дальний Восток / Эксклюзив 22 декабря 2010 г. 09:42

Губернатор Приморского края С.Дарькин: "К 2025 году мы увеличим ВРП в 2,7 раза"

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" о подготовке региона к саммиту АТЭС, инвестиционных планах, газификации края и о возможной смене часового пояса.

Губернатор Приморского края С.Дарькин: "К 2025 году мы увеличим ВРП в 2,7 раза"

- Сергей Михайлович, одно из самых важных событий для Приморья – саммит АТЭС - состоится уже совсем скоро - в 2012 году. Как проходит подготовка к его проведению?

- Действительно, руководство нашей страны определило Владивосток как место проведения саммита АТЭС в 2012 году. Это будет знаковым событием не только для России, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня в этом регионе производится более половины мировой продукции, и сосредоточено огромное количество трудовых ресурсов, а Приморский край - самый близкий российский регион к данной точке роста. В этой связи, естественно, что саммит АТЭС будет проведен во Владивостоке.

Конечно, мы готовимся к этому событию – реализуем 46 проектов. Общий финансовый объем подготовки к саммиту АТЭС (учитывая газификацию края) составляет примерно 660 млрд рублей. Из них собственно на подготовку к саммиту выделяется 262 млрд рублей. Причем, 202 млрд рублей – это деньги из бюджетов различных уровней.

Если говорить о строительстве, то к настоящему времени выполнено уже в среднем 60% объемов работ в рамках подготовки к саммиту. Примерно столько же освоено и средств. При этом в Приморье создаются объекты, которые мы ранее не то, что при советской власти, а вообще никогда не строили. Уникальные вантовые мосты на остров Русский и через бухту Золотой Рог, новые дороги и развязки, гостиницы, океанариум, театр оперы и балета – лишь некоторые из них.

Масштабные преобразования коснутся и аэропорта. Вместо существующего будет создан современный хаб - аэровокзальный комплекс на 5 млн пассажиров в год. К терминалу будет подходить современный железнодорожный экспресс. Через этот терминал в 2012 году Владивосток встретит делегации стран саммита - отсюда они начнут знакомство с Приморским краем.

Кроме того, мы создаем новую сеть дорог, которая сблизит приморские города и превратит Владивосток в мегаполис с 1,2 млн жителей. Создание такой дальневосточной агломерации - один из приоритетов развития Приморья. Мы планируем, что наши территории - города Уссурийск, Артем, а также Шкотовский и Хасанский районы - окажутся в часовой доступности к Владивостоку.

- Как повлияет саммит АТЭС на будущее Приморья?

- Вот простой пример. В 2012 году мы не только проведем саммит АТЭС, но и презентуем новый кампус Дальневосточного федерального университета, в котором во время саммита будут жить главы государств. Ну а после саммита там будут жить студенты, и это будет один из лучших университетских городков мира. Наша задача - сделать так, чтобы университет "дотянул" свое внутреннее содержание до этого мирового уровня.

Несомненно, что при этом университете будет создаваться инновационно-промышленная зона – технопарк высоких технологий. Технопарк позволит внедрять в жизнь новые продукты, которые будут создавать университет и Дальневосточное отделение Российской академии наук, находящееся во Владивостоке. В частности, одной из главных научных целей университета будет продление человеческой жизни с помощью новейших продуктов биологии моря.

Уверен, Владивосток станет передовой, "прорывной" территорией не только с точки зрения экономики, политических или культурных отношений, но еще и с точки зрения новых технологий. Возможно, даже вторым Сколково!

- Но ведь помимо Владивостока существуют в Приморье и другие точки роста?

- Разумеется. Те 46 проектов, о которых я уже говорил, - это всего лишь 10% инвестиций, которые в настоящее время вкладывают государство и частные компании в экономику Приморского края. Всего мы реализуем 69 проектов общей стоимостью 2 трлн рублей. Эти инвестиции, рассчитанные до 2017 года, прописаны в инвестиционных бюджетах крупнейших российских государственных и негосударственных корпораций, государственных бюджетах различных уровней. То есть, это не слова - это реальные инвестиции, с которыми мы сейчас работаем.

Кроме того, мы уже разработали план развития Приморского края до 2025 года. Могу сказать, что к 2025 году мы собираемся в 2,7 раза увеличить валовый региональный продукт (ВРП). То есть, если экономика Приморья на протяжении последних 10 лет росла примерно на 6% в год, то сегодня мы закладываем 15%-й рост. С такими темпами развития мы скоро войдем в первую десятку субъектов Российской Федерации. Причем по уровню инвестиций мы уже находимся в первой десятке и на достигнутых результатах останавливаться не собираемся.

- Какие инвестиционные проекты на территории края Вы считаете наиболее значимыми?

- Таких проектов несколько. Например, нефтяная компания "Роснефть" решила построить в районе Находки нефтехимический комбинат стоимостью 10 млрд долларов, мощностью 10 млн тонн нефти, с глубиной переработки в 95%. В свою очередь ОАО "Газпром" собирается строить в Хасанском районе завод по производству сжиженного газа.

Кроме того, мы ожидаем полной реконструкции в городе Арсеньев завода ОАО "ААК "Прогресс" – самого крупного вертолетного завода в России, выпускающего боевые вертолеты Ка-52, более известные как "Аллигатор".

Также мы завершили в Козьмино строительство одного из самых современных российских нефтеналивных портов.

В прошлом году мы построили три лесоперерабатывающих завода в далеком Тернейском районе, продолжаем строительство еще нескольких современных лесоперерабатывающих комбинатов в других районах края.

Как видите, мы строим не только во Владивостоке и вокруг него. У нас идет строительство во всех крупных городах и практически во всех районах. И каждый глава муниципалитета защищает на уровне края инвестиционную программу своего муниципального образования. А власти региона оценивают эти программы и помогают реализовать лучшие из них.

Что касается более глобальных проектов, то сейчас в Приморье строят газопровод "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" и нефтепровод ВСТО-2 – они проходят через всю территорию края с севера на юг. Это строительство еще не завершено, но оно уже дало толчок к развитию нефте- и газохимической промышленности региона.

Стоит отметить еще ряд важных инвестиционных проектов: разрабатываемую в настоящее время новую энергетическую систему ЛЭП-500, которая будет опоясывать весь Приморский край, строительство дороги "Владивосток-Находка", а также создание двух суперсовременных верфей в городе Большой Камень. Одну верфь регион строит совместно с Южной Кореей, другую – совместно с Сингапуром.

- Вы говорите об иностранных партнерах. Какие страны в настоящее время готовы инвестировать в экономику Приморья?

- Если говорить о традиционных отраслях, то наш лес привлекает Японию. Так, например, японская корпорация Sumitomo Corp. инвестировала в создание лесоперерабатывающего завода на территории Приморья. Новые проекты в автомобилестроении планируем совместно с Nissan Motor Co., Ltd.. В области химического производства работаем с Китаем, и, в частности, Гонконгом. Крупная нефтехимическая компания Kingboard Chemical Holding Ltd собирается перерабатывать нефть в Приморском крае, кроме того, она занимается производством метанола.

В переработку газа в Приморье инвестирует Корейская газовая корпорация (Южная Корея). Ее "землячка" Hyundai собирается строить у нас завод по производству трансформаторного оборудования. Кстати, корейцы также собираются помогать нам в развитии транспортной инфраструктуры и, в частности, в реконструкции аэропорта.

Если говорить в целом, то в основном инвестиции в Приморье идут из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако есть и исключения. Например, с партнерами из Норвегии и США мы строим буровое основание для нефтяных подпор в порту Восточном.

Впрочем, в последние годы пошли в регион и российские инвестиции. Их процент в общей сумме невелик, но все же 8,8 млрд долларов инвестиций - это уже существенно. Так что говорить, что у нас в регион инвестируют только иностранцы, было бы не верно.

Взять хотя бы весьма интересный проект российской автомобильной компании ОАО "Соллерс". Приморский завод этой компании в 2010 году выпустит более 13 тысяч автомобилей, а в 2011 году – 25 тысяч. Впрочем, не только российским автопроизводителям по душе Приморье. Сейчас мы ведем переговоры с рядом известных мировых автоконцернов о размещении на территории нашего региона их автозаводов.

Кроме того, если говорить о российском участии в развитии Приморья, то нельзя не сказать, что при строительстве мостов в рамках подготовки к саммиту АТЭС мы используем в основном российские металл и цемент, которые нам поставляют субподрядчики из Кургана и Улан-Удэ. И такое сотрудничество без сомнения дает дополнительные толчки к развитию экономики России.

- В строительстве мостов в рамках подготовки к саммиту АТЭС используются в основном российские материалы, а кто строит эти мосты? Россияне или иностранцы?

- На строительстве объектов будущего саммита АТЭС у нас занято в настоящее время 23 тыс. человек. Около 80% из них россияне. В том числе примерно половина приморцы, вторая половина – жители других субъектов Российской Федерации. Оставшиеся 20% - иностранцы.

Когда мы только начинали строительство мостов, иностранные компании испугались сроков сдачи объектов. В результате сейчас мосты строят российские компании по технологиям, которые частично заимствовали за рубежом. И могу с полной уверенностью заявить, что наши инженеры, в особенности молодые ребята, могут работать на самом высоком мировом уровне.

Ну а в целом мы ожидаем, что подготовка к саммиту АТЭС и сам саммит обеспечат масштабный миграционный приток в Приморский край.

- Все это дело ближайшего будущего. А как сейчас обстоят дела с миграционными процессами в Приморье?

- У нас по данным на середину декабря в Приморский край приехало на 126 человек больше, чем выехало. Впервые за все годы моей работы здесь. Плюс 126.

Не скрою, что у нас есть демографическая проблема. Как, впрочем, и по всей стране. По состоянию на 15 декабря в Приморье родилось на 4 тыс. 660 человек меньше, чем умерло. И это серьезный минус. Понимая, что ситуацию надо менять, в настоящее время мы серьезно задумываемся о двух вещах.

Первое. Мы снова приходим к пониманию того, что региону будет крайне сложно развиваться без молодых специалистов. А чтобы привлечь их в регион, необходимо предоставлять жилье молодым врачам, инженерам, учителям и их семьям. Я уже дал поручение разработать краевую программу по миграционной политике, в которой будут особо прописаны обязательства властей региона по предоставлению жилья молодым специалистам, которые вместе с семьями готовы переехать на постоянное место жительство в Приморский край.

Второе. В настоящее время мы совместно с Федеральной миграционной службой прорабатываем вопрос о привлечении в Приморье из-за рубежа наших соотечественников и иностранных специалистов. Мы хотим предложить им так называемые "инвестиционные визы" или "инвестиционные виды на жительство", как это принято в развитых странах мира. То есть мы приглашаем к нам на постоянное жительство тех, кто готов инвестировать деньги в экономику региона. Естественно, это будут "штучные" приглашения. Но зато мы готовы работать с каждым таким инвестором индивидуально.

- Сейчас в России большое внимание уделяется экологическим проектам. Инвестирует ли Приморье в экологическую безопасность?

- В рамках подготовки к саммиту АТЭС в экологию мы вкладываем около 20 млрд рублей. Это огромные деньги. Так, к примеру, в следующем году мы сдадим очистные сооружения во Владивостоке. А ведь этот город вообще все время с момента своего основания жил без централизованной канализационной системы.

Были у Владивостока проблемы и с питьевой водой - раньше мы использовали воду из водохранилищ, так как не было своих подземных источников. Сейчас сделали новые водоводы: первый из них сдали в декабре, и он будет подавать в город дополнительно 120 тыс. кубометров чистой воды.

Также мы построили современный и, я думаю, один из самых эффективных в России полигонов для твердых бытовых отходов. Таким образом, мы избавились от печально известной, горевшей не переставая в течение 40 лет, свалки в районе бухты Горностай.

Кроме того, мы переводим ТЭЦ-2 - главную ТЭЦ Владивостока - на газ. И это тоже, в том числе, забота об экологии.

- Вы намерены выйти на значительный рост ВВП. Видимо, и бюджет на 2011 год у вас увеличится?

- В последние годы консолидированный краевой бюджет ежегодно рос примерно на 15%. Аналогичные темпы роста сохраним и в 2011 году. Соответственно вместе с доходами у нас растут и расходы на инфраструктуру, социальную сферу и софинансирование строек к саммиту АТЭС. Причем только на подготовку к саммиту мы планируем выделить из краевого бюджета за три года 38 млрд рублей.

Замечу, что при этом бюджетная обеспеченность Приморского края не такая уж и высокая, как может показаться. На самом деле, в расчете на душу населения она одна из самых небольших в Дальневосточном федеральном округе. Другой вопрос, настолько эффективно расходуются эти деньги.

Что касается структуры валового регионального продукта, то в настоящее время 24% нам дают малые и средние предприятия. Хотя в среднем по России их вклад составляет 14%.

Все дело в том, что мы попытались создать такие условия для малого и среднего бизнеса, чтобы он успешно работал не только во Владивостоке, но и в отдаленных районах края. Естественно, как и в любом другом субъекте федерации, наши районы и города отличаются друг от друга. Но наше региональное Законодательное собрание выравнивает эту разницу, в том числе с помощью целевых дотаций.

- Энергетическая проблема всегда была одной из самых острых для Дальнего Востока. Как решаете вопрос энергообеспеченности Приморья?

- Мы уделяем большое внимание реорганизация большой энергетики региона. Ранее экономика Приморья росла примерно на 6% в год, а энергетические мощности всего на 2-2,5% ежегодно. Сейчас же мы планируем, что в ближайшем будущем эти темпы роста будут соответствовать друг другу.

За последние два года сделано очень много для этого. В частности, введены в строй новые энергомощности на 200 Мватт, и сейчас региону этого хватает. Однако мы намерены не просто обеспечить свои текущие потребности, но и создать солидный запас мощностей, резерв. Это первое.

Второе, наша энергетика очень сильно зависела от мазута. Поэтому, как я уже говорил, переведем ТЭЦ-2 на газ. Это улучшит нашу экологию и позволит сбалансировать тарифы.

- Что даст экономике края приход газа, и не получится ли как с Камчаткой, когда цена "голубого топлива" оказалась выше материковой в 3-4 раза?

- Цена на газ зафиксирована - 150 долларов за 1000 кубометров. Это стоимость одной тонны условного топлива (уголь, мазут), которым сегодня топим в Приморье. То есть де-факто мы не сможем понизить тариф, но КПД работы на газе будет гораздо выше. Кроме того, это совсем другая экология.

Для региона очень важен переход на газ. Ведь газ нужен не только жителям, но и промышленным предприятиям, которые в настоящее время мы активно строим. Газификация даст стимул для развития экономики.

- Сейчас регионы России активно сокращают часовые пояса, и в первую очередь это касается Дальнего Востока. Ваше мнение, Приморью стоит стать значительно ближе к Москве?

- Это очень сложный и важный вопрос. Мы проводили консультации со специалистами, с учеными, делали замер общественного мнения, советовались с нашим населением. Но власти края все же поддерживают переход на час ближе к Москве. И я думаю, что это решение будет принято.

Считаю, что мы должны еще дальше двигаться. Разница с Москвой у наших соседей японцев - пять часов. Да, они южнее, может быть, но они еще и восточнее. У них плюс пять часов, и они живут до 82 лет! Средняя продолжительность жизни у японского мужчины 82 года, а у нас - 62, к сожалению. 20 лет разницы!

Понятно, что есть и другие причины, влияющие на продолжительность жизни, но образ жизни также очень важен. В Китае, Северной и Южной Корее часовой пояс также +5. Позиции этих стран необходимо изучить более внимательно. Однако в любом случае мы будем изменять часовые пояса, советуясь с населением.

- И заключительный вопрос, чем был знаменателен этот год для Приморья? Какие прошедшие события Вы считаете самыми важными?

- Было несколько очень важных событий. Во-первых, Владивостоку присвоили статус города воинской славы. Мы очень гордимся тем, что наконец-то наш вклад в победу в Великой Отечественной войне объективно оценили. Во-вторых, для нас важен 65-летний юбилей окончания войны на Тихом океане.

Что еще можно отметить из важных событий? В течение всего года мы закрепляли наши экономические позиции, готовились к саммиту АТЭС и реализации уже вышеупомянутых 69 инвестиционных проектов.

К саммиту мы готовимся, но, как сказал председатель правительства РФ Владимир Путин, саммит АТЭС – это не самоцель, это возможность создания комфортных условий для жизни дальневосточников в регионе ХХI века.