Сахалинская область по итогам 2021 года планировала выйти на рекордные объемы жилищного строительства. Удастся ли реализовать эти планы, как решается вопрос транспортной доступности островов и с какими проблемами столкнулись сахалинские строители - об этом "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя областного правительства Сергей Олонцев.
- Сергей Петрович, можете подвести предварительные итоги текущего года в строительстве жилья в регионе? Как считаете, уложитесь в амбициозные планы, которые поставил губернатор перед областным правительством - впервые выйти по итогам года на 500 тыс. квадратных метров?
- Да, у нас в этом году планы на строительство большие - 500 тысяч квадратных метров. Мы находимся в графике. Более 290 тысяч квадратных метров уже сделали. Основной объем завершения строек будет приходиться на последние месяцы: эти объекты будем сдавать очередями в ноябре и декабре. Все объекты нам понятны. Есть некоторая зона риска, с которой мы работаем. Но думаю, что мы, безусловно, программу в 500 тысяч "квадратов" выполним.
- Как идет реализация программы по переселению аварийного жилья?
- Здесь ситуация такова, что мы, к сожалению, не получили федеральной поддержки в этом году. И работаем 2021 год за счет собственных средств. План в текущем году был расселить 129 тысяч квадратных метров аварийного жилья, мы стремимся выполнить эту задачу. Что мы сейчас видим совершенно точно - это программа 80 тысяч квадратных метров, то что у нас прописано в новой программе расселения аварийного жилья на 2021-2025 годы. То есть в этой программе на 2021 год как раз прописано расселение 80 тысяч квадратных метров. Вообще это федеральная целевая программа. Поэтому главная наша задача этого года - выполнить те объемы жилищного строительства, которые перед нами стоят. И не просто выполнить, но и чтобы люди, которые будут пользоваться всем этим, были довольны качеством. Ну и, безусловно, мы должны запустить новые социальные объекты, которые возводим в рамках адресной инвестиционной программы, - школы, ряд фельдшерско-акушерских пунктов и другие соцобъекты.
Совсем недавно федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ принял решение перечислить Сахалинской области 1,99 млрд рублей на реализацию новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года. Первые средства в размере 667,9 млн рублей уже получены. Сахалинская область раньше всех российских регионов получила федеральное финансирование на эти цели. Средства направят на реализацию этапа 2022-2023 годов региональной адресной программы переселения.
- Сергей Петрович, в этом году строительные компании заявляли о проблеме с поставками цемента на Сахалин. Как решается этот вопрос? И есть ли проблемы с поставками других стройматериалов из-за возникшего коллапса с грузами в портах Приморского края?
- Проблемы с доставкой цемента действительно были, Минтранс Сахалинской области брал на контроль данный вопрос и курировал их до прибытия в область. На сегодняшний день обращений по данному вопросу нет.
Хотелось бы отметить, что предприниматели, столкнувшиеся с проблемой задержки груза из Приморского края, могут заполнить специальную форму и направить ее в отраслевой орган исполнительной власти. В форме необходимо указать полные данные об объемах груза, точке отправления и пункте назначения, коллеги обязательно помогут для оперативного решения вопроса.
- Еще одна проблема, обозначенная стройкомпаниями, что из-за пандемии и проблем в портах Приморья с отправкой грузов, стремительно дорожает стоимость строек. Насколько уже произошло удорожание? Будет ли оно компенсироваться стройкомпаниям и из каких источников? Не приведут ли все эти проблемы к массовым банкротствам строителей? И как это все может отразиться на планах строительства в 2022 году?
- На наш взгляд сама пандемия не отразилась на строительных компаниях Сахалинской области. Ни одна стройка не встала по этой причине.
По поводу проблемы в портах. Да, она действительно существует, но этот вопрос решается на самом высоком уровне - заместитель министра транспорта Российской Федерации лично контролирует ход решения этого вопроса.
В связи с поднятием в 2021 году цен на строительные ресурсы утверждено постановление правительства Сахалинской области №483 от 15 ноября. У застройщиков появилось право на заключение дополнительного соглашения к договору подряда. На сегодняшний день мы оценили объем дополнительного финансирования, который потребуется после пересчета цены ранее заключенного с застройщиком контракта, и обязательство по нему ещё не выполнены, и изыскали дополнительное финансирование для решение этого вопроса.
Мы всячески поддерживаем строителей в этом плане. Входим в положение, разбираем вопрос каждой компании индивидуально, ведь у нас общие цели, которые должны привести к качественным объектам в обозначенные сроки.
- В этом году на дорогах региона активно проводился ямочный ремонт, помимо планового капремонта.
- Да, мы решили подойти к этой проблеме системно - сделать восстановительные работы по дорожному покрытию внутри муниципальных образований. По каждому муниципальному образованию мы создали стандарт содержания дорог общего пользования. В этот стандарт включили все то, что должно быть сделано, чтобы дороги находились в нормальном эксплуатационном состоянии. Для решения этой задачи были привлечены также волонтеры и жители городов, которые на интерактивную карту региона наносили проблемные участки дорог в своих населенных пунктах.
Эти проблемные участки, в зависимости от сложности работ, устранялись в сроки от трех дней до двух недель максимум. Некоторые проблемные участки, если мы видели, что локальный ремонт там не поможет, вскрывали и ремонтировали достаточно большую площадь дорожного полотна. Надеюсь, что эта ситуация весной следующего года позволит нам выявить намного меньше дефектов.
Есть специальные технологии, которые позволяют некоторые виды ям, которые возникнут зимой, также ремонтировать. Мы постараемся этой зимой попробовать такие варианты.
Если говорить о предстоящей зиме, то в стандарт содержания дороги зимой входит соответственно очистка от снега проезжей части и тротуаров.
- Как решаются вопросы транспортной доступности региона?
- Что касается транспортной доступности, в этом году решены достаточно серьезные вопросы. Я бы назвал самым главным вопросом - создание Дальневосточной авиакомпании. То, что сейчас наша "Аврора" и правительство Сахалинской области, как один из главных держателей акций этой авиакомпании, участвуем в огромном процессе транспортной доступности всего Дальневосточного федерального округа.
На базе "Авроры" произошло объединение всех авиакомпаний, которые существуют в ДФО, с тем, чтобы оптимизировать используемый флот и графики, которые позволяют состыковывать рейсы между различными направлениями, и использовать малую моторную авиацию для местных перелетов.
У коллег на материке эта тема с малой авиацией достаточно хорошо была развита, в этом году она и у нас, в Сахалинской области, тоже появилась. Мы запустили несколько внутренних дополнительных рейсов, так что у нас теперь летают два самолета Dash-6, пассажировместимость каждого из них - 19 человек. Это очень удобные суда для коротких перелетов. На некоторых рейсах, например, из Южно-Сахалинск в Шахтерск (западное побережье Сахалина) мы заменили большие машины на Dash-6, чтобы высвободить флот.
До конца года мы хотим запустить еще два новых рейса из Южно-Сахалинска в центральную часть Сахалина - в Леонидово Поронайского района и в Смирных. Сейчас работаем с Министерством обороны РФ по аэродромным площадкам, которые принадлежат военным в этих районах.
Кстати, услугами малой авиации, имею в виду малую моторную авиацию, в этом году у нас воспользовались более 10 тысяч человек. Услуга востребована, и мы, безусловно, ее будем развивать.
- В этом году регион получил два новых судна для перевозок на Курилы. Они вышли в рейсы?
- Да, в этом году на Невском судостроительно-судоремонтном заводе завершилось строительство и переданы нам два судна ледового класса, которые у нас надежно соединяют Сахалин и Курилы. Это - "Павел Леонов" и "Адмирал Невельской". Первым на Сахалин прибыл "Адмирал Невельской" и летом мы запустили его в рейсы, "Павел Леонов" прибыл в сентябре и в начале октября он вышел в первый рейс.
Теперь проблема транспортной связи с Курилами, наверное, будет менее острой, чем была до этого момента. Ведь ранее грузопассажирские перевозки между Сахалином и Курилами выполняло только одно судно "Игорь Фархутдинов", а это уже достаточно старое судно и грузов берет не очень много. Новые суда - усиленного ледового класса Arc4, то есть они могут проходить через битый лед, чего "Игорь Фархутдинов" не может, и могут с собой брать 20- и 40-футовые контейнеры с грузами и 144 пассажиров. По сравнению с "Игорем Фархутдиновым" - это большая цифра.
Продолжается работа и по другим направлениям. На наши плечи возложили перспективы маломерного флота. Нам нужно найти и приобрести современные скоростные суда, чтобы обеспечить перевозки между южными Курильскими островами - между Шикотаном, Кунаширом и Итурупом, с тем, чтобы пассажиры с этих островов могли собираться в портах Курильска или Южно-Курильска и уже там на больших судах ("Павел Леонов", "Адмирал Невельской" и "Игорь Фархутдинов") отправляться на Сахалин. Это нужно, чтобы сократить время следования между Сахалином и Курилами больших судов.
Маломерный флот нам также нужен, чтобы обеспечить туристическое направление по Анивскому заливу на юге Сахалина. Поэтому работаем в этом направлении. Надеюсь, что в следующем году найдем решение с приобретением таких судов.
- Как решается вопрос с морскими перевозками на Северных Курилах?
- У нас на выходе решение по Северным Курилам. Надеюсь, что в конце этого года, максимум в начале следующего года, мы сможем приобрести судно, которое будет связывать Северо-Курильск с Петропавловском-Камчатским. Это будет более современное надежное судно чем "Гипанис", который осуществлял такие рейсы. Оно будет брать на свой борт и грузы и пассажиров в необходимом количестве.
- Когда регион получит новые паромы на паромную линию Ванино - Холмск?
- У нас в стадии строительства находятся два парома для линии порт Ванино (Хабаровский край) - порт Холмск (Сахалин). Оба парома уже ушли из судоверфи Комсомольска-на-Амуре, и сейчас проходят достроечные операции во Владивостоке. План - первый паром должен появиться у нас в конце 2022 года, второй - в начале 2023 года. Это позволит нам значительно увеличить качество и скорость обращения грузов между Ванино и Холмском.