Дальний Восток / Эксклюзив 26 сентября 2019 г. 10:12

Руководитель департамента образования Южно-Сахалинска Анастасия Киктева: "Ежегодно наблюдаем увеличение количества учащихся от 3 до 5%"

Руководитель департамента образования Южно-Сахалинска Анастасия Киктева: "Ежегодно наблюдаем увеличение количества учащихся от 3 до 5%"

                 В Южно-Сахалинске идет активное строительство новых школ, в которых в том числе создаются условия для дополнительного образования. О школах, кванториуме и планах развития образования в областном центре агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказала директор департамента образования города Анастасия Киктева.

                 - Анастасия Николаевна, сколько новых школ введено в эксплуатацию в областном центре в этом году? Хватит их или нет для потребностей горожан?

                 - В городской системе сегодня функционирует 31 образовательное учреждение, в котором реализуются программы общего образования, из этого количества - две начальные школы, четыре гимназии, два лицея и две вечерних школы. Создаются условия для обучения всех детей, в том числе тех, которые находятся длительное время в больницах областного центра.

                 В этом году в эксплуатацию введено три новых дополнительных здания к действующим школам: здания для начальных классов (с гардеробами, спортзалами, столовыми) на 480 мест к СОШ№26 и гимназии №1, корпус для дополнительного образования на 413 мест гимназии №3.

                 Гимназия №3 получила площади для ведения занятий дополнительного образования художественно-эстетического направления, где изначально действует программа общего и дополнительного образования (хореография, декоративно-прикладное искусство, музыкальное и театральное отделения). Помещения для этих направлений расположились на первом и третьем этаже нового корпуса. А на втором этаже разместится новое структурное подразделение - кванториум. Официальное открытие его состоится 1 декабря. Но он уже начал работу по своей программе.

                 Это технопарк или дворец технического творчества. Ребята будут заниматься такими видами технического творчества, как промышленный дизайн, дополненная реальность, промышленная робототехника, а также естественнонаучное образование на биоквантуме. Отличительная особенность кванториума - ребята, которые там будут обучаться, получат практико-ориентированное дополнительное образование, связанное с реальными отраслями и производствами Сахалинской области. У нас есть список потенциальных индустриальных и интеллектуальных партнеров технопарка. То есть мы надеемся, что с нами будут работать коммунальные компании, производства сельского хозяйства, представители научного сообщества.

                 - Они будут читать лекции учащимся кванториума?

                 - Да, они будут проводить занятия, экскурсии, ставить перед учащимися реальные производственные задачи. У нас есть интересный пример прошлого года, который мы хотим масштабировать. Наши школы, в которых развивается робототехника, в прошлом году взаимодействовали с реальными производствами региона. Мы назвали этот формат "Муниципальные проектные задачи по робототехнике". Так, группа детей выезжала в Невельск на рыбоперерабатывающий завод, смотрели там производственный цикл. После этой экскурсии перед ними была поставлена проектная задача - выделить одну из ручных операций этого цикла и заменить ее робототехнической. Представители предприятия потом присутствовали на защите данных проектов и оценивали детские работы.

                 - Школьники создавали часть технологической линии рыбоперерабатывающего завода?

                 - Да.

                 - И как представители завода оценили их работу?

                 - Они были удивлены техническим решением детей.

                 Наши ребята уже второй раз на всероссийских соревнованиях по робототехнике занимают лидирующие места. В прошлом году они привезли первое командное место. Представили на конкурс робототехнический прибор, который скользит по краю кровли и срезает образовавшиеся сосульки. То есть их наработки могут стать основой какого-то такого аппарата, который сможет обезопасить горожан от обрушения льда с крыш зданий.

                 - Вернемся опять к школам. Есть ли дефицит мест?

                 - В должности начальника департамента образования я работаю пятый год, ежегодно мы наблюдаем увеличение учащихся от 3 до 5%. Например, в начале этого учебного года муниципальная система образования приросла порядка 700 учащимися. А это - полноценная, большая городская школа. Мы понимаем, чтобы создать условия в современной школе, она должна функционировать в одну смену, как общеобразовательная, а во вторую смену - как учреждение дополнительных возможностей (для профориентационной работы, дополнительного образования, а также школы полного дня для младшеклассников).

                 Мы испытываем дефицит в помещениях. У нас разработана специальная программа, в ее рамках в следующем году ожидаем ввода в эксплуатацию еще ряда новых зданий. Будет сдана общеобразовательная школа на 550 мест в микрорайоне "Дальнее", на ее территории построят теплицу, где дети вместе с педагогами смогут выращивать овощи в закрытом грунте, в самой школе будут помещения для дополнительного образования. Все условия создадут для учащихся младших классов.

                 В 2020 году в планировочном районе "Луговое" ожидаем новую школу на 260 мест для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая школа у нас есть, но количество данной категории детей существенно увеличилось за последние годы, да и здание уже обветшало.

                 Уже возводится корпус начальных классов на 480 мест у СОШ№6.

                 В более долгосрочных планах города - строительство трех зданий для трех действующих школ, а также строительство новых школ, сейчас идет работа по этим проектам. Например, интересный комплексный проект готовится к реализации, который мы назвали "Образовательный квартал".

                 - Расскажите про "Образовательный квартал" - когда, где и что будет?

                 - Сама идея в нашей стране не нова. Но подойти комплексно, создать конгломерат, где будет непрерывная система, связанная не только со зданиями (детский сад на 300 мест, школа на 1 тыс. 260 мест, школа-искусств на 230 мест), а также с общественными пространствами (в данном случае набережная реки Еланьки будет выполнять образовательную функцию) - на Сахалине такая идея принята впервые. И понимая, что данный объект должен быть знаковым, мы пошли нестандартным путем - не проектированием отдельных частей проекта, а вынос всего данного проекта на конкурс градостроительной концепции. На него заявилось восемь участников. Выбран лучшим проект компании "Юнкей Проджект" (Москва), который нашу идею непрерывного образования и открытого пространства для города реализовал. Проект - дорогостоящий и интересный. В течение октября планируем определиться с механизмом его реализации. По программе до 2023 года должны его реализовать.

                 Мы понимаем, что данный объект станет местом притяжения и предполагаем, что общественные пространства "Образовательного квартала" будут открытыми - горожане смогут там гулять.

                 Несколько атриумов в проекте предусмотрены для общешкольных мероприятий. Спортивная инфраструктура будет представлена для детей всех возрастов. "Образовательный квартал" должен стать ярким пятном на карте города.

                 - Стоимость строительства?

                 - Стоимость всех объектов будет порядка 5 млрд рублей. Финансирование - из муниципального и областного бюджетов.

                 - В этом году мэрия запустила механизм оказания помощи талантливым педагогам. Что это за механизм?

                 - Мы хотим помочь нашим образовательным учреждениям и педагогам, по инициативе мэра города впервые в этом году внедрили конкурс грантовой поддержки из 10 грантов (в том числе пять грантов - для молодых педагогов) для реализации программ самообразования. Завершаем прием заявок, которые очень разные, педагоги выбирают разные направления для самообразования. Конкурсная комиссия выберет получателей грантов и надеюсь, что такой опыт по планированию своей образовательной траектории станет важной и полезной вехой для наших педагогов.

                 - Какая сумма грантов?

                 - 100 тыс. рублей каждый. Педагог может для получения образования выехать за пределы Сахалинской области, или пригласить лектора сюда, например, если заявка на грант подана группой преподавателей. Для нас это первый опыт. Надеемся, что он будет положительным, и мы его продолжим.

                 - В этом году в Южно-Сахалинске прошел международный образовательный форум. Какие идеи заимствовали?

                 - Замысел форума был в общественной экспертизе концепции развития образования в Южно-Сахалинске до 2030 года. За основные ее тезисы положительно проголосовали горожане, педагоги. Концепция предусматривает инфраструктурные изменения, изменения с точки зрения технологии преподавания. Этот стратегический документ должен воплотиться в новую программу развития образования, в том числе финансирования мероприятий программы. Сейчас группа экспертов этим занимается. До конца года дорожная карта будет принята, в рамках нее мы планируем программу повышения квалификации учителей начальных классов по системе развивающего образования, серьезные инфраструктурные изменения с точки зрения цифровизации образования. Планы изменения инфраструктуры школ тоже ложатся неотъемлемой частью в развитие системы образования. Нам предстоит большая работа, будем рады, если горожане в нее включатся. Обязательно презентуем эту программу для обсуждения.

                 Почему столь длительный горизонт планирования развития образования до 2030 года? Простая арифметика. Мы посчитали, что первоклассники, которые в этом году сядут за парты, выбирать свою профессию будут в 2030 году. Следовательно, они пройдут через эту систему 11 лет образования. То есть сегодняшние первоклассники сейчас закладывают те компетенции, которые позволят им через 11 лет сделать правильный выбор своей профессии, встроиться в трудовой рынок и выстроить карьеру своей жизни. То есть сейчас мы работаем над формированием не только предметных знаний, но и надпредметных компетенций, от которых будет зависеть их выбор в 2030 году.

                 Стратегию мы готовим совместно с институтом образовательной политики "Эврика" (Москва).