Эксклюзив 14 ноября 2023 г. 10:16

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов:

"В регионе большой туристический потенциал, поток туристов прирастает на 50% почти ежегодно"

"В регионе большой туристический потенциал, поток туристов прирастает на 50% почти ежегодно"
Фотография пресс-службы правительства Забайкальского края

Международная выставка-форум "Россия" собрала на ВДНХ в Москве уникальные особенности всех регионов страны и их достижения в разных сферах. Павильон Забайкалья украшен стилизованным цветком багульника – символом края, который, как и этот фиолетово-розовый кустарник, растет и развивается в сложных условиях. О специфике, отличительных чертах и успехах региона "Интерфаксу" рассказал губернатор Забайкалья Александр Осипов.

- Александр Михайлович, Забайкальский край представляет свои инвестиционные, туристические возможности на выставке-форуме "Россия", которая открылась в Москве 4 ноября. Расскажите подробнее о программе участия региона в этом мероприятии.

- Забайкальский павильон на выставке-форуме "Россия" на ВДНХ в Москве оформлен в виде цветка багульника - это символ нашего края. Весной этими цветками "полыхают" все сопки Забайкальского края.

Справка:

Рододендрон даурский — колючий кустарник с яркими розовыми цветами — олицетворяет обновление после зимних холодов, стойкость перед трудностями и начало активной жизни.

Культура региона представлена работами всемирно известных художников, скульпторов, в том числе знаменитого Даши Бальжановича Намдакова, Жигжита Баясхаланова и других. Экспозиция, интерактивные материалы позволят больше узнать о достопримечательностях, красоте, истории и, самое главное, людях Забайкальского края. Если говорить о природных и климатических особенностях региона, то именно у нас расположено урочище Чарские Пески - самая северная пустыня в мире, которая переходит в Кодарский хребет. Кроме того, наш край – место рождения Чингисхана (по версии ряда исследователей – ИФ). Это территория, где формировались самые мощные деревни кочевых племен, которые не раз перекраивали карту Евразии. Забайкалье – собрание интереснейших людей, особого слоя населения, сформированного столетиями, в том числе за счет особого рельефа территории и природных условий.

Отдельное внимание мы также уделили современным достижениям и перспективам края, его экономическим возможностям. У нас большое количество проектов в горнодобывающей отрасли, в транспортно-логистической сфере.

У нас широкая сеть автомобильных, железных дорог, самое большое количество пограничных переходов из всех приграничных регионов, так как мы граничим с Китаем и с Монголией.

В регионе большой туристический потенциал, поток туристов почти ежегодно прирастает на 50%. В сфере образования много планов, в том числе создание международного кампуса, на основе которого среди прочего будет реализовываться Горная академия с ориентацией на самые современные технологии. Сегодня любое крупное предприятие в этой сфере представляет практически среднего размера промышленный город. Это добывающие, механические, химические производства, энергетические комплексы, крупное коммунальное хозяйство, большой сегмент транспортной составляющей. Получается, что практически все отрасли экономики сосредоточены на небольшом участке.

- Вы отметили развитие туризма в Забайкалье. В списке наиболее популярных мест для туристов на Дальнем Востоке в этом году оказался национальный парк "Алханай". Какова ваша оценка развития туристической отрасли в регионе?

- Приведу лишь некоторые цифры. За два года инвестиции в туризм составили более 1,6 млрд рублей, по проекту "Туризм и индустрия гостеприимства" мы получили более 52 млн рублей на строительство модульных отелей, только за последний год в сфере туризма в Забайкалье создано 960 рабочих мест.

Туристические направления у нас развиваются активно, это с учетом того, что мы еще не полностью использовали потенциал внутреннего туризма для других регионов. Имеются также неосвоенные пока большие возможности привлечения жителей соседствующих с Забайкальем стран. В силу ряда причин наш край был малоизвестен заграничным соседям, сейчас ограничивающим фактором является "расшивка" погранпереходов, восстановление автодорожного, железнодорожного и, что важно, авиационного сообщений, которые по известным причинам, речь о карантинных ограничениях, в последние годы не имели нужной динамики развития.

У нас немало примечательных мест для туристов: ленд-арт парк "Тужи" знаменитого скульптора Даши Намдакова, горный курорт "Кука" (занимает 26 га хвойного леса) с минеральным источником, строится люксовый эко-отель Шинки, который расположился на участке, отдаленном от населенных пунктов, на живописном берегу горной реки Чикой в окружении высоких гор и скал. Необходимая инфраструктура в Забайкалье активно развивается, наш потенциал видят туристические операторы, с которыми мы плотно взаимодействуем, в том числе международные.

Вы упомянули Алханай – удивительный природный памятник и одну из святынь буддистов. В прошлом году, действительно, наш парк Алханай посетили более 40 тыс. человек. Стоимость посещения выросла незначительно, мы постоянно мониторим стоимость турпродукта. Но из-за нехватки средств размещения период бронирования увеличился. Также хочется отметить, что по стоимости турпакета для жителей других регионов основной нагрузкой все-таки остается стоимость авиабилета до Забайкальского края.

Алханай, конечно, выдающееся место, но у нас есть немало соизмеримых с ним по значимости достопримечательных территорий. Я уже говорил о природных особенностях края, стоит отметить еще группу горных озер на высоте около 1 тыс. метров над уровнем моря - Ивано-Арахлейские озера в котловине между Осиновым и Яблоновым хребтами. В Кулинде Чернышевского района было найдено захоронение самого древнего динозавра, обитавшего на территории России, - кулиндадромеуса (Kulindadromeus zabaikalicus), а в Борзинском районе – дворец чингизидов. Я могу перечислять долго, так как список интереснейших мест нашего края большой.

Справка:

В 2022 году туристический поток в Забайкальском крае увеличился по отношению к 2021 году на 52% и составил 434 тыс. поездок. На 40% увеличилось число сертифицированных маршрутов, на 57% - количество классифицированных средств размещения, на 26% - количество участников туристического бизнеса. Открылось семь новых средств размещения.

- Поговорим об экономике. Неоднократно обсуждались возможности увеличения пропускной способности железнодорожного пункта пропуска Забайкальск-Маньчжурия и двухстороннего автомобильного пункта пропуска Староцурухайтуйский-Хэйшаньтоу. Какие планы на ближайшее время?

- Реконструкция железнодорожного пункта пропуска завершилась в апреле 2022 года, но на полную мощность он не работает. Выйти на проектную пропускную способность в 27 млн тонн в год в настоящее время затруднительно из-за отсутствия необходимой железнодорожной сети между нашей территорией и Китаем. При потребности в четырех путях пока существует три. Планируется построить четвертую узкую колею, ожидаем, что в 2024 или к 2025 году она появится. Это позволит как минимум на треть увеличить мощности железнодорожного перехода.

Справка:

В рамках работ по развитию железнодорожной инфраструктуры станции Забайкальск Забайкальской железной дороги уже выполнено удлинение приемно-отправочных путей парка "Г" колеи 1435 мм до полезной длины 71 условный вагон со строительством соединительных путей с парком "Н". В 2024-2026 годах дополнительно запланировано удлинить четыре приемо-отправочных пути с 850 метров до 1,1 тыс. метров.

В 2023 году начато проведение проектно-изыскательских работ по проекту "Строительство сортировочного парка "И" на станции Забайкальск". Планируемый срок реализации - 2023-2027 гг.

В ходе проведения переговоров между ОАО "РЖД" и ГК "КЖД" достигнута договоренность совместно рассматривать и продвигать строительство второго пути колеи 1435 мм на перегоне между станциями Маньчжурия и Забайкальск, а также поручено пограничным железным дорогам ускорить работу по данному направлению.

Помимо этого, российской и китайской сторонами уже приняты решения о реконструкции двух автомобильных погранпереходов с пятикратным ростом потока по каждому из них. Надеемся, что максимум к 2026 году эти планы будут реализованы.

По остальным пунктам пропуска тоже есть планы по поэтапному расширению, подписаны соответствующие документы. В этом году мы уже дважды были с поездками в Монголии, в том числе в составе межправительственной делегации, в рамках которой обсуждали реконструкцию погранпереходов как для наращивания нашей торговли с этой страной, так и для реализации российско-китайской торговли транзитом через территорию Монголии.

Хотелось бы также отметить, что установлен круглосуточный режим работы пунктов пропуска, где на протяжении не одного года наблюдались очереди. Мы неоднократно просили об этом, и правительство России очень оперативно сработало, сейчас эта проблема разрешилась.

Мероприятия по реконструкции автомобильного пункта пропуска Староцурухайтуйский осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Государственная граница РФ". Государственный контракт заключен с ООО "СтройСпецПроект" в мае 2021 года. Передача проектной документации в Главгосэкспертизу России состоялась в августе этого года.

Начало строительно-монтажных работ запланировано на первый квартал 2024 года, завершение - ноябрь 2026 года.

Справка:

После реконструкции пропускная способность будет составлять:

- грузовых транспортных средств - 700 ед./сут.;

- пассажирских транспортных средств - 30 ед./сут.;

- легковых транспортных средств - 250 ед./сут.;

- физических лиц - 4600 чел./сут.

- Приступило ли ППГХО к строительству завода по производству извести? Если нет, то когда приступит?

- Нужно спрашивать у ППГХО, у Росатома. Они завершили проектирование, насколько нам известно, проект получил заключение Госэкспертизы и находится в Росатоме. Вскоре в корпоративных процедурах должен быть рассмотрен вопрос о дате старта проекта.

- Развивается ли как-то проект освоения Чинейского месторождения?

- У Чинейского месторождения с объемом инвестиций в 220 млрд рублей одним из лимитирующих факторов, по мнению инвесторов, была нерегулируемость вопросов по имеющейся там железной дороге протяженностью 70 км. Пока добыча там не ведется. Насколько я знаю, в Росгеологоэкспертизу направлены документы на геологоразведывательные работы по рудному и магнитному участкам.

Справка:

Чинейское месторождение - одно из крупнейших в мире по запасам и прогнозным ресурсам железных и медных руд. Месторождение состоит из Магнитного участка (титаномагнетитовое месторождение, доказанные запасы 1 млрд тонн) и Рудного участка (медь и металлы платиновой группы, прогнозные ресурсы 80-114 млн тонн руды). Забайкалстальинвест" затратил в 2004-2020 годах на геологоразведку месторождения 865 млн рублей.

- Начаты ли физические работы в рамках программы газификации Читы? Какие объемы запланированы на этот год? Какой объем финансирования заложен на этот год на эти работы?

- Работы в этом направлении развернуты масштабные. Мы уже проложили 153 км сетей газоснабжения, это данные на начало ноября. Сейчас идет разработка документации по газопринимающим установкам по хранению, регазификации сжиженного природного газа (СПГ). Устанавливаем населению тепловое и газовое оборудование, ими оснащено уже около 1 тыс. домов. Сейчас самое главное, чтобы концессионер справился со всем объемом работы. Мы, как говорится, держим руку на пульсе, надеюсь, что до конца 2024 года все будет выполнено.

Справка:

На 2023 год запланирована прокладка 230 км сетей. Первый этап (118,6 км сетей) уже завершен, ведутся работы по второму этапу. (Документация по первому этапу газораспределительных сетей направлена в Госэкспертизу, отрабатываются полученные замечания).

На 2023 год запланировано переоборудование 3787 домов. На эти цели заключено 1932 договора с гражданами. В 985 домах оборудование уже установлено.

На 2023 год запланировано освоить 2 млрд 896,73 млн рублей, из которых 700,73 млн рублей - субсидия на внутридомовое оборудование. 2 млрд 166 млн рублей направлены администрацией Читы концессионеру на казначейский счет.

- Появилось ли понимание того, откуда конкретно будет поставляться СПГ для газификации (ранее речь шла о поставках как из Приморья, так и от объектов ИНК)?

- Необходимые на данном этапе решения по газификации, которую мы осуществляем с "Газпромом", приняты, проектирование отвода газопровода на Читу идет. Все должно прийти к классической для любого региона схеме магистральных и газораспределительных сетей, газового хозяйства и всего остального, что необходимо для газификации как частного хозяйства, так и крупной энергетики. Документы отраслевого стратегического характера или уже разработаны, или разрабатываются. Все идет в плановом режиме.

Опережающая газификация Читы должна в итоге влиться в общую систему.

Для обеспечения газификации города Чита планируется прежде всего использовать СПГ с построенного завода мощностью 40 тыс. тонн в год в ТОР "Надеждинский" (Владивосток).

Мы обсуждаем с "Газпромом" поставки с аналогичного завода на границе Забайкалья и Приамурья, а также просили заложить мощности на Забайкалье в Иркутской нефтяной компании. Рассчитываем на диверсифицированную систему. Газифицировать 40% Дальнего Востока с запиткой от магистрального газопровода не получится, так как слишком далеко друг от друга населенные пункты.

- Вы организовали мастер-классы по подготовке резюме желающим устроиться на предприятия региона. Нехватка каких специалистов ощущается более остро в Забайкалье на ведущих промышленных объектах? Кто будет востребован, если решит начать или продолжить карьеру в вашем крае?

- За последние пять лет в регионе произошли кардинальные изменения с точки зрения динамики развития экономики, и, как следствие, наблюдаются заметные перемены на рынке труда. Регион стал остро трудодефицитным, несмотря на то, что по статистическим показателям у нас сохраняется доля бедного населения и выше, чем по стране, показатель безработицы, что является следствием незавершенной пока структурной перестройки. Львиная доля вакансий с очень высоким уровнем оплаты труда. Спрос идет на высокооплачиваемых работников с зарплатой от 80 до 150 тыс. рублей. Требуются специалисты в горнодобывающей и строительной отраслях, промышленном секторе разных видов, в сельском хозяйстве, дефицит в транспортно-логистическом секторе, в узкоспециализированных медицинских направлениях, в IT-сфере и так далее. У нас разработана программа помощи тем, кто желает получить соответствующее образование, в том числе дополнительное, а также тем, кто решит сменить сферу деятельности. Стараемся оказывать поддержку специалистам, прибывшим из других регионов. Нам важно, чтобы люди оставались у нас и работали.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще