Эксклюзив 13 июля 2023 г. 13:50

Генеральный директор ООО "Газпром гелий сервис" Любовь Бриш:

"Успешный опыт и компетенции комплексной реализации проектов позволяют двигаться вперед, разрабатывая и создавая СПГ-проекты в других регионах страны"

Компания "Газпром гелий сервис" - полномочный оператор ПАО "Газпром" по реализации проектов с применением криогенных технологий и эксплуатирующая организация единственного в России гелиевого хаба. ООО "Газпром гелий сервис" ведет активную работу по диверсификации деятельности, создавая малотоннажные заводы по сжижению природного газа. Как развивается это перспективное направление работы "Газпром гелий сервис", "Интерфаксу" рассказала генеральный директор компании Любовь Бриш.

"Успешный опыт и компетенции комплексной реализации проектов позволяют двигаться вперед, разрабатывая и создавая СПГ-проекты в других регионах страны"
Фото предоставлено компанией "Газпром гелий сервис"

- Сейчас мы видим активное развитие индустрии малотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ) в России. В чем особенность именно вашей компании, какие перед вами стоят задачи?

- Сегодня в Группе "Газпром" мы являемся одним из центров компетенций по криогенным технологиям. В первую очередь речь идет о создании инфраструктуры для обеспечения логистики жидкого гелия с Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Работа с гелием требует углубленных знаний и владения сложными технологиями в области самых низких температур.

В процессе создания Логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров (хаб) было принято амбициозное решение, что в его инфраструктуре должны участвовать автомобили, работающие на СПГ. Именно этот вид моторного топлива экономически выгоден для перевозок на дальние расстояния. Но мы столкнулись с тем, что во Владивостоке СПГ не производился, и было решено обратиться к технологическим процессам, которые предусматривались в проекте гелиевого хаба. А это установки воздухоразделения - СПГ можно получать с использованием жидкого азота. В целом такая технология достаточно капиталоемкая. В России она ранее не внедрялась - никто не строил установку воздухоразделения (ВРУ) специально для того, чтобы использовать жидкий азот в качестве хладагента, который применяется в производстве СПГ. На гелиевом хабе установка ВРУ уже была построена и имелись свободные мощности. Соответственно, мы использовали свои возможности для создания инфраструктуры производства СПГ именно таким способом. В тот момент времени мы планировали производить СПГ только для собственных нужд.

Несмотря на то, что технология сжижения природного газа с использованием жидкого азота в качестве хладагента была применена впервые в РФ, экспертиза проектной документации была пройдена с первого раза в кратчайшие сроки. Задачу по строительству установки сжижения природного газа мы реализовали в течение восьми месяцев - от инвестиционного решения до ввода в эксплуатацию, с учетом времени на заказ и производство оборудования.

Кроме того, мы создали и продолжаем развивать СПГ-инфраструктуру на Дальнем Востоке: для обеспечения собственного автопарка по маршруту его движения построены пункты по заправке СПГ в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области.

В результате успешный опыт и компетенции комплексной реализации проектов за столь короткий период позволяют двигаться вперед, разрабатывая и создавая СПГ-проекты в других регионах страны. Сегодня мы ведем строительство малотоннажных комплексов по производству сжиженного природного газа (КСПГ) в Амурской и Волгоградской областях. В 2023 году эти объекты планируется ввести в эксплуатацию. На КСПГ в Амурской области завершен монтаж основного технологического оборудования. В Волгоградской области основной этап строительства начат в марте текущего года. Кроме того, ведем проработку проектов КСПГ в Астраханской области и Приморском крае. Здесь будут заводы мощностью до 7 тонн СПГ в час.

- Предусмотрена ли экспортная составляющая в работе вашей компании?

- Так как наше предприятие создавалось как Логистический центр обслуживания изотермических контейнеров для транспортировки жидкого гелия с Амурского ГПЗ, по проекту экспортная составляющая изначально предусмотрена. Мы - единственный автотранспортный оператор в "Газпроме", имеющий статус международного автомобильного перевозчика. Компания является декларантом таможенной процедуры. Единицы компаний имеют такой статус. Наличие данных условий позволяет нам осуществлять поездки как по России, так и за рубеж на собственных СПГ-тягачах. Кроме того, технологические мощности гелиевого хаба позволяют производить криогенную линейку продукции для отгрузки покупателям - СПГ, жидкий азот и жидкий кислород.

- В принципе, вас можно назвать девелопером заводов СПГ. Сформировали ли вы типовое технологическое решение по комплектации заводов для снижения затрат и сокращения времени строительства? Сформировали ли пул производителей и подрядчиков?

- Это работает несколько иначе. Дело в том, что в наших реализуемых и перспективных проектах сделан акцент на три основные технологии сжижения природного газа. Выбор конкретной технологии происходит в зависимости от производительности будущего комплекса, состава газа, который будет использоваться, а также энергоресурсов и размера земельного участка под конкретный проект. На заводах, которые мы строим сегодня, применяются разные технологии. Подрядчики и производители оборудования, соответственно, также разные.

Например, в Волгоградской и Амурской областях создаются КСПГ на базе дроссельно-эжекторного цикла высокого давления мощностью по 1,5 тонн в час. В Приморском крае и Астраханской области рассматривается возможность применения технологии азотного цикла, здесь производственная мощность больше - до 7 тонн СПГ в час. Для каждого объекта производства СПГ индивидуально подбирается система подготовки (очистки) природного газа к сжижению.

Что касается поставщиков оборудования. На СПГ сейчас большой спрос. Следуя тенденциям, отечественные производители расширили линейку предлагаемого оборудования, а также значительно улучшили качество производства. Если еще два года назад альтернатива на рынке производителей оборудования была ограничена, то сейчас есть выбор, в том числе и в плане стоимости оборудования.

- Как обстоят дела с обслуживанием иностранного оборудования?

- Безусловно, по части гелиевого оборудования мы работали с западными партнерами. Пусконаладочные работы (ПНР) первой линии производства на гелиевом хабе мы вели совместно с инженерами лицензиара, ПНР второй - самостоятельно, силами компетентных специалистов производственного и инженерно-технического состава "Газпром гелий сервис".

На данном этапе эксплуатации технологического оборудования хаба у нас нет необходимости обращаться за обслуживанием к зарубежным компаниям. При возникновении необходимости в замене отдельных частей мы обращаемся к российским производителям, они справляются с поставленной задачей.

- Пионеры российской СПГ-отрасли обычно строят производство на газораспределительных станциях. Однако на Дальнем Востоке наверняка не везде можно использовать подобную синергию. В этой части какую схему организации производства вы используете?

- Строительство КСПГ на газораспределительных станциях (ГРС) имеет одно незначительное преимущество перед использующимися нами решениями - отдельно стоящими КСПГ с подключением к сети газоснабжения - чуть меньшее потребление электроэнергии на сжижение, однако по остальным параметрам технология производства СПГ на ГРС - более консервативный сценарий.

Значительно ограничивают получение СПГ на ГРС объемы потребления газа после ГРС, которые должны быть примерно в 10 раз больше, чем мощности по производству СПГ. Также необходимо учитывать сезонный характер потребления газа на ГРС (пиковое потребление зимой на отопление). Как правило, летом производство СПГ на ГРС невозможно ввиду малого потребления газа после ГРС.

Поэтому наша компания считает оптимальным решением строительство независимых от технологии ГРС комплексов СПГ, которые позволяют обеспечить удовлетворение и пиковых объемов потребления СПГ в регионах присутствия, и операционную гибкость производства требуемого количества СПГ независимо от сезонного фактора.

- Вы уже упомянули производство в других регионах, расскажите об этих проектах подробнее, пожалуйста. Какие цели перед собой ставите? На какой стадии проекты?

- Сейчас ведется активная работа в Амурской, Астраханской, Волгоградской областях, а также в Приморье. В проработке и другие регионы, сможем позже о них поговорить.

Строящиеся и планируемые малотоннажные производства сжиженного природного газа, прежде всего, создаются для развития СПГ-инфраструктуры и поставок потребителям. КСПГ в регионах позволяют реализовать проекты автономной газификации социально значимых объектов, использовать газ в качестве моторного топлива для магистрального и муниципального транспорта, специальной техники, а также для тягачей нашего предприятия.

По КСПГ в Волгоградской области: 22 марта этого года мы провели торжественное мероприятие с участием заместителя председателя правления ПАО "Газпром" Виталия Анатольевича Маркелова и губернатора региона Андрея Ивановича Бочарова - приступили к закладке фундаментов для основного технологического оборудования. Для ЮФО это первый СПГ-проект, там мы строим комплекс мощностью 1,5 тонн СПГ в час. Здесь ключевыми потребителями будут автобусы и спецтехника, которые, в том числе, будут закупаться региональными властями для Волгограда.

В Астраханской области завод будет с большей мощностью - 7 тонн СПГ в час. Это другой масштаб и другие технологии. Кстати, этот проект схож с планируемым объектом КСПГ в Приморском крае - здесь компания ведет проект в статусе резидента территории опережающего развития "Надеждинская", а в Астраханской области - как резидент территории особой экономической зоны "Лотос". Соответственно, условия работы в специфике особых экономических зон нам хорошо знакомы.

Перспективный проект КСПГ в Астраханской области имеет интересную логистику: проводится модернизация портов Каспийского бассейна, поэтому мы рассматриваем транспортировку СПГ, в том числе речным транспортом. Мы можем работать в режимах мультимодальных перевозок - например, "автомобиль-река", задействовать наши СПГ-тягачи для перевозки продукции в порты. В рамках данного проекта мы рассматриваем и изучаем возможности отгрузки на речной транспорт и далее к потребителям. Отгрузку предполагаем осуществлять в танк-контейнерах. Это будет для нас первый опыт. Здесь отмечу, что в марте мы расширили свой парк цистерн, приобрели 10 новых танк-контейнеров, в которых сможем перевозить СПГ, жидкий азот и другие криогенные продукты.

Проект в Амурской области интересен своими потребителями - коммунальной инфраструктурой. Здесь новым опытом будет поставка СПГ на котельную. Для нас это социально ответственный проект, который предполагает создание СПГ-инфраструктуры - КСПГ производительностью 1,5 тонн СПГ в час и СПХР (система приема, хранения и регазификации сжиженного природного газа). Регион также инвестирует в проект. Со своей стороны, они уже строят новую котельную с использованием природного газа.

В Приморском крае мы также представили предложение правительству региона по переводу коммунальной инфраструктуры на экономически выгодное и экологически безопасное топливо. Регион рассматривает перевод действующих котельных на СПГ.

- Как вы участвуете в развитии транспортной сети и логистики товарной продукции ПАО "Газпром"?

- Мы являемся единым логистическим оператором ПАО "Газпром" по вывозу товарной продукции Амурского газоперерабатывающего завода. По гелию мощность составит 60 млн кубических метров, когда Амурский ГПЗ выйдет на пиковую производительность. Наша миссия - обеспечить непрерывный безопасный вывоз товарной продукции.

На Дальнем Востоке мы уже создали первый логистический маршрут для тягачей на СПГ и успешно работаем по нему. С учетом реализации новых проектов по развитию малотоннажного СПГ-производства в регионах России мы продолжим развивать свои компетенции в качестве единого логистического оператора ПАО "Газпром".

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще