В конце мая в структуре правительства было создано министерство РФ по развитию Дальнего Востока, которое возглавил Виктор Ишаев. В интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" новый министр рассказал о функциях министерства и стоящих перед ведомством задачах по развитию самых восточных регионов России.
- Виктор Иванович, ровно месяц назад указом президента вы были назначены министром РФ по развитию Дальнего Востока. Для современной системы власти это беспрецедентный случай, когда для управления макрорегионом создается отдельное министерство. В чем будут его основные функции и полномочия?
- Когда обсуждалась идея создания министерства, звучали разные предложения о том, какое название должно иметь новое ведомство. Предлагалось его назвать министерством Дальнего Востока, министерством дальневосточных регионов, но моя позиция состоит в том, что министерство создается для развития этой территории. Не может быть какой-то отдельно политики Дальнего Востока. Есть политика российского государства по отношению к Дальнему Востоку. Вполне очевидно, что сегодня президент и правительство страны уделяет особое внимание Дальнему Востоку.
- В первые дни после выхода указа президента о создании министерства в ряде СМИ появились публикации о том, что на Дальнем Востоке будет введен особый режим управления, а у министерства будут особые полномочия. Как Вы прокомментируете эти сообщения?
- Многие страшно перепугались за свои полномочия из-за создания нашего министерства. Новый федеральный орган власти не претендует на полномочия других федеральных структур. Работа различных органов власти на Дальнем Востоке должна продолжаться, а министерству надо найти свое место среди других ведомств, чтобы они работали, как работают.
Министерство должно обеспечить выполнение всего множества программ по развитию Дальнего Востока - и федеральных, и региональных, и отраслевых, и программ корпораций. Сейчас они разобщены и не решают общей задачи, поэтому управление этими программами должно быть организовано на должном уровне вместе с субъектами Федерации.
Мы говорим о консолидации всех программ, которые работают на Дальнем Востоке. Не может быть такого, чтобы компания пришла в регион, начала добывать ресурсы, сама зарабатывала, а регион ничего от этого не получал. Это получается программа развития компании, но не территории. Необходимо, чтобы выполнялись условия лицензионных соглашений, чтобы компания давала продукцию, чтобы создавались рабочие места, чтобы росла налоговая база, вот что нужно сегодня. Эффективное использование возможностей ресурсов и программ - это важнейшая задача.
Еще одна задача - контроль за переданными регионам полномочиями. Не только за тем, как регион их исполняет, а еще и за тем, обеспечены ли эти полномочия деньгами. Вы посмотрите, что с лесными пожарами творится, не поймешь. Рослесхоз должен тушить пожары, а он задает вопросы, почему губернатор не тушит? Самолеты должны быть отданы Рослесхозу, а их отдали в МЧС. Чтобы в МЧС взять авиацию - нужно заплатить за нее. Эту систему взаимоотношений нужно привести в порядок, и, в том числе, этим должно заниматься министерство.
Кроме того, ведомству поручено управлять федеральным имуществом на территории Дальнего Востока.
- В настоящее время разрабатывается новая госпрограмма развития Дальнего Востока. Каким по вашей оценке, должен быть сценарий развития округа?
- Мы проанализировали текущую ситуацию - если сохранятся нынешние тенденции, то мы Дальний Восток просто-напросто потеряем. Приведу вам цифры. По итогам переписи населения 2002 года, в регионах Дальнего Востока проживало 6 миллионов 440 тысяч человек. По данным переписи 2010 года, население составило 6 миллионов 285 тысяч. Мы теряем людей, а наша задача иметь рост к 2025 году - 511 тысяч человек, причем 80% из них должны быть образованными специалистами высокой квалификации, только в этом случае мы сможем работать и развиваться.
Цель госпрограммы - закрепить и преумножить население на Дальнем Востоке, улучшить жизнь людей. Поэтому в первую очередь мы говорим о создании инфраструктуры на Дальнем Востоке, о комплексном, опережающем ее развитии, которое предусматривает не просто строительство портов, дорог, аэропортов, но и изменение облика городов, развитие транспортной сети, а также инфраструктуры образования и здравоохранения. Это и есть комплексное развитие. Самое главное - это не выравнивание, а подъем жизненного уровня, создание нормальных условий для жизни человека.
Нужно четко понимать, что у государства есть серьезные планы по развитию Дальнего Востока. Не случайно нам поручили разрабатывать Стратегию развития Дальнего Востока до 2050 года, поскольку серьезные инвестиции приходят только под долгосрочные, серьезные программы.
Реализуются крупные проекты, направленные на модернизацию дальневосточной экономики. Мегапроекты могут развиваться только на основе государственно-частного партнерства, когда государство опережающими темпами формирует комплексную инфраструктуру, прежде всего, транспортную, энергетическую, а бизнес приходит и развивает производство.
- На Дальний Восток сейчас выделяются огромные средства из федерального бюджета, до 2015 года эта сумма будет составлять 3,3 триллиона рублей. Если посмотреть на уровень 2018-2020 года, то это уже 9 триллионов рублей. А как используются эти деньги?
- В Приморье вложили 670 миллиардов рублей, а бюджетная обеспеченность в крае одна из самых низких по округу. На Чукотке бюджетная обеспеченность (уровень расхода бюджета из расчета на душу населения - ИФ) самая высокая - 394 тыс. рублей на душу человека, далее идет Камчатский край - 170,9 тыс. рублей, затем следует группа регионов - Магаданская область, Якутия, где 120-140 тыс. рублей. Потом идет Сахалинская область - 110 тыс., Амурская область - 61 тыс. рублей, Хабаровский край - 60 тыс., в Приморье 52 тыс. и замыкает таблицу Еврейская автономная область - 48 тыс. Спрашивается, как может в этом случае Приморье, когда вложены такие деньги, быть на предпоследнем месте по доходам на душу человека? Почему компании заработали, а региональный бюджет нет?
Необходимо повышать бюджетную обеспеченность регионов, а следовательно, увеличивать их доходную базу. Важно, чтобы каждый вложенный в развитие рубль приносил доход, чтобы предприятия платили налоги там, где они работают - на Дальнем Востоке, а не в других территориях.
Сегодня необходимо менять и структуру нашей экономики - переходить от добычи ресурсов к их глубокой переработке, производству продукции с высокой долей добавленной стоимости, заниматься развитием лесной, рыбной промышленности и других отраслей, которые сегодня используются не в полной мере.
Плюс мы говорим об особых условиях функционирования экономики на Дальнем Востоке, особенно для вновь создаваемых предприятий. На 80% их надо освобождать от налогов, оставляя НДФЛ. Предприятия, так или иначе, все равно увеличивают налоговую базу для региона. А льготы и преференции дадут возможность компаниям сократить срок окупаемости, позволят сделать бизнес более работоспособным. Мы должны добиваться, чтобы наши предприятия были конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Так развивалась Аляска, свободные экономические зоны в Китае, другие азиатские страны.
- Виктор Иванович, еще до создания министерства речь шла о Госкорпорации по развитию Дальнего Востока. Что-то известно уже о том, будет создаваться эта структура или нет?
- Никаких руководящих документов по этому поводу не подписано, разговоры о ее создании были, есть и остаются. Окончательного решения нет.
- Вы уже говорили о том, что в министерстве будут работать более 250 человек, большая часть из которых будут располагаться в Хабаровске. По каким принципам Вы будете набирать команду?
- 253 человека - это уже состоявшееся решение президента. Я всегда говорил, что не приглашаю в свою команду тех, с кем когда-то играл в футбол или волейбол. Для меня главный критерий - это профессионализм человека. Его желание и умение работать, проносить пользу людям, иначе - зачем ходить на работу. Мы будем брать людей не только из Хабаровска, будем советоваться с коллегами из других регионов. Сейчас задача расставить руководителей. Уже назначены четыре заместителя министра. Мы подыскали здания, как Москве, так и в Хабаровске. Пришло время начинать активную работу.
Что касается полпредства, то эта структура будет работать в прежнем режиме, но придется усиливать направления работы по внутренней политике, контрольным направлениям, координации правоохранительных органов, кадровой политике. Все это только дополняет задачи, стоящие перед министерством.