Дальний Восток / Эксклюзив 1 декабря 2010 г. 10:50

Президент Якутии Е.Борисов: "Мы уже не республика с моноотраслевой экономикой"

Президент Якутии Е.Борисов: "Мы уже не республика с моноотраслевой экономикой"

- Егор Афанасьевич, какие ключевые задачи стоят перед экономикой Якутии в ближайшее время?

- Наша стратегическая задача – планомерно двигаться к реализации "Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года". Это главный документ, по которому работает и будет работать экономика республики.

В первую очередь, это поддержка и развитие традиционных отраслей экономики, в основном добывающей промышленности. Имеется в виду добыча алмазов, угля, золота и других полезных ископаемых, модернизация технологических процессов в этих сферах, привлечение новых инвестиций и так далее.

В то же время, несколько лет назад мы пришли к выводу, что базироваться только на горнодобывающей промышленности достаточно рискованно. Поэтому взяли курс на диверсификацию региональной экономики, создание новых отраслей. В общем-то, мы уже не республика с моноотраслевой экономикой.

Так, мощная нефтедобывающая промышленность – это уже реальность. Месторождение Талаканское на сегодня – центр добычи якутской нефти. Компания "Сургутнефтегаз" начала там работу. Уже добыто около 3 млн тонн нефти, плановая задача – поднять добычу до 10 млн тонн в год.

Кроме того, у нас успешно зарождается газодобывающая промышленность. В настоящее время "Газпром" начинает освоение Чаяндинского газоконденсатного месторождения, на базе которого впоследствии появится Якутский центр газодобычи. Пока там ведется геологическая работа, создаются предприятия, которые будут заниматься геологией, строительством объектов.

К 2014 году планируется создать условия на этом месторождении для добычи нефти, а в 2016 году начать полноценную добычу газа. К этому времени ОАО "Газпром" должно завершить строительство газопровода от Чаяндинского месторождения до Хабаровска, точнее до присоединения к трубе "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Таким образом, уже через шесть лет наш газ выйдет на Владивосток. Это позволит не только решать вопросы газификации населенных пунктов Дальнего Востока, но и в будущем выйти на экспорт якутского газа.

Добавлю, что Якутия обладает примерно третью запасов газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока. Потенциал гигантский.

Впереди нас ждут и другие серьезные проекты, в частности, по добыче урана, железной руды, апатитов и т.д.

- Есть ли под все эти проекты необходимая инфраструктура, ведь надо учитывать и климатические особенности региона, и его огромную территорию, и другие аспекты?

- Для того чтобы создавать и успешно развивать новые отрасли, конечно, необходимо привлекать крупных инвесторов, а для них, безусловно, очень важно наличие инфраструктуры: энергетики, связи, транспорта, дорог. По этим направлениям мы ведем большую работу.

У нас за счет регионального и федерального бюджетов и при участии ОАО "РЖД" строится железная дорога "Беркакит – Томмот – Якутск". До Якутска осталось примерно 80 км.

Только в 2010 году мы ввели две линии электропередачи 220 кВ. Это "Сунтар-Олекминск" длиной 350 км и "Нерюнгри – Нижний Куранах" в Алданском районе длиной 276 км. Они обе участвуют в обеспечении электроэнергией нефтепровода ВСТО ("Восточная Сибирь – Тихий океан" – ИФ).

Кстати, сам по себе ВСТО – тоже важнейший инфраструктурный проект, который позволит нам задействовать наши нефтяные месторождения. Ведь нефтепровод пролегает через территорию Якутии, близко к ее месторождениям. В перспективе это позволит "врезаться" в нефтепровод и увеличить объем поставок нефти в азиатско-тихоокеанские страны, на Дальний Восток, а если надо будет, и в Западную Сибирь. Все это нами предусматривается.

Итак, три приоритетных направления "Схемы-2020": поддержка традиционных отраслей, создание условий для диверсификации экономики и развитие инфраструктуры.

- А поддержка предпринимательства и малого бизнеса входит в экономические приоритеты?

- Безусловно. Во-первых, это помогает решать проблему занятости населения. Во-вторых, мы таким образом развиваем производство местных товаров, например, пищевую промышленность, ювелирное производство, народные ремесла. В-третьих, это тоже отчасти помогает в создании инфраструктуры вокруг крупных проектов.

С одной стороны, за последние пять лет мы добились определенных успехов в развитии предпринимательства: количество малых предприятий увеличилось в два раза, 40% всего занятого населения республики работает в сфере малого и среднего бизнеса. С другой стороны вклад малых и средних предприятий в экономику региона по-прежнему не очень велик: их доля в обороте организаций – всего около 24%, а в ВРП – менее 7%.

Поэтому нам нужно расширять механизмы стимулирования и повышения конкурентоспособности местного товаропроизводителя, поощрять производство.

Первое – это упрощенная система налогов. Мы внедряем патентные платежи для бизнесменов. Из всех систем налогообложения патентная – самая простая и удобная. Предприниматель просто выкупает у муниципалитета патент на какой-то срок – на полгода, на год, на пять лет – по своему виду бизнеса и платит фиксированную сумму в бюджет. На этом его расчеты с государством заканчиваются. Возможно, поначалу у муниципальных образований будут сложности с наполнением бюджетов. Но с другой стороны, мы создадим более комфортные условия для создания малых предприятий, и потом, я уверен, за счет их числа муниципалитеты наверстают "упущенное".

Второе. Сегодня мы поддерживаем малый и средний бизнес с точки зрения имущественного комплекса. Например, передаем бизнесу по приемлемым ценам пустующие, неэффективно использующиеся объекты, находящиеся в госсобственности. Так, недавно мы создали целый мебельный кластер в Якутске. Восстановили заброшенные объекты и передали их малым структурам. Сейчас там работают около 20 предприятий, которые производят мебель, окна и другие товары.

Кроме того, мы увеличили в этом году на 100 млн рублей региональный фонд поддержки предпринимательства. Средства предназначены для микрокредитования бизнеса. Есть еще залоговый фонд для малого предпринимательства, который упрощает доступ к заемным средствам. Малые предприятия получают кредиты, а государство берет на себя определенную ответственность перед банками, выступает гарантом.

Добавлю, что мы прежде всего идем навстречу тем, кто активно участвует в тендерах, внедряет у себя инновационные технологии, наиболее тщательно прорабатывает экономические обоснования бизнес-проектов.

- Довольны ли Вы тем, как развивается сельское хозяйство в Якутии?

- Уникальность нашего сельского хозяйства заключается в том, что на таких северных широтах на планете никто не занимается скотоводством и земледелием. Исторически сложилось так, что сельским хозяйством в республике занимается в основном коренное население. В связи с этим наше сельское хозяйство как бы выходит за рамки стандартных экономических понятий, ведь это связано с культурой, с традициями, образом жизни коренных народов Якутии.

Понятно, что в условиях Севера вести сельское хозяйство – дело заведомо убыточное. Поэтому мы обязаны его поддерживать. Подчеркну, что ни один другой субъект РФ за минувшие годы не вкладывал в село столько средств, сколько Якутия. Например, в этом году было выделено 6 млрд рублей, на следующий год запланирована примерно такая же сумма. Все это – дотации по более чем 60 видам сельхоздеятельности.

Отвечая на Ваш вопрос, не могу сказать, что миллиарды рублей тратятся впустую. На сегодняшний день у нас самое большое количество крупного рогатого скота на Дальнем Востоке. У нас неплохо развиваются молочное и мясное направление, производство овощей. И, конечно, традиционные отрасли – оленеводство, охотничий, рыбный промысел, коневодство.

Но экономическая отдача могла бы быть лучше. Поэтому предстоит сделать еще много важных шагов: возродить имущественный комплекс АПК – сортовые картофелехранилища, животноводческие комплексы, холодильные склады, пищекомбинаты и т.д., упростить процедуру оформления сельхозугодий в частную собственность, утвердить порядки и механизмы, стимулирующие развитие сбытовой кооперации, не забывая и о создании инфраструктуры для заготовки и переработки сельхозпродукции, определить гибкие единые торговые надбавки, исходя из установившихся розничных цен на рынке и допустимого уровня рентабельности, дать возможности органам местного самоуправления поддерживать и развивать на своей территории сельское хозяйство и так далее.

Добавлю, что ключевым моментом развития АПК Якутии в будущем станет размещение сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в точках роста промышленного, транспортного и энергетического комплексов. В настоящее время уже начата реализация инвестиционного проекта "Агрогородок Витим", являющегося ключевым звеном дальнейшего развития агропромышленного комплекса республики.

- Как в регионе обстоят дела с введением нового жилья и переселением людей из ветхого жилого фонда?

- В сложных климатических, географических условиях Якутии строить жилье – это очень затратное дело. Но мы поставили задачу – увеличить к 2015 году объемы вводимого жилья в полтора раза: с 300 тыс. квадратных метров жилья, которые мы сейчас строим в год, до 450 тыс. квадратных метров.

Если говорить о промежуточных итогах, то с 2002 по 2009 годы с учетом привлечения внебюджетных средств в республике сдано 2,2 млн кв. метров жилья.

В то же время, достаточно остро у нас в республике стоит проблема ветхого жилья. Если в Российской Федерации в целом ветхое жилье составляет примерно 3% от общего объема, на Дальнем Востоке – 5,5%, то по Якутии его 15%. Корни этой проблемы лежат еще в советской градостроительной политике в регионе. Дома строили в основном деревянные, ничего тяжелого нельзя было возводить в условиях вечной мерзлоты. Лишь в конце 60-х годов начали строить каменные дома на сваях. Они до сих пор стоят, а вот все деревянные здания в плачевном состоянии.

К сожалению, эти особенности Якутии – транспортные, климатические, географические – почти нигде не учитываются, в том числе в федеральной программе расселения ветхого жилья. Вот, условно скажем, дали Калуге 100 млн рублей и нам дали столько же. За эти 100 млн рублей Калуга может построить там 200 квартир, а мы можем построить только 50 квартир. Получается, что эта федеральная программа у нас работает, но весьма ограниченно.

В целом же, если оценивать объемы строительства жилья в республике, то реальное участие федеральных денег не превышает 10%. Остальное выделяет регион.

- Каковы динамика, объем и структура инвестиций, которые привлекает республика?

- С 2002 по 2009 годы в экономику Якутии суммарно привлечено около 700 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Республика является лидером среди регионов Дальнего Востока по объемам и темпам инвестиций в основной капитал и одним из немногих субъектов РФ, обеспечивших высокие темпы роста в период глобального кризиса. По текущему году мы ожидаем совокупный приток инвестиций в основной капитал в размере 165 млрд рублей.

Говорить о структуре уже сложнее. И вот почему. Необходимо признать, что республика остается передовым инвестиционно-активным регионом за счет "мега-проектов". При этом сохраняется перекос в сторону сырьевых проектов.

С одной стороны, это понятно. Минерально-сырьевой потенциал – главное конкурентное преимущество Якутии. Стоимость только подтвержденных запасов полезных ископаемых оценивается в $1,3 трлн, а прогнозный потенциал составляет $4,7 трлн.

С другой стороны, нам нужно привлекать новые инвестиции не только в наши молодые отрасли топливно-энергетического комплекса, но и в традиционные отрасли – добычу алмазов, золота, сурьмы, сельхозпроизводство и другие. Для этого надо продолжать устранять излишние административные барьеры, применять принцип государственно-частного партнерства при освоении новых территорий, в том числе через создание инфраструктуры – дорог, связи, энергетики и т.д. Одним словом, улучшать инвестиционный климат.

Перед нами стоят серьезные задачи – привлечь инвестиции крупнейших отечественных и иностранных компаний для реализации таких масштабных проектов, как "Комплексное освоение Южной Якутии", развитие Томпонского горнопромышленного района и Западной Якутии, совместное с Магаданской областью освоение Яно-Колымской золоторудной провинции и т.д.

- А что делают власти региона для привлечения иностранных инвесторов?

- Когда речь идет о реализации проектов на территории республики, мы стараемся привлекать стратегических партнеров с учетом интересов российского государства. Поэтому прежде всего обращаемся к нашим российским партнерам.

Но при всем при этом мы знаем, что и у наших стратегических партнеров, и у государства зачастую средств не хватает для того, чтобы ускоренными темпами решать все задачи. Поэтому в рамках действующего федерального законодательства мы выходим и на иностранных инвесторов.

В настоящее время Якутия поддерживает отношения с 28 странами, взаимодействует с крупными международными организациями.

Кстати, как ни парадоксально, самый крупный якутский проект с привлечением иностранных инвестиций был реализован еще во время Советского Союза, в конце 1970-х годов. Это был проект строительства угольного разреза в Южной Якутии. Тогда был привлечен японский кредит. Расчеты производились поставками угля. Впрочем, и в нынешней нашей экономике участие иностранного капитала в угольной промышленности присутствует. Здесь превалируют южнокорейские и японские компании.

Мы презентуем наши инвестиционные проекты в рамках "Схемы 2020" в разных странах. Сейчас ведется очень много переговоров. Недавно я вернулся из Франции, на очереди – Япония, Индия. Прежде всего, речь идет о добыче угля, газа, нефти, железной руды и т.д. Причем мы заинтересованы в привлечении не только финансовых ресурсов, но и новейших технологий.

Между тем, несмотря на привлекательность наших проектов и надежные кредитные и инвестиционные рейтинги Якутии, потенциальные иностранные инвесторы нередко говорят и о демотивирующих факторах – это налоговая политика в России, разрешительная система, несовершенство законодательства о недропользовании. Мы доводим все их претензии до федерального центра.

- Какие крупные проекты реализуются в Якутии с привлечением инвестиций российских компаний помимо нефтегазовых проектов, о которых мы говорили в начале интервью?

- Прежде всего, это железорудный проект "Тимир", который ведет компания "АЛРОСА". История его такова. В свое время еще власти СССР решили создать в Южной Якутии крупный промышленный центр. Это было связано прежде всего с освоением железных руд. Создали основную инфраструктуру: железные дороги, огромнейшую Нерюнгринскую ГРЭС. Потом должны были создать источник энергии, которая превращала бы железную руду в металл – это коксующийся уголь. Разрез запустили. Даже проблему кадров решили. В общем, все было создано, кроме самой металлургической промышленности. А когда СССР распался, все в одночасье замерло.

Между тем, общие подтвержденные запасы четырех месторождений проекта "Тимир" – Таежного, Десовского, Тарыннахского и Горкитского – составляют около 4,8 млрд тонн железной руды. Прогнозные – в районе 20 с лишним млрд тонн. Так что в перспективе это один из крупнейших железорудных центров в мире.

В настоящее время группе "АЛРОСА" принадлежат лицензии на разработку этих месторождений. Учреждено дочернее предприятие – ОАО ГМК "Тимир", недавно был открыт офис компании в городе Нерюнгри. Это можно считать началом освоения крупнейшего железорудного месторождения Якутии.

Кстати, освоение этих месторождений является частью проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", который я выше упоминал. В рамках этого проекта создается инфраструктура вокруг месторождений. Компании "АЛРОСА" же, по условиям лицензии, необходимо построить две фабрики мощностью 15 млн тонн руды каждая. Их строительство должно начаться в 2012 году. Объем инвестиций до 2018 года – около 60 млрд рублей.

Отмечу, что "АЛРОСА" по-прежнему заинтересована в привлечении в акционерный капитал ОАО ГМК "Тимир" крупного стратегического инвестора из числа международных или российских компаний, имеющих опыт в освоении железорудных месторождений, а также свободные мощности по производству стали.

- А Север Якутии, арктическое побережье имеют экономические перспективы?

- Надо отметить, что интерес к Арктике очень вырос в последние годы. Как национальный, так и международный. В 1990-х годах после перехода на рыночную экономику на Севере заниматься производством стало убыточно. Закрывалось и забрасывалось все: золотодобывающая, оловянная промышленность, Северный морской путь, метеорологические станции. Люди в массовом порядке уезжали.

Сегодня интерес к арктической зоне возрождается с двух позиций. Во-первых, с позиции транспортно-логистической – имеется в виду актуальность Севморпути, а во-вторых, с точки зрения минерально-сырьевых ресурсов. Как мы знаем, это поняла не только Россия. Среди претендентов на экономическое освоение Арктики такие серьезные государства, как Канада, США и даже Китай.

Поэтому, прежде всего, нам надо защищать свои позиции по шельфовым границам. Во-вторых, нужно определять объем запасов углеводородов на шельфе. В-третьих, надо восстановить Севморпуть и всю гидрометеорологическую службу. Все это так или иначе связано с Якутией. Одна треть Севморпути приходится на республику. Значительная часть метеорологических станций, которые сопровождали Севморпуть, были на нашей территории. Будущее шельфовое углеводородное богатство также находится на продолжении территории Якутии. Вместе с тем, очевидно, что силами одного региона все это не охватить.

В этой связи хочу сказать, что в последнее время чувствуются позитивные подвижки, усиливается внимание со стороны федерального центра. Не так давно в Тикси приезжал премьер-министр России Владимир Путин. У нас с ним была беседа, и он подробно интересовался экспедициями, которые изучают Арктику с точки зрения экологии, климата, прогнозных запасов углеводородного сырья. Он принял принципиальное решение эти изыскания поддержать.

Бюджет Якутии, кстати, тоже предусматривает поддержку научных экспедиций. Параллельно разрабатываются региональные программы по развитию наших арктических районов, улусов. Главным образом, чтобы поддержать местное население. Там ведь живут наши малочисленные народы. Надо заниматься их жизнью. Они должны заниматься традиционными ремеслами, сельским хозяйством.

Кроме того, мы должны восстановить все порты, которые были заброшены. Это прежде всего порт Тикси, Зеленомысский морской порт.

- Кстати, расскажите о планах республики по развитию транспорта, ведь для региона с такой территорией это наверняка жизненно важная тема.

- Вы правы, для Якутии это серьезный вопрос. К сожалению, транспортная доступность на такой огромной территории очень низкая. Поэтому у нас главная проблема – это завоз товаров в республику. Приходится завозить их по рекам в условиях ограниченной навигации.

Завозим товар зимой, накапливаем в верховьях реки Лена. Потом, когда летом навигация открывается, мы спускаем по реке Лена. Затем до устий рек. Когда уже в конце июля – начале августа открывается арктическая навигация, мы отправляем уже в устья рек. Успеваем довезти до устий Колымы, Индигирки, Яны, Анабара. После там оставляем, потому что надо груз поднимать вверх по этим рекам. А там уже воды нет – прошла летняя навигация. Ждем следующей навигации. Следующая весна открывается, арктическая навигация не открыта, а реки сами по себе открылись, мы поднимаем товар наверх. Это все немыслимо долго и сложно.

Ситуацию поможет в корне изменить та самая железная дорога, о которой я говорил в начале интервью – "Беркакит – Томмот – Якутск". Когда мы закончим ее строительство, отпадет много проблем с обеспечением, по крайней мере, центральных районов круглогодичным обслуживанием. То есть мы охватим разом 40-50% территории региона.

Более того, это позволило бы нам создать в Якутске достаточно мощный логистический центр, ведь отсюда уходят три федеральные автодороги: "Лена", "Вилюй" и "Колыма". Кроме этого, отсюда же уходят большие республиканские дороги "Амга", "Кобяй" и другие. Здесь же речной порт. И вот сюда же идет железная дорога, из почти 800 км которой уже построено более 700 км.

Правда, при этом точных сроков окончания строительства я, к сожалению, назвать не могу. Вынужден признать, что мы остановились буквально в шаге от завершения этого проекта. Тому есть единственная причина – позиция министерства транспорта РФ, которое не так давно предложило приостановить строительство, которое ведется уже четверть века – с 1985 года. Несмотря на то, что она значится и во всех стратегиях развития транспорта, и в стратегии развития Дальнего Востока. И, как я уже сказал, имеет колоссальное значение для нашего региона. На мой взгляд, это какое-то недоразумение: строить дорогу 25 лет и остановить все вот так, в 70 км от успешного завершения. В силу важности этого вопроса и его принципиального значения для экономики и будущего Якутии я планирую поднять эту тему на ближайшей встрече с руководством правительства России.

- Какова ситуация с кадровым обеспечением "Схемы-2020"?

- Если говорить конкретно о "Схеме-2020", то для реализации ее проектов необходимо около 100-120 тысяч специалистов разных уровней. Необходимы прежде всего подготовленные рабочие кадры. Как ни парадоксально, пока это самое слабое место "Схемы-2020". Не хватает технарей, строителей, нефтяников, газовиков...

Кадровую работу надо как можно быстрее налаживать и систематизировать. Мы сейчас создаем за счет средств республики новые факультеты, строим новые институты и филиалы. В Мирном – филиал Политехнического института Северо-Восточного федерального университета им. Аммосова. В Нижнем Бестяхе строим Транспортный техникум для кадров железной дороги. В Хандыге – Горно-геологический техникум. В поселке Пеледуй – Арктический технологический техникум. Вводим в строй новые студенческие общежития.

В то же время по нашей инициативе и с нашим финансированием уже в действующих вузах и учреждениях среднего профобразования Якутии в последние годы открылись десятки новых специальностей.

Более того, у нас в Якутии действует целый департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров. Республика выделяет средства и обучает за счет своего бюджета специалистов в центральных вузах страны и даже за границей. Подчеркну, такого департамента нет в одном другом субъекте РФ.

Но мне хочется сказать о том, что очень большая часть населения нуждается не только в востребованном образовании, но и в понимании происходящих перемен. Конкретный человек сегодня не может воспринять, "переварить" то, что мы сейчас делаем. То же самое, кстати, происходит по всей стране.

Вот мы говорим о модернизации – в экономике, в здравоохранении и т.д. Но важнее всего и труднее всего добиться главной модернизации – в умах людей. Сегодня получилось так, что народ по привычке уповает на государство. Все, начиная от руководителей предприятий, бизнесменов до рядовых граждан. Чуть что не так – начинают вопрошать: а почему Медведев не решает, а почему Путин не решает? То есть упование на государство очень прочно сидит в сознании людей. Пока мы это не изменим, не искореним, у нас очень многие процессы будут запаздывать, тормозиться. Особенно модернизация.

Но не все так грустно. Отрадно, что якутская молодежь, многие наши студенты начали активно работать, думать. Признаюсь, это моя надежда, это будущее республики. В последнее время мы проводим очень интересные и эффективные с точки зрения поиска молодых перспективных кадров деловые игры среди молодежи республики. Создаем пять-шесть условных правительств, и они между собой соревнуются. В прошлом году, например, основной темой был "План антикризисных мер правительства Республики Саха (Якутия)". Представляете, они сидели и разрабатывали свои планы антикризисных мер. Три дня они соревнуются между собой. Я с каждой командой общаюсь, потом подводим итоги, слушаем доклады. Кроме меня там целая комиссия работает – представители науки, руководители министерств, предприятий. В конце объявляем победителей, отмечаем самых активных.

- Они дают вам какие-то предложения, которые потом реализуются уже в реальном правительстве?

- Да, они дают идеи. Ребята собирают серьезный материал, анализируют, обсуждают. И где-то я ловлю интересные, полезные мысли. Я у них учусь многому, у них свежий и смелый подход ко всему.

Кстати, кое-кто из этих молодых людей уже оказался в реальном правительстве. Например, один из зампредов правительства республики, который сегодня в свои 32 года курирует самые сложные отрасли: промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. Нынешние министр транспорта и связи республики, министр внешнеэкономических связей – тоже прошли через горнило деловой игры "Молодежь – инновационно-стратегический ресурс Республики Саха (Якутия)". Они настоящие члены правительства республики, и они же – члены недавно сформированного молодежного правительства. Хочу подчеркнуть, наше молодежное правительство не является декоративным, оно реально способно влиять на принятие тех или иных решений.

- Сейчас очень модно слово инновация. Есть ли у Якутии свои инновационные проекты?

- Да, мы сейчас реализуем совместно с госкорпорацией "Роснанотех" и группой ОНЭКСИМ крупный проект по созданию завода компании "Оптоган" по производству светодиодных ламп. Строится он в Санкт-Петербурге. Мы являемся соучредителями и соакционерами – наша доля порядка 34% этого предприятия. Мы вложили в проект более 800 млн рублей, но нет сомнений в том, что в итоге наш регион получит от этого выгоду, так как это очень перспективный проект с хорошей окупаемостью.

Более того, потом, когда завод запустим, в Якутии наладим сборку этих ламп, рабочие места создадим. То есть, используя произведенные в Санкт-Петербурге комплектующие, мы создадим в Якутии сборочное производство.

Второе инновационное направление, которое мы у себя развиваем – производство базальтовой продукции. Весной 2011 года запустили Покровский базальтовый завод в 80 км от Якутска. Это проект со 100% участием средств региона. Все для производства есть: сырье, производственная площадка, инфраструктура.

Что такое базальт? Есть такой камень, из него производится очень мягкая материя. Во-первых, из нее делаем утеплители, но сейчас начали реализовать второе направление – проект производства нанотехнологий непрерывного базальтового волокна – ровинга. Из него делают уникальный нанокомпозитный материал, он чрезвычайно прочный, прочнее чем металл. Его применение перспективно во многих областях – от производства стройматериалов до "оборонки".

Добавлю, что сотрудничество Якутии и "РОСНАНО", очевидно, не ограничится строительством завода в Петербурге. Мы сейчас рассматриваем реализацию проекта по использованию нетрадиционных источников электроэнергии в регионе: солнечных батарей, ветродвигателей и так далее. За этим будущее.

Именно инновации позволят вывести нашу экономику и общественную жизнь на новый, более высокий уровень. Роль инноваций с каждым годом возрастает, они должны внедряться практически во всех отраслях экономики.