Об итогах работы Законодательной думы Хабаровского края в 2018 году и о инициативах на следующий год в интервью агентству "Интерфакс-Дальний Восток" рассказал председатель думы Сергей Луговской.
- Сергей Леонидович, завершается 2018 год. Над чем работали краевые депутаты, какие новые законы были приняты, в каких сферах?
-Если говорить о цифрах, то 2018 год оказался более результативным по сравнению с предыдущими годами. В этом году депутаты приняли 84 закона, в прошлом году чуть меньше - 76. Многие из них по-прежнему связаны с социальной сферой - это и обеспечение бесплатного проезда для определенных категорий граждан в общественном транспорте, поддержка рождаемости, ветеранов.
В уходящем году приходилось вместе с краевым правительством заниматься вопросами защиты обманутых дольщиков. Учитывая, что в крае остро стоит вопрос обеспечения прав таких граждан, нами были внесены изменения в закон "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов ". Корректировки закона позволяют предоставлять земельный участок "новому " застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов. Земельный участок может быть использован инвестором как для строительства многоквартирных домов, так и иных объектов капитального строительства. Еще одним краевым законом - "Об отдельных вопросах защиты прав и законных интересов пострадавших граждан, участвующих в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах на территории Хабаровского края " обманутые дольщики могут рассчитывать на бесплатную юридическую помощь. Кроме того, для скорейшего завершения строительства проблемных домов дума принимала решения о предоставлении государственных гарантий компаниям-застройщикам для получения банковских кредитов.
Что касается других, не менее важных вопросов, то стоит отметить помимо увеличения с 1 января 2019 года размера регионального материнского капитала до 250 тысяч рублей, расширение возможностей его использования. В частности, была принята поправка о том, что можно направлять региональный маткапитал на строительство индивидуального жилого дома независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего и (или) последующих детей. С момента, когда мы приняли решение о региональном материнском капитале, уже более 20 тысяч семей обратились за его получением, 8 тысяч распорядились средствами. С 2012 года на выплаты из краевого бюджета было направлено 1,5 миллиарда рублей.
Внесены были изменения в закон "О ежемесячной денежной выплате в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей", которые расширили категорию многодетных семей, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты. Так, ранее дети отца, рожденные его предыдущей супругой, не принимались во внимание при назначении данной меры социальной поддержки. Теперь это ограничение снято.
Ряд законодательных поправок были приняты для поддержки детей-сирот. Например, теперь жилые помещения будут предоставляться детям-сиротам не только по месту жительства, но и в границах другого населенного пункта на территории края при наличии их письменного согласия. Также приняты изменения, устанавливающие предельную долю квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме, - не более 25 процентов.
- В следующем году у жителей Хабаровского края вновь появится возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Кто сможет воспользоваться этим правом?
- Да, действительно, в следующем году эта норма возвращается, но сейчас еще дорабатывается механизм ее реализации. Все региональные льготники могут по своему желанию выбрать - или продолжать получать единовременную денежную выплату на компенсацию проезда или оформить социальную транспортную карту. Также бесплатный проезд будет предоставлен федеральным льготникам. Механизм реализации этой меры поддержки прорабатывается в министерстве социальной защиты населения. Ожидаем, что в Хабаровске и Хабаровском районе такая возможность появится у людей с 1 июня 2019 года, в Комсомольске-на-Амуре и остальных районах - с 1 октября.
- Сергей Леонидович, знаем, что депутаты в следующем году планируют обсудить возможность пересмотра ставок транспортного налога. С чем связаны грядущие изменения?
-Транспортный налог может быть дифференцирован. Этот вопрос постоянно возникает в обращениях граждан, задавали его и молодые парламентарии в рамках "Встречи без галстуков" на форуме молодых парламентариев Хабаровского края. Транспортный налог - это налог, который в полном объеме остается в регионе. Только в 2017 году в консолидированный бюджет каря поступило 1,6 млрд рублей по транспортному налогу. Налоговым кодексом РФ установлено, что налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. На мощные автомобили - свыше 250 лошадиных сил - в Хабаровском крае предельная налоговая ставка установлена в размере 150 рублей за одну лошадиную силу. Ее размер не меняется с 2012 года. Аналогичные ставки действуют в Амурской, Сахалинской области, на территории Камчатского края. В ЕАО - 109,2 рублей.
Автолюбители, сравнивая региональный транспортный налог с размером транспортного налога в соседних субъектах, регистрируют свои транспортные средства малой мощности - до 130 лошадиных сил - в Еврейской автономии и Приморье, незначительно сэкономить можно и регистрируя там мощные машины. А вот автомобили других категорий выгоднее регистрировать в Хабаровском крае.
Иная ситуация в Приморье, где транспортный налог рассчитывается, исходя не только из мощности автомобиля, но и года его выпуска. Там установлены три возрастных категории: от 0 до 3 лет, от 3 лет до 10, от 10 лет и старше. Причем, эта градация касается как легковых автомобилей, так и других транспортных средств. При учете "возрастного" фактора получается, что практически все транспортные средства старше 10 лет, а таких на дорогах края большинство, выгоднее ставить на учет и платить транспортный налог в Приморье. Там ставка транспортного налога на подержанные иномарки в 2-3 раза ниже, чем в Хабаровском крае.
Резонность введения дифференцированного транспортного налога подтверждают и эксперты автомобильного рынка. Они считают, что со временем эксплуатации автомобили утрачивают заявленную мощность двигателя. Раз эта тема так активно обсуждается в обществе, есть запрос от населения, дума в ближайшее время обязательно займется этим вопросом. Я уже поручил своим заместителям и руководителям профильных комитетов изучить практику других субъектов. Если мы будем видеть плюсы от оборота, снизив ставку налога, но увеличив число налогоплательщиков, то, вероятно, получим экономический эффект. Возможно, в начале следующего года мы проведем "круглый стол" или "парламентский час" на эту тему с приглашением представителей научного сообщества, налоговой службы, ГИБДД, чтобы всесторонне разобраться в вопросе.